Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3741), 29 сентября 2006
Официальный отдел

«О деятельности университета
в 2005/2006 учебном году»

Отчет ректора СПбГУ Л.А.Вербицкой на расширенном заседании ученого совета 31 августа 2006 г.

Позвольте поздравить вас с наступающим новым учебным годом и пожелать в новом учебном году крепкого здоровья, творческих успехов и всего самого доброго.

Ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая

Ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая

Прошедший учебный год был насыщен знаковыми событиями во всем мировом сообществе, России и, конечно, университете, событиями, определяющими жизнь на перспективу.

К их числу, безусловно, относится встреча руководителей восьми ведущих государств, проходившая в Санкт-Петербурге. Впервые Россия принимала такой представительный форум и определяла его рабочую повестку.

Я не случайно называю это событие как важнейшее. Для нашей страны – это признак нового состояния, окончательный переход от изоляционизма, противостояния – к открытости, политической и социальной толерантности. Это признание за нашим Отечеством права быть ведущим в мировых процессах.

Было бы наивным полагать, что на мировой арене все без исключения рады видеть возрождение могущества нашей страны. Вы являетесь свидетелями выступлений политиков ряда стран ближнего и дальнего зарубежья, да и некоторых отечественных деятелей, для которых отстаивание национальных интересов России не что иное, как возврат к тоталитаризму, отход от демократии.

При внимательном анализе таких заявлений всегда можно обнаружить корыстный интерес «заявителей», стремление влиять на внутреннюю и внешнюю политику России.

Мне представляется, что именно в прошедший период четко определилась позиция руководства страны на отстаивание национальных интересов. Достигнут качественный перелом во внутренней и внешней политике. Его признаками выступают: политическая стабилизация и устойчивое экономическое развитие.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что удалось сделать в стране за последние годы.

По сути дела, Россия после развала Советского Союза должна была построить новую хозяйственно-экономическую инфраструктуру, создать новую систему кооперативных связей как внутри страны, так и на мировом рынке.

Многие страны ближнего зарубежья стремились к тому, чтобы ограничить доступ России на мировые рынки, используя все доступные средства, вплоть до политического и экономического шантажа. Достаточно напомнить историю с поставкой российского газа через Украину в Европу.

Достигнутый перелом будет служить основой для возрождения национального самосознания, патриотизма, формирования государственной идеологии, выработки перспектив развития экономики, образования, науки и культуры.

Я напомню, что в Конституции Российской Федерации наше государство определяется как социальное, главной ценностью и целью которого должен быть человек, его развитие, сохранение и поддержание его физического и нравственного здоровья.

Можно с уверенностью сказать, что именно в прошедший период понятие «социальное государство» начинает наполняться реальным содержанием. Принятые программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, аграрного сектора и, наконец, формирование национальной демографической стратегии составляют ядро социальной политики государства.

Конечно, принятие программ – это лишь первый шаг, но он свидетельствует о том, что общество, избавляясь от социальной болезни, крепнет и получает перспективы для своего развития.

Я особо хочу подчеркнуть, что образованию в государственной стратегии социального развития отводится ведущая роль, поскольку именно человеческий потенциал определяет способность общества к развитию.

Образование делает наше общество устойчивым, дает свободу для осознанного развития человека. Только культурный человек может быть свободным. В этом я убеждалась не один раз.

Вместе с тем, наше образование в силу целого ряда обстоятельств было по преимуществу ориентировано на выполнение другой функции – профессиональной подготовки. Не только вузовская система, но даже школьное образование в значительной степени было ориентировано на профессиональную подготовку. И нужно сказать, России есть чем гордиться.

Образование, конечно, должно удовлетворять потребности национального хозяйства в кадрах специалистов. Но в условиях рыночной экономики данная функция образования приобретает новое содержание. Она строится не на принципе реакции на потребность, а на активном участии в формировании потребностей.

Образование выступает социальным регулятором рынка труда, занятости молодежи.

Я должна особо подчеркнуть, что национальный проект «Образование» нацелен именно на то, чтобы учебные заведения всех уровней обеспечивали эффективную реализацию названных функций.

Уважаемые коллеги!

Санкт-Петербургский университет принимал активное участие в разработке национального проекта «Образование». Многие из вас выступали экспертами. Но я в общих чертах хочу напомнить вам основные положения этого документа.

Национальный проект структурно объединяет всю систему от средней школы до послевузовского образования по следующим блокам:
– экономика: включающая финансирование образовательного процесса, оплату труда, стипендии, развитие материально-технической базы и ее ускоренную модернизацию;
– организация и управление сферой образования: совершенствование образовательной структуры, ранжирование учебных заведений, создание устойчивых связей между образованием и бизнесом, приоритетная поддержка инновационных образовательных технологий;
– методическое обеспечение непрерывного образования; совершенствование образовательных стандартов, структуры и номенклатуры образовательных программ в соответствии с международными требованиями.

Реализация национального проекта сконцентрирована на следующих направлениях: – поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;
– внедрение современных образовательных технологий;
– создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня;
– повышение уровня воспитательной работы в школах;
– развитие системы профессиональной подготовки в армии.

На реализацию мероприятий национального проекта предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 31,3 млрд руб. в 2006 и 45,7 млрд руб. в 2007 г.

Я хочу обратить ваше внимание на эти цифры. Фактически сфера образования дополнительно получает 30% бюджетного финансирования. Национальный проект создавался не только как технологическая программа, но, прежде всего, как политический документ. Он многократно обсуждался в рабочих группах, дважды обсуждался на заседаниях Президентского совета, на заседаниях правительства и Государственном Совете.

8-9 июня 2006 г. на съезде Российского союза ректоров обсуждались первые шаги в реализации национального проекта. Как участник съезда могу сказать, что, пожалуй, впервые мы почувствовали, что руководство страны отводит образованию одну из главных ролей в социальном развитии страны.

Не случайно в число вопросов повестки дня большой восьмерки по инициативе России были включены проблемы развития образования.

Очевидно, что перспективы развития мирового сообщества все в большей мере определяются знаниями, новациями. Человечество в своей хозяйственной практике будет разрешать проблемы ресурсного обеспечения за счет создания новых технологий, меняющих потребности в природных ресурсах.

Специалисты называют современное общество информационным. С этим можно согласиться, если иметь в виду, что наука и образование обеспечивают создание и распространение информационного продукта.

Конечно, состояние нашего отечественного образования далеко не блестящее. Президент в выступлении на съезде Союза ректоров указал, что страна тратит на содержание вузов из федерального бюджета порядка 140 млрд рублей в год. Цифра большая. Но если сравнивать с развитыми странами, она не выглядит столь уж внушительной. Оплата труда профессорско-преподавательского состава остается одной из самых низких в стране. Заработная плата профессора близка к зарплате кондуктора трамвая, а у доцентов она даже ниже. Техническая оснащенность вузов далека от мировых стандартов.

Понятно, что образование требует финансирования. Но я еще раз обращусь к выступлению президента. Он сказал следующее: «На науку и образование денег не жалко. Но жалко их просто «палить»…» В своем выступлении на съезде Союза ректоров он несколько раз подчеркивал мысль о том, что высшая школа должна как можно рациональнее использовать финансовые вливания.

А для этого необходимо разработать новую, современную идеологию высшего образования, соответствующую современным потребностям общества и экономики.

Нужно многое изменить не только в техническом оснащении вузов, методике обучения, но и в самом отношении общества к высшему образованию.

Не секрет, что сегодняшняя структура вузов, сформировавшаяся в перестроечный период, не только ущербна, но фактически дискредитирует высшее образование. Почти в каждом городе десятки вузов или филиалов. Всего в России действует 3355 государственных, филиалов государственных и негосударственных вузов. В Санкт-Петербурге 48 государственных и 46 негосударственных вузов. Откройте любую газету платных объявлений, вы увидите массу предложений учиться, в том числе и такое: «Два диплома в одни руки».

Министерство образования как будто заинтересовано в расширении сети учебных заведений, а не в упорядочении их структуры. В свою очередь, власти в регионах поддерживают открытие своих областных и районных университетов. В технических вузах были открыты гуманитарные, экономические, социологические и юридические направления.

В этом году самые высокие конкурсы в Петербурге были на:
– факультете экономики и управления Лесотехнической академии – 30,56 чел/место;
– факультете иностранных языков в Политехническом университете – 27,5 чел/место;
– факультете экономики и менеджмента в Технологическом университете – 26,7 чел/место;
– связи с общественностью в Университете кино и телевидения – 23,4 чел/место;
– финансы и кредит в Университете авиаприборостроения – 21,7 чел/место.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что это конкурс в вузы на непрофильные специальности.

Очевидно, что люди идут на эти отделения в госвузах и в негосударственные вузы не за знаниями, а за дипломами. И без изменения структуры образовательных учреждений нам не удастся повысить качество подготовки специалистов.

По-прежнему число вузов, готовящих высококлассных специалистов, не превышает 30.

Мне представляется, что два университета, наш и Московский, по своему потенциалу должны занимать особое положение. Наши вузы могут стать центрами кристаллизации государственной образовательной политики.

Необходимость изменения структуры образовательных учреждений, о которой я говорю постоянно, объективно обусловлена изменением потребностей в кадрах специалистов и самой профессионально-квалификационной структуры.

Требования к современному специалисту, действующему в рыночной среде, принципиально иные, чем в плановом хозяйстве. Он должен обладать разными компетенциями: собственно профессиональной, технической, управленческой. Наши стандарты, скроенные по лекалам прошлого, оказываются уже неудовлетворительными.

Структурная перестройка позволит сконцентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы вузов, избежать их распыления. В будущем, мне представляется, в Санкт-Петербурге будет 2-3 университета, которые будут готовить то же число студентов, но иного качества.

Я понимаю, что мои коллеги – ректоры воспримут мое заявление в штыки, а руководители негосударственных образовательных учреждений обвинят в отсутствии демократии. Но давайте смотреть правде в лицо.

В советское время отраслевые министерства создавали вузы своего профиля, чтобы организовать замкнутый цикл, чтобы иметь полную независимость от внешнего контроля.

Сегодня в условиях рыночной экономики мы сохранили отраслевые вузы, реорганизовав отрасли – еще один парадокс!

Структурная перестройка – болезненная хирургическая операция. Но для того, чтобы нам вернуть дееспособность институту образования – она необходима.

Концентрация интеллектуального потенциала создает предпосылки для инновационной образовательной технологии. Нововведение только тогда может принести эффект, когда приобретает массовый характер. В противном случае оно ассимилируется, размывается старыми представлениями. Принятая правительством концепция реализации национальных проектов, в том числе и в сфере образования, направлена на формирование таких центров новаций. В частности, финансирование вузовской науки и образовательных программ проводилось на основе конкурсного отбора. Было выбрано всего 17 университетов России, в том числе и наш университет, которым выделены финансовые ресурсы.

Я хочу подчеркнуть и тот факт, что бюджетные средства выделяются на условиях софинансирования, что повышает ответственность вузов за их расходование. В частности, для нашего университета будет выделено 970 млн рублей, а софинансирование составит 551 млн руб. То есть реальные расходы по проекту составят 1 млрд 521 млн рублей.

Вы, наверное, обратили внимание на установки правительства по контролю за ходом реализации национальных проектов, в частности, на заявления первого вице-премьера Д.А.Медведева, руководителя Счетной Палаты С.В.Степашина, генерального прокурора Ю.Я.Чайки о том, что за расходованием федеральных средств будет установлен самый жесткий контроль.

Поскольку эти заявления непосредственно касаются коллектива университета, я обращаюсь к сотрудникам ректората, руководителям структурных подразделений и прошу иметь в виду, что работа должна быть организована четко, и не только по оформлению отчетных документов, но и по отбору конкретных проектов.

Мне представляется целесообразным организовать комиссию Ученого совета, в задачи которой входило бы проведение мониторинга выполнения национального проекта, оказание методической помощи исполнителям в оформлении документов, организации взаимодействия университета с проверяющими и контролирующими органами.

Уважаемые коллеги!

Я напомню, что при разработке университетской стратегии мы исходили из того, чтобы закрепиться на ведущих позициях в мировом образовательном пространстве. Приоритетный национальный проект «Образование» согласуется с нашей стратегией не только по идеологической направленности, но и структурно. Если говорить об интеллектуальном труде, то он уже давно имеет свой собственный мировой рынок. К сожалению, правила на нем еще не очень понятны.

Напомню, что на правительственном уровне поставлена задача перехода от ресурсного типа экономики к качественно новой, основанной на инновациях, к экономике знаний. Отсюда непосредственно вытекает круг проблем по совершенствованию образования, его предметной ориентации на удовлетворение потребностей национального хозяйства и, самое главное, на формирование этих потребностей в сфере экономики, культуры, политики, права.

Мне представляется, что интернационализация образования в перспективе станет главным инструментом процесса рациональной глобализации, в которой главной ценностью мировое сообщество будет видеть развитие человека вне зависимости от цвета кожи, религиозных и культурных установок.

Университет как мировой образовательный, научный и культурный центр видит свою миссию в том, чтобы на международном и национальном уровнях сделать эффективными процессы интернационализации образования. Мы активно участвуем в формировании национальной и международной политики в области образования. Многие инициативы университета уже сегодня реализованы в конкретных нормативных документах.

Вы все знаете, что включение России в Болонский процесс было инициировано нашим университетом. В числе других можно привести работу нашего университета как базового по подготовке специалистов гуманитарного профиля, подготовке новых учебников русского и национальных языков для стран СНГ, распространению русского языка, преподаванию дисциплин на иностранных языках.

Уважаемые коллеги!

Вы хорошо понимаете, что принятие решения – важный этап в любом деле. Но в достижении результата не менее важными являются организация деятельности, ресурсное обеспечение, способность исполнителей выполнять свою работу квалифицированно и ответственно.

Университет является средоточием кадров высшей квалификации. За прошедший год число докторов наук увеличилось на 13 человек и составило 839, число кандидатов наук – на 26 и составило 1962 человека; численность профессорско-преподавательского состава выросла на 144 человека. Сегодня в университете профессорско-преподавательский коллектив составляет 3948 человек. В научных подразделениях занято 149 докторов, 398 кандидатов наук.

Я еще раз хочу поздравить членов нашего университета, избранных в Российскую Академию наук.

Членами Академии стали:
Индейцев Дмитрий Анатольевич, профессор математико-механического факультета,
Кукушкин Вадим Юрьевич, профессор химического факультета,
Леонов Геннадий Алексеевич, декан математико-механического факультета,
Петров Юрий Викторович, профессор математико-механического факультета.

Действительным членом Академии наук стал Казанский Николай Николаевич, профессор филологического факультета.

Всего у нас работают:
33 члена РАН, 3 академика РАО и 5 членов РАМН.

Значительные перемены в кадровом составе произошли и в ректорате. В первую очередь я имею в виду изменение структуры Учебно-методического управления и его кадровое насыщение.

Вместе с тем, я бы хотела обратить внимание на то, что в среднем звене университета, и в частности в хозяйственных и обеспечивающих службах, квалификация сотрудников далеко не всегда соответствует выполняемым функциям.

Мы многократно обсуждали проблемы текущего обучения исполнительского звена, но, к сожалению, это не стало главным для руководителей подразделений.

Главная забота ректората, руководителей структурных подразделений – люди, создание для них максимально благоприятных условий работы, комфорта, хорошего морально-психологического климата.

И если первое зависит от материальных ресурсов, то второе – от человеческих отношений. К сожалению, не удается нам избежать конфликтных ситуаций. И сегодня я бы хотела обратиться к заведующим кафедрами, деканам, руководителям научных подразделений с просьбой быть внимательными к сотрудникам, не допускать разрастания конфликтных ситуаций.

Уважаемые коллеги!

Я традиционно в своем отчете хочу обратить внимание на оплату труда преподавателей и сотрудников университета. Вам известно, что с 1 мая 2006 г. оплата труда была увеличена. Но, конечно, это повышение не является достаточным для того, чтобы высшее образование стало реально приоритетной сферой. По моим соображениям, минимальная заработная плата профессора должна составлять в нашей стране 30-35 тыс. рублей. Только в этом случае он будет эффективно заниматься своим предметом, а не бегать по лекциям в коммерческих вузах.

Я называю эти цифры исходя из реальной их достижимости. На некоторых наших факультетах: менеджмента, юридическом, экономическом уровень оплаты приближается к обозначенному за счет дополнительного приема студентов на коммерческой основе. Наша задача – на всех факультетах поднять оплату труда. Мы должны сохранить университет единым, целостным коллективом. В этом наше преимущество.

Я хочу вам сообщить, что ректорат, проанализировав финансовое состояние, нашел возможность всем сотрудникам §47 выплатить премию в размере оклада за август. Я надеюсь, что руководители научных подразделений найдут возможность для премирования сотрудников §53.

***

Готовность университета участвовать в реализации национального проекта в значительной степени определяется состоянием материально-технической базы, качеством основных фондов, объемами оборотных средств, их эффективным использованием.

На 01.01.06 основные фонды университета составляли почти 29 млрд руб., в том числе здания и сооружения – 27 млрд руб. Вам известно, что большинство наших зданий построены сто и более лет назад. Их содержание требует ежегодно только по действующим нормативам почти 1 млрд руб.

Университет на цели капитального и текущего ремонта в прошлом году потратил 679 млн руб. Если учесть, что все предыдущие годы мы не получали необходимого финансирования, ситуацию благополучной назвать нельзя.

Вместе с тем, университет за счет целевого финансирования, собственных средств и спонсорской помощи в прошлом году выполнил объем работ по капитальному ремонту, реконструкции и новому строительству на 865 млн руб. Особо хочу подчеркнуть, что сдвинулась с мертвой точки реконструкция здания НИФИ под научную библиотеку.

Существенным дополнением к основным фондам университета будет комплекс Высшей школы менеджмента, на создание которой правительством выделяются значительные средства.

Помимо зданий и сооружений в имущественном комплексе университета машины и оборудование составляют более 1 млрд руб. На сегодняшний день доля устаревшего оборудования 42,7%, велика доля лабораторного и технологического оборудования, имеющего предельный возраст.

За последние годы удалось в основном решить проблему компьютерного оснащения образовательного и исследовательского процесса. Но уже сегодня доля физически и морально устаревших компьютеров составляет 80%. И она растет очень быстро.

Для того чтобы реально участвовать в интернационализации процесса образования, нам необходимо разработать программу технического переоснащения университета, согласовать ее мероприятия по ресурсам, срокам и исполнителям. Блоком данной программы должен быть раздел инвентаризации, учета и своевременного списания устаревшего оборудования.

В части развития материально-технической базы университета имеется много претензий к административно-хозяйственным службам.

В силу сложившейся практики выделения средств в конце года могут возникнуть проблемы их рационального использования. Управлению бухгалтерского учета, планово-финансовому, хозяйственным службам нужно продумать механизм взаимодействия с министерством, чтобы не допустить нарушений.

Уважаемые коллеги!

Я очень кратко хочу познакомить вас с основными параметрами консолидированного бюджета университета по состоянию на 1-е полугодие 2006 г.

Объем средств из федерального бюджета 2 млрд 163 млн руб.

Внебюджетные – 1 млрд 728 млн руб.

В ближайшее время должно быть открыто финансирование по инновационным образовательным проектам – 485 млн руб., часть из которых уже получена, и выделено 500 млн на создание Высшей школы менеджмента.

Я хочу обратить ваше внимание на существенное увеличение объемов бюджетного финансирования. Рост бюджетного финансирования сочетается с целевой направленностью выделяемых средств, что требует от подразделений университета четкой организации работы по целевому планированию и строгой отчетности.

Я уже приняла решение об укреплении контрольно-ревизионной службы, но мне кажется, нужно организовать соответствующее методическое обеспечение проектов и программ со стороны планово-финансового управления.

Университет – постоянно развивающийся организм. И мы обязаны реагировать на потребности национального хозяйства различным образом, в том числе совершенствуя организационную структуру.

За прошедший год были утверждены положения об основных структурных подразделениях. Их число сегодня составляет 37.

В составе основных структурных подразделений решением Ученого совета открыт ряд новых кафедр и центров. Внутриуниверситетская специализация сочетается с расширением межфакультетской интеграции, что организационно проявляется в создании межфакультетских центров и программ. На мой взгляд, их деятельность весьма продуктивна. Интегрирующую функцию выполняет и проект «Наукоград», который мы рассматриваем как элемент общеуниверситетской деятельности.

Уважаемые коллеги!

Национальное и международное признание университета ведущим образовательным центром требует от нас постоянно работать над повышением качества образовательного процесса, разработки новых образовательных технологий, совершенствования структуры направлений и специальностей в зависимости от изменяющихся потребностей. Вам известны установки Министерства образования на сокращение количества специальностей путем их укрупнения.

В настоящее время структура подготовки в университете выглядит следующим образом:

1. 55 основных образовательных программ подготовки специалистов, по четырем основным образовательным программам обучение реализуются на двух и более факультетах;

2. 33 основные образовательные программы по направлениям подготовки бакалавров;

3. 27 основных образовательных программ по направлениям подготовки магистров;

4. 117 дополнительных образовательных программ на базе высшего образования.

Выпуск студентов в 2006 г. составил по всем формам обучения 5499 человек. Выпускников, получивших дипломы с отличием, 982.

Я всячески поддерживаю инициативы факультетов, ведущих программы параллельного обучения.

Отрадно то, что наши выпускники востребованы. По моим сведениям, они трудоустраиваются без особых проблем за счет контактов с предприятиями в период производственных и преддипломных практик.

В этой связи нужно обратить внимание на содержание учебных планов и стандартов, чтобы предусмотреть возможность увеличения таких практик, ведь для того, чтобы трудоустроиться, студент должен предъявить историю своей трудовой деятельности.

В прошлом году 117 студентов университета получили именные стипендии, в том числе шестеро – стипендии президента, шестеро – правительства. Впервые к стипендиальным программам подключилась торгово-розничная сеть «Патэрсон», выделившая для студентов 8 стипендий.

Наши студенты активно участвовали в российских и международных конкурсах и стали их лауреатами. Так, например, студенты математико-механического факультета заняли 2-е место на международном конкурсе по информатике, студенты факультета менеджмента – 3-е место в конкурсе проектов, проведенном фирмой Loreal.

Возрос престиж университетского конкурса на научную студенческую работу. В этом году в нем приняли участие студенты всех факультетов.

Уважаемые коллеги!

Мы только что провели посвящение в студенты первокурсников нового набора.

Итоги приема следующие:

Подано заявлений – 14 325
в том числе:
на дневное отделение – 11 722
на вечернее отделение – 1 900
на заочное отделение – 703

Зачислено 6 022 человека
в том числе:
на дневное отделение – 4 856 человек
на вечернее отделение – 780 человек
на заочное отделение – 386 человек.

По итогам конкурса лидеры: медицинский факультет – 6,08 чел/место, юридический факультет – 5,82 чел/место и факультет международных отношений – 5,6 чел/место.

Надеюсь, что результаты реализации национального проекта “Образование” будут позитивными для наших студентов. В частности, я рассчитываю на то, что предполагаемое повышение стипендий, расширение социальных льгот и программ будет хорошим стимулом для обучения.

Я понимаю, что студенческая жизнь не состоит только из каникул. Главное для студента – учиться.

В прошлом году на дневном отделении в летнюю сессию доля студентов-задолжников составила: на первом курсе – 57%, на втором – 54,2%, на третьем 44,8%, на четвертом 33%.

Статистика свидетельствует о неблагополучной ситуации.

У нас теперь открыт прием на специальность «молодежная политика» на факультете социологии. Надо сделать заказ ректората на исследование собственной молодежной политики.

К сожалению, студенческое самоуправление организовано слабо, работа студенческого профсоюза все больше превращается в формальность, что меня очень беспокоит. Возможно, я смотрю на всё это со стороны своей студенческой молодости, и, может быть, уже нельзя требовать от студентов заниматься общественной работой бескорыстно.

Мы часто говорим об особенностях российского менталитета, коллективности, соборности, но, к сожалению, порой утрачиваем эту важную, на мой взгляд, черту в воспитательной политике.

Важным направлением образовательной деятельности университета является обучение иностранных граждан, и прежде всего обучение студентов. В настоящее время в университете обучается 1543 гражданина из 90 стран, в том числе 58,7% – студенты полного цикла обучения.

Подготовка иностранных студентов как функция университета важна постольку, поскольку решает задачи интернационального воспитания населения, укрепления экономического и культурного сотрудничества. За последний год наблюдается тенденция устойчивого роста количества студентов-иностранцев. К сожалению, в нашем городе не обошлось без проявления ксенофобии и шовинизма по отношению к студентам-иностранцам. Я надеюсь, что студенческий актив, наши преподаватели, сотрудники службы международных связей сделают все необходимое для преодоления негативных моментов.

* * *

Университет – единый учебно-научный комплекс. В этом его преимущество перед другими российскими учебными заведениями.

Объемы финансирования научной деятельности в первом полугодии 2006 года составили 119,8 млн руб. Наблюдается устойчивая тенденция роста – это важно. Но необходимо, чтобы государство определило свои позиции в отношении вузовской науки как важнейшего сектора фундаментальных исследований.

Длительное время мы отстаивали идею исследовательского университета. В общем она реализована. Многие научные проблемы мы решаем вместе с академической наукой.

Вместе с тем, положение научных сотрудников институтов университета остается непростым.

Несколько лет назад для сохранения научного потенциала мы предпринимали шаги по совмещению должностей 47 и 53 параграфов штатного состава. Создали Центр поддержки образовательных программ. Этого, конечно, недостаточно.

Сегодня после принятия решений о повышении оплаты труда научных работников в учреждениях Академии наук логично было бы ожидать соответствующих решений и в отношении научных сотрудников университета. Мы же ищем новые пути выхода из ситуации, в том числе и за счет реализации проекта “Наукоград”.

Несмотря на проблемы, научные результаты университета значительны. За прошедший год опубликовано более 1000 монографий, учебников, учебных пособий и научных сборников. Проведено 300 научных конференций, универсанты приняли участие в 1500. Премия правительства РФ присуждена профессору медицинского факультета Ивану Васильевичу Гайворонскому.

Получено 11 патентов на изобретения и полезные модели и 6 свидетельств на программы для ЭВМ.

Особое внимание уделялось работе аспирантуры и докторантуры. Вам известны новые требования к соискателям, да и к службам аспирантуры в целом. Мне кажется, что нам удалось переломить тенденцию снижения количества защищающихся, хотя резервы повышения эффективности достаточно большие: процент защит в 2005 году вырос до 27,2.

Программа дополнительной поддержки молодых талантливых ученых в 2005 году модернизирована: увеличен срок до 5 лет, что дает возможность научной молодежи закрепиться в университете.

В 2005 году 25 аспирантов были стипендиатами Фонда президента, 11 аспирантов получили именные стипендии Фонда Нансена.

Информационное обеспечение научной и образовательной деятельности в прошлом году постоянно было в центре внимания Ученого совета и ректората. В стратегии развития университета мы определили роль Научной библиотеки как центрального элемента информационной системы. Я должна отметить, что библиотека с этой ролью справляется. Сейчас для всего университета непростое время, а для библиотеки особенно. Она уже готовится к переезду. Это сложный и ответственный момент, который предполагает не механическое перемещение, а создание новой системы информационного обслуживания. В отличие от многих вузов, в том числе и зарубежных, особенность нашей библиотеки в том, что факультетские библиотеки на правах отраслевых фондов для обеспечения всех студентов учебной литературой должны дублировать книжные фонды, что увеличивает расходы на содержание.

В сложившейся организационной структуре нам нужно найти оптимальное решение, и прежде всего за счет организации электронных ресурсов и доступа к ним.

В бюджете университета уже в 2007 г. нам необходимо предусмотреть расходы на подготовку переезда Научной библиотеки.

Оценивая работу Издательства, я бы хотела обратить внимание на необходимость еще более эффективного сотрудничества с нашими университетскими грантополучателями. Хотя определенные положительные сдвиги есть.

За прошедший год в международной деятельности университета произошли позитивные перемены. Международная политика стала более осмысленной. Международная комиссия Ученого совета пересмотрела цели и задачи сотрудничества, списки стратегических партнеров.

Главным в этом направлении стало развитие многосторонних проектов.

В марте подписан договор по проекту Cross-Border University. Наш университет возглавляет российский консорциум из четырех университетов и шести университетов Финляндии.

Результаты международного сотрудничества проявляются в учебной деятельности, изменении учебных планов, программ подготовки на иностранных языках. Научное сотрудничество развивается не только за счет обменов, но и за счет участия в международных проектах.

За отчетный период в университете выполнялось более 50 научных проектов в рамках зарубежных контрактов и грантов на сумму более 25 млн руб. (в том числе по контрактам с различными зарубежными фирмами – 12 проектов на сумму почти 7 млн руб.).

В ряду этих тем следует отметить такие направления исследований, как «Проектирование и изучение особо охраняемых природных территорий», «Охрана окружающей среды» и другие.

Наибольшее количество проектов выполнялось по грантам ЕС. Необходимо отметить увеличившееся количество грантов в области гуманитарных и общественных наук и проектов, направленных на разработку учебных программ, учебников и средств дистанционного обучения.

Я хорошо понимаю, что без активного использования мирового опыта задачи, поставленные национальным проектом «Образование», не решить, а потому считаю необходимым предложить Ученому совету еще раз вернуться к обсуждению проблем международного сотрудничества в университете, проанализировать деятельность служб ректората и факультетов для того, чтобы выйти на необходимый уровень организации этой работы.

Уважаемые коллеги!

Эффективная работа коллектива университета, позитивный морально-психологический климат невозможен без соответствующей социальной инфраструктуры. Обеспечение нормальных условий труда, организация работы столовых и буфетов, медицинского обслуживания, летнего отдыха всегда были в центре внимания ректората и профсоюзных организаций.

После того как в университете был создан Центр медицинского обслуживания, нам удается обеспечить медицинское страхование основной части сотрудников. В этом году полисы добровольного медицинского страхования на 48% оплачивались за счет университетских средств. Ряд факультетов вводят для своих сотрудников страхование более высокого уровня.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что в нашу повседневность входит совершенно новое явление – социальный пакет! Помимо оплаты труда социальный пакет дает возможность удовлетворять потребности сотрудников за счет коллективного результата, формирует соответствующие отношения в коллективе, создает корпоративность.

Я считаю, что нам нужно особое внимание обратить на легализацию социального пакета для университета и внести соответствующие дополнения в стратегию развития.

Ресурсы на социальную инфраструктуру мы тратим значительные. Их нужно учитывать и рационально использовать. На медицинское страхование университет в этом году затратил 5 млн руб. (стационарное лечение) и около 10 млн руб. – на амбулаторное лечение. На оплату путевок для сотрудников – 6 млн руб., в том числе 500 тыс. руб. – на санаторно-курортное лечение и на материальную помощь

3,5 млн руб.

Я говорю о текущих расходах, не учитывая, что детский оздоровительный лагерь, клуб университета, медицинский центр – располагаются на университетских площадях, то есть используют в своей деятельности университетские ресурсы.

Мы все это понимаем и целенаправленно развиваем социальную сферу для удовлетворения потребностей универсантов.

Уважаемые коллеги!

Анализируя деятельность университета за прошлый год, я бы хотела обратить внимание на сотрудничество ректората с общественными организациями.

Я хочу поблагодарить наш Совет ветеранов войны и труда и в его лице всех ветеранов за активную работу. Не было ни одного мероприятия, в котором они не приняли бы участия.

Традиции ветеранов поддерживает наш отряд «Ингрия». В этом году студенты провели девятнадцатую и двадцатую вахты. Я хочу поблагодарить поисковиков за их благородный труд.

В университетской жизни профсоюзные организации играли важную роль. Основным документом, регламентирующим отношения администрации университета и профсоюзов, является Коллективный договор. Договорные обязательства сторон в целом выполняются. Я бы только хотела пожелать профсоюзам бoльшей активности, инициативы в защите прав сотрудников, в том числе и представителей администрации. Конечно, гораздо проще контролировать, не выходя из кабинета, но это приводит к утрате авторитета, необходимости самой организации. Надеюсь, что на годичных конференциях профсоюзы предложат меры по своему участию в реализации национального проекта «Образование».

В свое время мы обсуждали на Ученом совете проблемы развития студенческого самоуправления. К сожалению, и здесь я не вижу большой активности. Создается впечатление, что студенческий актив ждет административного импульса, что нужна организация сверху. Я бы хотела обратиться к студентам – членам Ученого совета с предложением собраться отдельно и обсудить возможности решения этих проблем.

Университет – не только образовательный и научный центр. Он является признанным центром культуры. Клуб университета, который получил статус Центра музыкального и театрального творчества, объединяет восемь творческих коллективов, выступающих на университетских и городских площадках. Высокий профессионализм участников университетской самодеятельности отмечают все специалисты.

Клуб ведет большую организационную работу. Я знаю, сколько труда затрачено, чтобы организовать фольклорный фестиваль и музыкальные ассамблеи университета к 300-летию Петергофа.

Наши коллективы успешно выступают за рубежом – в Швеции, Норвегии, Финляндии, Франции, Венгрии. Я благодарна всем участникам за реальное продвижение марки университета, формирование положительного имиджа России в зарубежных странах.

Уже стали привычными первые представления оперных спектаклей Мариинского театра под руководством В.А.Гергиева, концерты абонемента Филармонии «Музыкальные встречи в университете», цикл «Фортепианные университетские вечера».

За прошедший год университет затратил на под-держку деятельности клуба более 5 млн руб., но эти расходы окупаются вкладом в воспитание и культурное развитие.

Уважаемые коллеги!

При подготовке отчета, в котором представлена работа всего университетского коллектива за прошедший год, я ставила задачу оценить возможности университета в реализации приоритетного национального проекта «Образование». В заключение могу сказать, что мы располагаем необходимым для этого кадровым потенциалом, имеется материально-техническая база, у нас есть идеи, есть стратегия развития университета. Но для того, чтобы выполнить задачи национального проекта, потребуются дисциплина, высокая ответственность и организованность на всех уровнях.

Заканчивая свой отчет, я еще раз хочу поздравить всех присутствующих и в их лице всех студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский состав, всех сотрудников университета с началом учебного года и пожелать здоровья, счастья и процветания вам и вашим близким.

Благодарю за внимание!  

Публикуется по решению Ученого совета от 31.09.06
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков