Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3739), 31 августа 2006 года

Музыкальное приношение
университетских ученых

Музыка и университет — эти два понятия вот уже более полтора столетия живут неразрывно друг от друга. Сегодня уже невозможно представить Санкт-Петербургский университет без его знаменитого хора, без Молодежного камерного оркестра, без оркестра народных инструментов, без фольклорного ансамбля, без вокальной студии студентов и так далее. В когорте музыкальных коллективов университета заметную роль играет (особенно в последние годы) коллектив ученых-вокалистов. Возобновив свою деятельность в 1998 году (с приходом педагога по вокалу О.П.Пчелинцевой), этот коллектив активно включился в музыкальную жизнь не только университета, но и Петербурга. В дальнейшем росту вокального мастерства ученых способствовали такие педагоги вокала, как А.И.Лукьянов и Н.Р.Соколова.

Слева направо: В.Н.Смирнов, Е.А.Григорьева, Г.Я.Мартыненко, В.А.Даугавет, А.А.Бондаренко.

Слева направо: В.Н.Смирнов, Е.А.Григорьева, Г.Я.Мартыненко, В.А.Даугавет, А.А.Бондаренко.

История музыкальных (вокальных) упражнений профессоров университета, как и студентов, насчитывает уже несколько десятилетий (она еще ждет своего исследователя), но лишь недавно (в 2004 г.) у коллектива преподавателей-вокалистов родилась идея создать при университете концертно-оперную студию (КОС) с перспективой преобразования ее в дальнейшем в камерный оперный театр Санкт-Петербургского университета (КОТ). Эта интересная идея нашла поддержку среди музыкальной общественности Петербурга. Ее поддержали: почетный гражданин Петербурга, композитор А.Петров, народная артистка СССР Л.Филатова, народная артистка России Е.Гороховская, заслуженный артист Российской Федерации М.Алпатов, профессор Петербургской консерватории А.Киселев, солистка Мариинского театра Г.Шульга, обладатель высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», лауреат международного и всероссийского конкурсов О.Пчелинцева, лауреат международного конкурса В.Богатырев и другие.

Прошло всего два с половиной года, а концертно-оперная студия ученых Санкт-Петербургского университета дала более 30 концертов на различных сценических площадках Петербурга и представила на суд публики три спектакля: «Евгений Онегин» П.И.Чайковского (2004 г.), «Садко» Н.А.Римского-Корсакова (2005 г.) и вновь «Евгений Онегин» (2006 г.), но уже в более полном объеме.

«ОНЕГИН» в Актовом зале

Подлинная ценность «культурного проекта» — именно так многозначительно и претенциозно принято обозначать сегодня всякий концерт или спектакль — не всегда обусловлена местом и временем, громкими артистическими именами или масштабом рекламных вложений. Исполнение сцен из «Евгения Онегина» Чайковского, состоявшееся в Актовом зале университета силами профессуры и студентов, явилось выдающимся событием культурной жизни Петербурга. Я позволю себе употребить это определение в самом высоком, исконном его значении — ведь в тот вечер знакомая с детства, неоднократно слышанная и петая на сцене опера открылась мне новой, прежде неизведанной глубиной.

Сценическая история «Онегина» — это слава русской оперы, её вершина, и примеров выдающихся трактовок его несть числа. Чем же поразили меня Е.А.Григорьева (Татьяна), В.А.Даугавет (Ольга), В.Н.Смирнов (Онегин), Г.Я.Мартыненко (Ленский), А.А.Бондаренко (Гремин)?

В спорах музыки и литературы всегда очень остро стоит вопрос: что является предметом сценического прочтения в опере: партитура композитора или поэтический текст либретто. В случае, когда мы говорим о Чайковском и Пушкине, подобные размышления приобретают особое значение: то, которое эти два гения занимают в русской культуре.

Выступление преподавателей университета в этот вечер явило собой подлинное соединение Слова и Музыки. Для того чтобы чувства вновь стали словами, пригодными к описанию впечатлений от «Онегина» в университете, трафареты музыкальной критики не годятся. Отмечая совсем не привычные для сегодняшнего театра достоверность переживаний, тщательность выучки, любовное и бережное прикосновение к тексту оперы, необходимо подчеркнуть, что в тот вечер певцы на сцене были внешне совсем не похожи на юных героев романа в стихах. А достоверность, узнаваемость пушкинских Татьяны, Онегина или Ленского была, тем не менее, удивительна! Мы могли явственно ощутить красоту и силу музыкально-поэтических образов, где пение не было примитивной или искусной иллюстрацией сценических положений, но выражало то неизъяснимое, ради чего поэзия и становится музыкой. Это был урок современному слушателю, уже во многом отвыкшему от академической культуры в её высокой простоте. Отметим также профессиональные певческие навыки и вокальную форму, творческое долголетие корифеев университета!

Я с удовольствием слушал и следующую работу коллектива, фрагменты оперы-былины «Садко», в которой музыка не только услаждала слух, но и становилась поводом к размышлению о феномене русской культуры, о судьбах Отечества. И снова, как и на «Онегине», рядом с маститыми преподавателями университета в зале и на сцене студенты — молодые люди, которым предстоит воспринять, сохранить и развивать нашу культуру...

В заключение хочется пожелать этому коллективу подвижников новых исполнительских и педагогических достижений, так органично соединённых в их творчестве.

В.Ю.Богатырев,
доцент Санкт-Петербургской государственной академии
театрального искусства

«Опять Онегин»

17 мая 2006 г. Актовый зал здания Двенадцати коллегий Санкт-Петербургского университета был, на удивление для этой поры года, заполнен почти до отказа. Причина — концертно-оперная студия (КОС) ученых университета во второй раз представила в концертном исполнении гениальное творение П.И.Чайковского — оперу «Евгений Онегин». Впервые это произведение в том же исполнительском составе прозвучало в университете 19 мая 2004 года.

Чем было вызвано повторное исполнение любимой оперы? Думается, что для этого было несколько причин.

Во-первых, коллектив ученых-вокалистов сделал значительный шаг вперед в области овладения вокально-техническим мастерством, которое и до этого было на достаточно высоком профессиональном уровне. К примеру, профессор Григорий Яковлевич Мартыненко — исполнитель партии Ленского — лауреат международных конкурсов, а исполнительница партии Татьяны — доцент Елизавета Александровна Григорьева — обладательница удивительного по красоте голоса. На любительской сцене я не знаю голоса более красивого тембра, чем у Е.А.Григорьевой. Да и на профессиональной сцене таких голосов не так уж много. Заметные успехи в вокале сделали и другие члены концертно-оперной студии, исполнители основных партий в спектакле: В.А.Даугавет, В.Н.Смирнов, А.А.Бондаренко.

Во-вторых, коллектив вокалистов-ученых за прошедшее со дня первой постановки «Евгения Онегина» время приобрел уверенность в своих силах, доказательством чему является постановка оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» (19 мая 2005 г., тоже в концертном исполнении) с приглашением на заглавную роль одного из лучших теноров России — народного артиста России Юрия Михайловича Марусина.

Наконец, на сей раз опера П.И.Чайковского была представлена хоть и фрагментарно, но в более полном объеме, чем прежде (из семи картин отсутствовал лишь Ларинский бал, а сцены в саду, дуэли и заключительная были исполнены без купюр).

Как первое представление оперы, так и нынешнее были посвящены Дню филолога и востоковеда Санкт-Петербургского университета, который традиционно отмечается в мае месяце.

Чем же запомнилась опера «Евгений Онегин» в постановке 2006 года?

Не первый раз мы слышим в исполнении Е.А.Григорьевой и В.А.Даугавет дуэт Татьяны и Ольги («Слыхали ль вы»), но в среду он прозвучал как-то особенно трогательно, я бы сказал, возвышенно. Чистый серебристый голос Татьяны не подавлял бархатное меццо-сопрано Ольги, которое в свою очередь как бы обволакивало свободно льющуюся мелодию. Думаю, что по подбору красивых голосов и слаженности исполнения (звучания) этот женский дуэт не имеет себе равных не только в университете, но и вообще на любительской петербургской сцене.

Как всегда прекрасно прозвучало ариозо Ленского («Я люблю вас, Ольга») в исполнении Г.Я.Мартыненко. Похоже, что у Григория Яковлевича своя трактовка этого бессмертного образа, и потому ариозо у него звучит не слащаво, как у некоторых исполнителей, а с юношеским задором, я бы сказал, с напором, присущим более молодым исполнителям.

И совершенно другой Ленский (Г.Я.Мартыненко) предстает в сцене дуэли, где знаменитая ария («Куда, куда вы удалились») звучит как философское размышление о смысле жизни и смерти.

Небольшая, но достаточно сложная в интонационном плане ария Ольги («Уж как по мосту, мосточку») игриво и с некоторой долей кокетства, что вполне оправдано в образе Ольги, была хорошо исполнена доцентом математико-механического факультета Валентиной Александровной Даугавет.

Очень сложная по накалу эмоций и чувств сцена письма требует от исполнительницы роли Татьяны безупречной вокализации и тонкой нюансировки. Передать всю гамму чувств, обуревающих Татьяну — от робкого сомнения до безудержной решимости испытать свое счастье — это подвластно только истинному мастеру bel canto. И надо сказать, что Е.А.Григорьева блестяще справилась с этой задачей.

Прекрасно прозвучала в исполнении профессора А.А.Бондаренко знаменитая ария князя Гремина («Любви все возрасты покорны»). Полагаю, что Анатолию Алексеевичу — обладателю от природы лирического баса, красиво звучащего в нижнем и среднем регистрах, следовало бы не драматизировать верхи, а постараться добиться такого же бархатистого звучания и в верхнем регистре.

Несколько слов о главном герое оперы. Исполнитель партии Онегина — доцент кафедры физической культуры и спорта Виталий Николаевич Смирнов (лирический баритон) — накануне спектакля был несколько нездоров и даже сомневался в самой возможности своего выступления. Однако все же выступил вполне успешно и привнес новые штрихи в образ своего героя.

Сцена в саду, где Онегин появляется со знаменитой арией («Вы мне писали») была довольно тонко обыграна сценически. После первой фразы следовал жест рукой, предупреждающий любые попытки Татьяны оправдаться («Не отпирайтесь. Я прочел...»). В первой части своей арии-исповеди («Когда бы жизнь домашним кругом») Онегин в исполнении В.Н.Смирнова был холодновато-сдержан и лишь во второй ее части («Мечтам и годам нет возврата») слегка намекнул Татьяне, что и у него есть чувство, но сдерживал себя до конца и не поддался неоправданной традиции — вставить верхнее фа в конце арии, а следовал за композитором.

В сцене дуэли оба противника (Ленский и Онегин) почти весь дуэт-канон («Враги, враги») спели mezza voce и лишь в конце его размышления обоих о былой дружбе прервались фразой, похожей на выстрел («Готовим гибель хладнокровно, ах»). Кстати, канон, пожалуй, самое трудное место в опере, и спеть его, как полагал П.Г.Лисициан, стройно с Ленским, не видя дирижера и не слыша оркестра, вообще невозможно. В данном случае трудность еще заключалась и в том, что перед нашими исполнителями не было ни дирижера, ни оркестра, а музыкальное сопровождение находилось у них за спиной (партия фортепиано В.Беломестных). И если учесть, что оба дуэлянта пели, не глядя друг на друга и на приличном расстоянии, то трудно даже представить, какое же должно быть сосредоточенное внимание у всех трех исполнителей.

В отличие от первой постановки (2004 г.), значительно была расширена сцена петербургского бала. Появление на балу Татьяны позволило включить ариозо Онегина («Ужель та самая Татьяна?»), которое и было исполнено с большим неподдельным чувством.

Следует заметить, что этот небольшой по объему монолог Онегина, содержащий в себе две очень разные части, таит опасность для исполнителей, особенно в речитативе. Последний можно проговорить скороговоркой (или заболтать), что иногда и делают, не следя четко за музыкальной нитью композитора. Онегин (В.Н.Смирнов) в первой части размышляет («ужели то она была») и потому не торопится, выпевая все фразы, лишь постепенно ускоряя, повинуясь нахлынувшему чувству, вызванному новым образом Татьяны, который будет теперь преследовать его повсюду («Везде, везде он предо мною»).

Заключительная сцена, по-моему, не оставила никого равнодушным. Онегин умоляет Татьяну и просит («О, сжальтесь»), но делает это с таким напором, что вынуждает Татьяну признаться в том, что она до сих пор его любит. Борьба между долгом и чувством у Татьяны заканчивается победой первого, но бесподобно прозвучавшее верхнее си («Навек прощай») как бы объединяет и замиряет долг и чувство в одном прекрасном звуке. Онегин, протягивая руки к уходящей Татьяне, все еще не может поверить, что «счастье», которое «было так возможно, так близко» уходит от него навсегда. После затянувшейся паузы из груди Онегина как стон вырывается заключительная фраза «О жалкий жребий мой».

Нельзя не сказать и о хоре студентов филологического и восточного факультетов под руководством Ильи Кузнецова. Он не только прекрасно звучал в сцене в саду («Девицы — красавицы») но и был украшением этой сцены (нарядные девушки придавали сцене живописный вид).

Особо следует отметить огромную работу как в первой, так и во второй постановке оперы художественного руководителя КОС и автора проекта концертного исполнения «Евгения Онегина» дипломанта международного конкурса Владимира Беломестных, блестяще справившегося с нелегкой ролью концертмейстера (весь вечер на сцене за роялем).

По окончанию представления публика долго не расходилась, благодаря исполнителей за доставленную радость общения с истинным искусством. Об этом свидетельствуют и многочисленные записи, оставленные в книге отзывов и пожеланий.

Коллектив концертно-оперной студии Санкт-Петербургского университета, конечно же, я не сомневаюсь, будет и впредь радовать слушателей, следуя заповеди «короля баритонов» Маттиа Баттистини: «Доставлять радость другим, наслаждаться самому и петь, петь от всей души, от всего сердца». И слушая замечательных ученых — вокалистов прославленного университета, понимаешь, что поют они, как те дрозды в известной песне: «для души поют, а не для славы».

В.А.Булкин,
доцент кафедры истории искусств

Из книги отзывов и пожеланий
(на спектакль «Евгений Онегин» 17.05.2006 г.)

Присутствовал на распевке и концерте от начала и до конца «Евгения Онегина». Всегда был в прошлом высокого мнения о наших клубных вокальных начинаниях.

Еще раз убедился в большой пользе и замечательных трудовых усилиях и в необходимости оказывать помощь со стороны университета. Еще с первой половины XIX века в нашем университете настоящая музыка была в большом почете. Призываю поддерживать и беречь эту традицию. Сердечно благодарю исполнителей и организаторов. М.Г.Тишкиной тоже очень понравилось.

Доктор исторических наук, профессор исторического факультета СПбГУ Г.А.Тишкин

Великолепная идея и замечательное ее воплощение!!! Огромное спасибо за все!!! Университет держит марку всегда. Спасибо!

В.Барлей

«Онегин» — это просто чудо./ А голоса - такой восторг, / Все вы достойны уваженья: / Филолог, ректор и парторг./ Когда закончился спектакль,/ Как стало грустно в тот же час, /Нам не хотелось расставаться./ Увы! Но все закончилось как раз.

Ольга Пржевальская

Огромное спасибо всем артистам за прекрасное выступление, а в особенности А.А.Бондаренко.

Студенты СПбГМТУ Д.Дмитриева, Д.Рухлинская. Крийна К., Иноземцев А.

С искренней благодарностью обращаюсь к коллективу концертно-оперной студии ученых университета и выражаю надежду на возможность в будущем посещать ваши чудные концерты. Ваши замечательные голоса, С большим вкусом подобранный репертуар делают ваши концерты неповторимыми и незабываемыми. Оперная тема, тема оперетты, тема романса или тема русской — советской песни — все это замечательно звучит в вашем исполнении, заставляя меня на время забывать все трудности непростого нашего времени, а слияние ваших проникновенных голосов с лучшей мировой и отечественной музыкой вызывает неземное блаженство, в котором пребываешь во время концерта и долго после него.

От всей души желаю коллективу исполнителей: Е.Григорьевой, В.Даугавет, С.Вишаренко, В.Смирнову, А.Бондаренко, Г.Мартыненко, концертмейстерам Е.Юнович, В.Беломестных, ведущим концертов И.Степановой и А.Аверину здоровья и новых творческих успехов.

Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта СПбГУ С.А.Глязгер

Спасибо! Как важно молодым видеть таких «стариков»: настоящих, молодых душой, преданных музыке, то есть настоящих людей. Художественный руководитель фольклорного ансамбля СПбГУ Е.Головкина

Огромное удовольствие! Приятные голоса, душевная игра, горячие сердца... Спасибо! Вы молодцы!

Студентка СПб Педиатрической академии Л.А.Голенко

Спасибо большое за новую встречу с Пушкиным и Чайковским! Это всегда так приятно, а особенно в стенах родного университета, и особенно когда выступают не далекие звезды, а близкие и знакомые люди. Так здорово, что оперу поют не только великие в Милане и «Мариинке», но и просто талантливые люди — просто из любви к искусству и желания поделиться своей этой любовью и талантом со всеми. Всегда с большим удовольствием хожу слушать преподавателей университета. Производит впечатление чего-то искреннего и жизнелюбивого.

Ассистент кафедры общего языкознания филологического факультета СПБГУ Н.Раксонен

Ах, Ленский, как я Вас люблю!/ Вы так порою вдохновенны/ Я и в Текстильный к Вам приду, /И будьте век благословенны!

Ольга Пржевальская  

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков