Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3740), 15 сентября 2006 года

Кредитно-модульная система
и расписание занятий

Болонский процесс, предстоящее внедрение ГОС ВПО нового (третьего) поколения необратимо приводят к введению в учебный процесс кредитно-модульной системы.

В интервью, опубликованном в журнале “Санкт-Петербургский университет” №10-11, 26 мая 2006 г., под рубрикой «Деньги под хороший проект», один из авторов этой статьи Н.Р.Тойвонен заметил: ”На каждом факультете создана своя уникальная система организации учебного процесса, специфика которого вызвана предметом изучения. Однако, как показывает опыт, определенные семестровые курсы, в особенности специальные, могут быть «уплотнены» до месячного или даже двухнедельного. Тогда предлагаемая система будет работать следующим образом. Например, в сентябре профессор отчитал свой курс, который ранее занимал полгода, и уже в октябре он/она сможет уехать поработать за рубеж: в Америку, Швецию и так далее, на 1-2 месяца, и, вернувшись в декабре, сможет прочитать следующий курс. Хорошо это? Безусловно. Наш университет только выиграет от реализации подобного рода технологий, поскольку обеспечит и высокий уровень подготовки студентов, и возможность академической мобильности – важнейшего механизма развития профессиональных качеств нашего ППС и ученых”.

Однако массовая реализация такого подхода в организации учебного процесса потребует значительных дополнительных усилий со стороны факультетов и, в частности, сотрудников, ответственных за составление расписания занятий, так как приведет к переходу от недельной формы расписания, повсеместно принятой в университете, к так называемому семестровому расписанию.

Достоинствами недельного расписания являются:

  • постоянное чередование дисциплин и видов занятий на протяжении всего семестра, равномерность их изучения, что обеспечивает определенную ритмичность и организованность в работе обучаемых;
  • сравнительная простота разработки и оформления, что предоставляет больше возможностей для формализации и применения машинных методов составления расписания или уменьшает трудоемкость составления вручную.

Однако для составления недельного расписания требуется выполнить определенные, довольно жесткие условия, основными из которых являются:

  • кратность числа часов каждой дисциплины во всех семестрах учебного плана числу недель, в учебном плане должно предусматриваться не общее количество часов на дисциплины по семестрам, а количество часов в неделю;
  • равномерное, строго определенное чередование лекций и практических занятий без учета их увязки по содержанию, отказ от наиболее оптимальной последовательности изучения дисциплин и увязки между ними внутри семестра;
  • продолжительность каждого занятия, включая семинары по всем дисциплинам, два академических часа, проведение четырех- и шестичасовых занятий исключается;
  • необходимость в зачетной сессии, так как все дисциплины будут изучаться на протяжении всего семестра и все зачеты обучаемые должны сдавать только в конце семестра.

Главным же недостатком недельного расписания является его слабая совместимость с модульной системой обучения.

Семестровое расписание позволяет:

  • выдержать необходимую последовательность прохождения занятий по всем дисциплинам, независимо от количества и взаимного расположения лекций и других видов занятий, а также продолжительности практических занятий;
  • обеспечить взаимную увязку изучения дисциплин в семестре по темам и занятиям, в том числе комплексное прохождение специальных дисциплин;
  • планировать должным образом проведение практик, полевых занятий и тому подобное;
  • рационально распределять по семестру зачеты, контрольные работы, сдачу домашних заданий, проведение семинаров и других сложных занятий, тем самым обеспечить равномерную нагрузку студентов в течение семестра.

Недостатками семестрового расписания является сложность его формирования. Оно трудно поддается формализации и составлению с помощью компьютера. Потребуется переучивание сотрудника по составлению такой формы расписания.

Как было отмечено, на факультетах университета в настоящее время в основном применяются недельные (двухнедельные) расписания занятий самых различных форм: расписания для каждой учебной группы, из которых формируется общее расписание факультета, расписание на поток или факультет в целом; расписания оформляются на листах большого формата и вывешиваются на стенах или распечатываются на принтерах и формируются в виде брошюры. На одних расписаниях занятия обозначаются условным цветом, штриховкой, на других – набором символов и так далее. Разнообразие форм недельного расписания объясняется в основном традициями каждого факультета, привычкой к использованию какой-то формы, издавна существовавшей на данном факультете.

Расписание учебных занятий – это завершающий этап планирования учебного процесса. Качество расписаний учебных занятий в значительной степени зависит от качества и методического уровня учебных и рабочих планов, их соответствия ГОС ВПО, а также от методической подготовки персонала, непосредственно занимающегося их составлением. Методически обоснованное и тщательно продуманное расписание учебных занятий в значительной степени определяет ритмичность и нормальную организацию всего учебного процесса факультета.

Составление расписаний учебных занятий – это процесс упорядочения за семестр в масштабе факультета всех видов учебных занятий со студентами по часам и дням недели с учетом целого ряда требований, предъявленных к ним.

Расписание учебных занятий должно обеспечивать:

– логическую последовательность изучения дисциплин в семестре и их взаимосвязь;

  • соответствие количества часов по дисциплинам и видам учебных занятий учебному и рабочему планам;
  • равномерное распределение учебной нагрузки студентов в течение семестра;
  • рациональную загрузку профессорско-преподавательского состава учебными занятиями;
  • равномерность загрузки студентов самостоятельной работой;
  • оптимальное использование лабораторий, компьютерных классов и специализированных аудиторий.

Исходными данными для составления расписаний учебных занятий являются:

1. Рабочие планы на каждую специальность (направление).

2. Распределение лекционных потоков и групп для практических занятий между преподавателями.

3. Количество недель или количество рабочих дней в семестре.

4. Данные об аудиторном фонде.

5. Мотивированные пожелания преподавателей и др.

При составлении расписаний учебных занятий должны учитываться требования методического и организационного характера, обеспечивающие условия самостоятельной работы, многие из которых вытекают из физиологических возможностей человека. Известно, что в конце семестра, в связи с развитием стойкого утомления, активность студентов на занятиях снижается из-за развивающегося процесса охранительного торможения. Ввиду этого целесообразно в конце семестра меньше планировать лекций, больше - практических видов занятий, так как более тесный контакт слушателей с преподавателями активизирует учебный процесс и в какой-то мере восполняет ослабленную активность обучающихся; концентрация всех зачетов в конце семестра также физиологически не оправданна.

Несмотря на кажущееся отсутствие утомляющего воздействия однодневных учебных нагрузок, к концу недели отмечается ухудшение умственной активности студентов, что говорит об отставании процесса восстановления от процессов утомления.

Составитель расписания должен четко представлять подобные физиологические особенности и учитывать их при составлении расписаний.

При переходе к семестровому расписанию, в наибольшей степени отвечающему модульной системе обучения, разработчикам расписания помимо обычных придется учитывать факторы, связанные с индивидуализацией обучения студентов, так называемые контактные часы – новую форму взаимодействия преподавателя и студента, вызванную повышением роли самостоятельной работы.

Любое расписание занятий должно содержать следующую информацию: номера учебных групп, наименование или условное обозначение дисциплин, время, место и вид учебных занятий, фамилии лиц профессорско-преподавательского состава, проводящих занятия. Для семестровых расписаний нужно указать также номера тем и занятий.

Современное расписание занятий должно быть представлено не только на бумажном, но и на электронном носителе. Программа, реализующая расписание, должна выдавать расписание занятий для каждого преподавателя и каждой учебной группы студентов.

Разработку такой программы можно предложить на конкурсной основе при поддержке этой идеи со стороны Ученого совета.  

И.А.Дементьев,
проректор по учебной работе,
Н.Р.Тойвонен,
директор инновационного проекта СПбГУ «Образование»,
Ю.Б.Васенёв,
начальник Отдела сопровождения
и развития образовательных программ УМУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков