404 Not Found


nginx
Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
404 Not Found

404 Not Found


nginx
образование — дискуссия

Философия в аспирантуре…

Некоторые факты составляют сами собой разумеющиеся условия нашего научного и педагогического существования. Сегодня к таким фактам относятся новый курс «История и философия науки» в аспирантуре и соответствующий этому курсу кандидатский экзамен. Понятно, что далеко не на всяком уровне можно ставить вопрос о том, быть или не быть такого рода фактам. Однако как для тех, кто принимает решения, так и для тех, кто осуществляет работу в соответствии с новыми программами или является их непосредственными слушателями, на первом месте должно стоять понимание смысла этого курса и, соответственно, проблема его места в профессиональной подготовке ученого – выпускника аспирантуры, кандидата наук.

Этой проблеме был посвящен научно-методический семинар, прошедший 12 мая 2006 года на философском факультете СПбГУ.

В семинаре приняли участие ведущие профессора и преподаватели факультета, представители других вузов города, заинтересованные в обсуждении методических проблем, связанных с преподаванием данного курса. Необходимо отметить два значительных момента. Во-первых, интерес к семинару представителей администрации вузов, признающих значение нового курса в подготовке аспирантов. Во-вторых, реальное или «виртуальное» (через письменные отзывы) участие в состоявшемся обсуждении аспирантов ряда факультетов университета, имеющих оправданную возможность оценивать первый опыт работы по новой программе. Общая оценка значения курса и работы преподавателей была позитивной. Высказанные замечания свидетельствовали о заинтересованности аспирантов и о высокой степени их вовлеченности в проблематику курса. Хотелось бы подчеркнуть их содержательную оценку роли данного философского курса как развивающего способность самостоятельного критического мышления, воспитания личности ученого.

В ходе семинара обсуждались проблемы предметной и методологической определенности курса, его места как среди специальных научных, так и его отношения к другим (предусмотренным образовательным стандартом и, следовательно, уже читавшимся для студентов и магистров) философским дисциплинам, а также связи философии науки с историей науки. В ходе обсуждения был предложен любопытный методический прием, предполагающий использование фундаментальных научных событий в качестве узловых пунктов, организующих совместное пространство историко-научного описания и философской рефлексии.

В качестве одной из основных тем семинара было обозначено обсуждение возможности и значения активной самостоятельной работы аспирантов, владеющих материалом собственной специальной научной области и поставленных, в условиях занятий по философии науки, перед задачей осмысления этого материала в более широком контексте.

В выступлениях была представлена философия как система интегративного знания, а также высказана идея о своевременности введения курса «Философия науки» в аспирантуре, изучение которого должно обеспечить расширение горизонта сознания будущего ученого. Очевидно, что совместная работа преподавателя и аспиранта представляет собой опыт перехода от специальной научной проблематики, которая составляет предмет непосредственного (диссертационного) интереса будущего ученого, к целостному взгляду на мир. Этот опыт, безусловно, представляет собой сложную задачу и предполагает серьезную работу обеих сторон, однако его значение в современном мире трудно переоценить.

Также были обсуждены вопросы, связанные с проблемами и значением преподавания раздела, посвященного современным философским проблемам областей научного знания.

Большой интерес вызвали выступления, касающиеся целей и задач преподавания философской части курса «История и философия науки».

Смысл философской части этого курса состоит в создании пространства диалога между преподавателем и аспирантом, диалога между профессионалом-философом и без пяти минут профессионалом-ученым. Цель такого диалога – приобретение молодым ученым опыта философского отношения к своему научному предмету. В современных условиях высокой специализации научного знания этот опыт является единственным основанием осознания содержания собственной научной деятельности в широком контексте миссии Ученого и Науки в мире разумных существ. В научном сообществе способность такого осознания признается необходимым элементом любого профессионализма.

Профессионал-философ в последний раз начинает и ведет такой диалог именно в аспирантуре университета, где аспирант, в отличие от магистранта, углубленно занимается своей специальностью. В результате освоения философской части курса «История и философия науки» молодой кандидат наук будет истинным профессионалом в своей области, то есть – еще и философом в отношении к ней.

Преподавателями философского факультета уже разработаны программы данного курса для аспирантур факультетов университета. Сборник материалов семинара будет продолжением, но далеко не окончанием рассмотрения вопросов, связанных со значением философии науки в профессиональной подготовке аспиранта, а также с решением конкретных содержательных и методических задач. Преподаватели философского факультета открыты для конструктивного обсуждения и готовы к серьезной работе.  

Л.В.Шиповалова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков