Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3740), 15 сентября 2006 года

Мир,
отраженный в зеркале

Почетным доктором Санкт-Петербургского университета стал Джакомо Риззолатти

Облаченный в мантию Почетного доктора Санкт-Петербургского университета, профессор Джиакомо Ризолатти элегантно поднимается на сцену, и с доброжелательной улыбкой обводит взглядом высокое собрание. Готовясь начать торжественную лекцию, ученый включает проектор, и, после перых же слов вступления, зал отдает должное обаянию опытного лектора, который (еще один сюрприз!) прекрасно говорит по-русски.

Джакомо Риззолатти, профессор Пармского университета, Италия

Джакомо Риззолатти, профессор Пармского университета, Италия

Мировую известность Джакомо Риззолатти принесло открытие зеркальных нейронов — необычных клеток головного мозга обезьян, которые одинаково активизировались, когда животное само выполняло действие, и когда обезьяна видела, как то же самое действие совершали другие. Такие нейроны как бы «отражали» поведение другого животного, позволяя наблюдателю прочувствовать происходящее, как если бы эти действия совершал он сам. Таким образом, как предположили ученые, зеркальные нейроны обеспечивают механизм понимания одними животными других.

Открытие Джакомо Риззолатти и его коллег вызвало огромный резонанс в нейробиологии. Однако бурный интерес сменился настоящим бумом, когда зеркальные нейроны обнаружили у людей. Оказалось, что системы зеркальных нейронов у нас гораздо более изощренные и, по-видимому, отвечают за развитие сложных социальных навыков. «Люди — это социальные животные, само наше выживание зависит от понимания действий, намерений и эмоций других людей, — комментирует свои слайды Джакомо Риззолатти. — Зеркальные нейроны позволяют нам понимать других через прямую симуляцию, посредством чувства, а не рационального анализа. Например, когда я вижу, как кто-то берет со стола кружку, нейроны моей моторной коры заставляют меня «прочувствовать» наблюдаемую операцию, как бы лично поднять эту кружку. Именно так я понимаю, что происходит вокруг».

Однако зеркальные нейроны помогают человеку понимать не только действия, но и намерения других людей. На основе того, что мы видим, мы можем предугадывать, что произойдет дальше. «У здорового человека различные моторные акты связаны друг с другом, — поясняет ученый. — Если я собираюсь выпить воды, то в тот момент, когда я беру со стола стакан, мое горло уже готовится сделать глоток. Много лет назад советский психолог Александр Лурия очень точно назвал подобную согласованность действий «кинетической мелодией». В зависимости от наших намерений нейроны мозга заранее выстраиваются в разнообразные цепочки. Именно поэтому наши движения такие красивые и плавные, а движения робота, наоборот, резкие и отрывистые — искусственно добиться подобной согласованности очень сложно. Именно так мы можем предугадывать действия других, «читать намерения» окружающих людей в зависимости от контекста».

Человек не только социальное, но и очень эмоциональное животное. Как теперь можно предположить, способность к сопереживанию и эмпатии также заложена в нас зеркальными нейронами. Когда мы идем в кино и смотрим грустный фильм, эти специфические клетки нашего мозга заставляют нас сопереживать герою: расстраиваться и даже плакать, когда на экране происходит что-то грустное. Более того, от способности к эмпатии в какой-то мере зависит здоровье и выживание нашего вида. Когда ребенок плачет, мать берет его на руки и успокаивает, потому что во многом испытывает те же чувства. И наоборот, когда мама весела и жизнерадостна, ее мироощущение передается ребенку.

По всей видимости, нарушения в работе зеркальных нейронов могут лежать в основе аутизма. «По сути, при этой болезни человек перестает понимать, что делают другие, — делает специальное отступление профессор Риззолатти. — Например, ребенок видит, что вы выполняете различные действия, но не понимает, почему вы это делаете. Ему становится страшно, он замыкается, не хочет общаться с другими детьми. При повреждении определенной части коры человек может потерять «мелодику движения». Если моторная мелодия нарушена — пропадает понимание, потому что исчезает отражение. Например, у аутистов мышцы рта никак не реагируют, пока чашка с водой не окажется совсем близко. Есть обширная литература о том, что у этих детей наблюдаются поражения мозжечка и других частей моторной коры, чего специалисты долгое время не могли понять. Вроде бы психологическая проблема, причем здесь моторика? Открытие зеркальных нейронов как будто проливает свет на эту загадку и дает надежду, что рано или поздно мы сможем справиться с этим нарушением».

Однако системы зеркальных нейронов, отвечающие за процессы имитации и симулирования, не только определяют множество странностей нашего повседневного поведения, но, по сути, создают предпосылки для развития всей человеческой культуры. «Зеркальные нейроны — это система, которая резонирует, когда вы видите, как кто-то делает то, что, так или иначе, умеете вы, — резюмирует Джакомо Риззолатти. — На этом построены все процессы имитации, копирования и, как следствие, обучения. Вы смотрите, как кто-то выполняет определенное действие, и пытаетесь его повторить. Это основа всей нашей культуры. Когда вы идете в школу, вы повторяете то, что делает преподаватель. То же самое происходит в университете. Так передаются знания и опыт. Часто можно слышать слова о том, что имитировать не нужно, нужно быть оригинальным. Это глупость. Какой-то оригинальности можно достичь лишь на основе общего культурного фундамента. Все самобытные художники, прежде чем создать что-то свое, у кого-то учились. Если вы посмотрите на ранние картины Пикассо, то увидите, что они достаточно традиционны. А потом, если вы что-то придумаете, это будет так же скопировано другими и таким образом станет частью нашей общей культуры».  

Игорь Макаров
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков