Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3739), 31 августа 2006 года

Автоматизация планирования
учебного процесса в СПбГУ

Переход к современным формам обучения, все большей открытости образования, широкой организации включенного обучения, повышению индивидуализации обучения, увеличению доли самостоятельной работы студентов, увеличению роли элективных дисциплин и их веса в образовательных программах и ряд других факторов настоятельно требуют перевода системы планирования и учета учебной работы с рутинных форм организации этой работы на автоматизированные. В противном случае в ближайшие годы можно столкнуться с труднопреодолимой стеной проблем.

Наличие ручной системы сбора и обработки информации требовало значительного времени на подготовку стандартных итоговых документов. Тем более было сложно подготовить справки на внезапно появляющиеся запросы для руководства университета. Это связано было в том числе с тем, что хотя факультеты и предоставляли документы в едином, утвержденном внемашинном формате, на внутримашинном уровне на каждом факультете эти документы представлялись по-разному и не могли быть обработаны с помощью единого программного средства.

В связи с этим в университете на протяжении ряда лет разрабатывался программный комплекс (ПК) «Преподаватель-Нагрузка», отдельные элементы которого вводились в локальную эксплуатацию на некоторых факультетах и УМУ с 1999 г. Это позволило отработать общие принципы и идеологию построения комплекса, отвечающего современным требованиям.

В состав комплекса «Преподаватель-Нагрузка» в соответствии с техническим заданием должны были входить программные модули «Кафедра», «Деканат» и «Ректорат».

Первые два модуля в настоящее время реализованы в рамках подсистемы «Факультет», на которую возложены функции по автоматизированной (то есть с участием и под контролем человека – лица, принимающего решения (ЛПР)) разработке планирующих и отчетных документов учебного процесса на факультетах. В качестве ЛПР, как правило, выступает декан, заместитель декана по учебной работе или начальник учебного отдела. Данное лицо может внести изменения и дополнения в предложенные системой проекты документов; оно принимает окончательное решение и подписывает документы. Без внедрения этих двух модулей невозможно было перейти к созданию третьего программного модуля комплекса «Преподаватель-Нагрузка» — модуля «Ректорат», который был задуман как центральный, объединяющий модуль в этом комплексе.

Дело в том, что на ряде факультетов, при отсутствии единой компьютерной системы планирования в университете, каждый факультет самостоятельно решал проблему планирования, и некоторые из них добились неплохих результатов. Однако при этом не решались некоторые задачи в интересах всего университета в целом, или решались с большими затруднениями и не всегда качественно.

Важным этапом в развитии автоматизации планирования учебного процесса было решение Ученого совета университета о выделении с середины 2004 года средств из ЦФ на финансирование разработки подсистемы «Факультет». Это позволило уже в 2005 году провести экспериментальную эксплуатацию подсистемы на семи факультетах университета.

При этом следует отметить особую роль в 2002-2004 годах факультета журналистики, который практически один поддерживал разработку ПК «Факультет» в эти годы.

К весне 2005 г. факультетам, участвующим в эксперименте, были предложены новые технологии планирования учебного процесса с использованием ПК «Факультет». Были проведены занятия с сотрудниками факультетов по обучению их пользованию данным программным продуктом.

Необходимая справочная и оперативная информация о первых двух модулях была размещена на сайте Отдела сопровождения и развития образовательных программ УМУ университета http:/www.umu.spbu.ru в специальном разделе «ПК Факультет».

Результаты эксперимента по планированию учебного процесса с использованием ПК «Факультет» показали работоспособность комплекса и направления его дальнейшего совершенствования.

Благоприятным моментом для развития и совершенствования системы «Преподаватель-Нагрузка» в целом и подсистемы «Факультет» в частности является то, что ее разработчики — сотрудники университета, тесно связанные с планированием и организацией учебного процесса. Это позволяет поэтапно вводить систему в действие, развивать ее в нужных, порой заранее не предсказуемых направлениях. Сейчас ведется большая работа по созданию и описанию стандарта внутримашинных информационных структур системы (структур баз данных), что позволит на факультетском уровне, при желании, расширять возможности подсистемы «Факультет» с учетом индивидуальных потребностей факультетов силами самих факультетов.

Вместе с тем, выявились: недостаточно высокий уровень подготовки секретарей ряда кафедр и методистов факультетов; недостаточное техническое обеспечение и административное сопровождение внедрения подсистемы «Факультет» со стороны некоторых деканатов. Была отмечена и выжидательная позиция отдельных факультетов, на которых сложились устойчивые коллективы специалистов, неплохо работающих при существующей системе планирования учебного процесса с элементами использования Word, Excel и других стандартных программных продуктов или даже ручной обработки и предоставления планирующих документов.

По результатам эксперимента в декабре 2005 г. был издан приказ ректора “О введении в эксплуатацию подсистемы “Факультет” (от 21.12.05. № 1465/1), который обязал все факультеты осуществлять планирование учебного процесса на 2006/2007 учебный год с применением ПК «Факультет». Этим же приказом определялся новый порядок прохождения планирующих документов и обмена заявками на проведение занятий по непрофильным дисциплинам, который предусматривает большую самостоятельность и ответственность факультетов в планировании учебного процесса.

Полномасштабное внедрение на всех факультетах ПК «Факультет», основанного на однотипной структуре внутримашинной информации, позволит решить целый ряд новых задач, значительно повысить эффективность планирования и управления учебным процессом и тем самым повысить его качество, в частности:

  • существенно улучшить общение и обмен информацией:
    — по горизонтали — между различными факультетами, другими учебными подразделениями в ходе планирования учебного процесса, согласования заявок и прочее;
    — по вертикали – между руководителями и исполнителями (например, секретарями кафедр и деканатом, между деканатом и ректоратом);
  • оперативно анализировать ход учебного процесса по различным параметрам, осуществлять мониторинг образовательной деятельности и на его основе производить координирующие действия;
  • структурировать различные информационные ресурсы, относящиеся к планированию и организации учебного процесса, необходимые для реализации единой политики и стратегии;
  • обеспечить доступ всем участникам учебного процесса: преподавателям, студентам и другим к необходимым разрешенным для работы и учебы информационным ресурсам;
  • повысить достоверность, полноту и сохранность информационных потоков.

 

Функциональными расширениями подсистемы «Факультет» может быть: составление расписания занятий и расписания экзаменационных сессий; формирование европейского приложения к дипломам; создание дополнительных информационных полей о преподавателях и кафедрах для накопления необходимой информации с целью последующей передачи ее для анализа и принятия решения в факультетскую систему оценки качества учебного процесса, в информационные модули Федерального агентства по образованию и тому подобное.

Кроме того, реформа образования в России, подписание Болонской декларации, выход новых государственных образовательных стандартов, изменение требований к учебному процессу и выпускнику, как результату учебного процесса, также будет требовать постоянной модификации, введения новых функций в систему «Преподаватель-Нагрузка».

Подключение всех факультетов к системе Интернет и обновление компьютерной техники в деканатах создало условия для интегрирования подсистемы «Преподаватель-Нагрузка» в общую систему автоматизированного управления университетом на базе информационно-аналитической интегрированной системы (ИАИС), призванной объединить все формы деятельности университета в едином информационно-коммуникативном поле. Создание ИАИС является новым импульсом в развитии автоматизированной системы управления университетом и предусмотрено университетским проектом «Формирование инновационной образовательной среды в классическом университете». Этот проект признан выигравшим конкурс среди аналогичных проектов вузов России, реализующих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Дальнейшие работы по развитию ПК «Преподаватель-Нагрузка» могут идти в направлении:

  • осуществления произвольной выборки информации в интегрированных базах по запросам ректората и Минобрнауки РФ; проведения анализа принятой и переданной учебной нагрузки между факультетами, построения сводных таблиц, графиков, гистограмм и тому подобного;
  • обеспечения доступа профессорско-преподавательскому составу, административно-управленческому персоналу и обучаемым к разрешенным, необходимым для обеспечения учебного процесса информационным ресурсам;
  • подготовки списков новых основных образовательных программ (ООП), подлежащих аттестации в следующем учебном году, и осуществления их автоматической загрузки в модуль Информационно-методического центра по аттестации образовательных организаций Минобрнауки РФ (ИМЦА) для предварительной диагностики и выдачи результатов диагностики на факультеты;
  • подготовки файлов для включения в издание «Обозрение преподавания наук»;
  • формирования списков действующих учебных планов ООП по всем формам обучения с перечислением специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и обеспечения доступа к самим учебным планам;
  • контроля достоверности, полноты и обеспечения сохранности информационных ресурсов.

 

Потребность в автоматизации возникла давно, но это надо было осознать не только на уровне руководителей, но и основной массы исполнителей, занятых в планировании и организации учебного процесса. Разработка, совершенствование и внедрение современных средств автоматизации требует больших временных, трудовых и финансовых затрат, но это все окупается значительным улучшением организации учебного процесса и повышением качества образования, что сейчас выходит на первый план.  

И.А.Дементьев,
проректор по учебной работе,
Н.М.Молитвин,
и.о. начальника учебно-методического управления,
Ю.Б.Васенев,
начальник отдела сопровождения и развития образовательных программ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков