404 Not Found


nginx
Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
404 Not Found

404 Not Found


nginx
выпускники

Мои стройотрядовские
университеты

Психологией Юрий Платонов заинтересовался, когда служил в армии. В железнодорожные войска собирали воинов отовсюду — с горного Кавказа, из славной Прибалтики и Средней Азии. Как создать из них работоспособный коллектив? Почему люди в одной ситуации ведут себя по-разному? Что влияет на это? Как управлять ими, воздействовать и влиять на каждого так, чтобы исполняли команды? Чем обусловлено их поведение?.. На первых порах помогала брошюра Коробейникова “Сержанту о психологии” (позже Юрий Петрович отыскал ее в Ленинграде, в “Старой книге”). Выручала также интуиция — или, может, управленческий талант?..

Но вопросы оставались. И после демобилизации в 1968 году Юрий Платонов поехал поступать в Ленинградский университет (в 1966 году в стране открылись первые факультеты психологии — в ЛГУ и МГУ). Не поступил — “завалил” математику. Но не отчаялся...

Ю.П.Платонов

Ю.П.Платонов

— Помните, Мюнхгаузен вытащил себя из болота за волосы? Так и я — за год вытащил себя из “болота невежества”. Работа, репетиторы, библиотека — и так день за днем. У меня была достойная цель. И на следующий год я поступил на факультет психологии ЛГУ, на заочное отделение (хотя и не был на рабфаке). А в 1970-м вновь поступил, сдав все экзамены, на дневное отделение, — вспоминает доктор психологических наук Юрий Петрович ПЛАТОНОВ, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, профессор факультета менеджмента СПбГУ, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член РАЕН.

Знаете, в психологии есть закон Йеркса-Додсона, согласно которому не достигают успеха те, кто очень сильно хотят добиться чего-то. Но и те, кто слабо этого хотят, тоже не добиваются успеха... Но это закон статистический и могут быть разные отклонения. Как у меня, например: я очень сильно хотел поступить в университет, и я добился своего.

— Наслышан, что для вас университет — это не только наука, не только преподавание, но и стройотряды... Даже в книге “Влиятельные универсанты” на вашей странице вижу молодого черноусого Платонова в стройотрядовской форме — на фото 1970-х...

— Первый мой стройотряд был в колхозе, куда отправили нас, вчерашних абитуриентов, еще до учебы на первом курсе. Нужно было построить фундамент под коровник, меня назначили бригадиром (в той бригаде, кстати, работал один из федеральных министров и трое нынешних профессоров, а тогда — такие же первокурсники...). Отработали успешно, и весной ребята-однокурсники избрали меня командиром линейного ССО “Психолог-71”. Признаюсь, у меня на лето были другие планы — я же крымчанин, и в родном Симферополе меня ждали друзья, Черное море, рыбалка... Но с того лета русский Север меня заворожил и стал ближе, чем юг. Работал в Коми АССР и в Мурманской области, и после первого стройотряда были “Психолог-72”, -73, -74, -75... и так далее.

— А как учеба?

— Учился легко, ровно, весело. “Троек” не было, учиться мне нравилось. Выбрал кафедру социальной психологии — меня всегда интересовали социальные процессы, особенности поведения людей в разных ситуациях. Мои учителя — Евгений Сергеевич Кузьмин, основатель кафедры, Игорь Петрович Волков, Анатолий Леонидович Свенцицкий. Под их влиянием я всерьез увлекся наукой, но в аспирантуру поступить не мог — туда брали только ленинградцев. Но распределился в Ленинграде (может быть, единственный из иногородних), инженером на Ижорский завод.

Мои сын и дочь тоже учились в университете, но я жалею, что они не прошли через общежитие, не испытали всех прелестей жизни в “общаге”... Университет — самое ценное, что у меня есть, университет — это моя жизнь. И стройотряды, и общежитие, и учеба. На факультете психологии в те годы кипела бурная жизнь. У нас был клуб “Леонардо” — и мы устраивали, например, выставки молодых художников-авангардистов, работы которых нигде больше нельзя было увидеть (исключая разве что “бульдозерные” выставки — но там их с шумом закрывали, а у нас открыто обсуждали их картины). У нас выступала с концертами полузапрещенная рок-группа “Ленинград”, не раз бывал Гедеон Кремер, ленинградские поэты. Общий фон был такой: университет — это праздник жизни.

Нам преподавали известные ученые: профессор Серебрянников читал логику, Юрий Никифорович Солонин — философию. Мы соприкасались со смежными отраслями, с другими факультетами. Тогда университет был не такой большой, как сегодня. И мы воспринимали университет как единое целое. Мы считали себя не студентами психфака, физфака или филфака — мы были студентами университета!..

А стройотряды — это был самый грандиозный социальный проект тех лет. Многие, если не все нынешние руководители фирм, предприятий, институтов прошли школу стройотрядов.

* * *

Юрий Петрович показывает свою книгу “Очерки ретроспективной психологии: воспоминания о будущем ССО”, только что вышедшую в петербургском издательстве “Речь”. Он посвятил ее участникам студенческих отрядов Санкт-Петербургского университета. В сборник включены три работы Ю.П.Платонова, объединенные общей темой стройотрядов. С разных позиций в них рассматривается процесс формирования и деятельности ССО. А главное: Юрий Петрович убежден, что студенческие стройотряды можно возродить и сегодня, в нынешней России:

— Можно много говорить о проблеме социализации молодежи, о бездуховности, наркомании, алкоголизме, но все эти слова останутся простой декларацией — если общество не предложит молодым людям действенных и увлекательных форм самоуправления и саморазвития. Стройотряды давали такую возможность. Это первый аргумент. А второе: проблемы миграции, дефицит рабочих рук, старение население — объективные предпосылки для работы молодых. И третье: нередкое отсутствие студентов в аудитории из-за того, что они подрабатывают. Как преподаватель, я вижу это довольно часто. Но эти проблемы волновали и нас... Надеюсь, что стройотряды вновь станут действенной формой студенческого самоуправления.

— Мы начали разговор с того, что ваш интерес к психологии возник из-за нехватки знаний по управлению коллективом. Стройотряды давали бесценный опыт управления. А обучение на факультете — видимо, теоретическую базу? Насколько эти знания вам помогали на практике?

— Постепенно я прихожу к выводу, что знания — это только оболочка, хоть и весьма важная. Куда важнее организаторские умения руководителя, его организаторское чутье, психологический такт. Вот у нас на факультете менеджмента готовят управленцев. Большинство – креативные ребята, но кто-то управленцем станет, а кто-то — нет. Важно то, что внутри человека: лидер он по натуре или нет. А потом уж можно развивать себя, накапливая нужные знания... Знаете, как гениальный скульптор — это тот, кто может убрать всё лишнее из глыбы мрамора.

— А потом нарастить недостающее... Какими путями от инженера на Ижорском заводе вы доросли до профессора и доктора психологических наук?

— Во-первых, я честно отработал на Ижорском заводе три положенных года. Как молодой специалист (была тогда такая категория), получил не только постоянную ленинградскую прописку, но и через кооператив — квартиру, что было очень важно. У меня была семья, и о ней надо было заботиться... Но связей с факультетом я не прерывал. И потом опять помогли стройотряды. Через три года Альберт Александрович Крылов, декан факультета психологии, взял меня на факультет на должность инженера. Через полгода я уже был научным сотрудником. За 12 лет прошел все ступени: ассистент — доцент — профессор. А летом выезжал в стройотряды как один из организаторов. Был руководителем зонального ССО “Вычегда” в Коми АССР в 1980 и 1985 годах. А в университете с 1990 года стал заведовать кафедрой прикладной социальной психологии. С 1 января 1994 года работаю на вновь созданном факультете менеджмента, профессором кафедры управления персоналом.

Юрий Платонов в стройотрядовской форме. Фото 70-х гг.

Юрий Платонов в стройотрядовской форме. Фото 70-х гг.

— Ваш институт психологии и социальной работы конкурирует с факультетом психологии СПбГУ?

— Никоим образом. Институт создавался в начале 1990-х как колледж практической психологии под крылом тогдашней мэрии Санкт-Петербурга для подготовки практических психологов, остро необходимых для работы в социальной сфере. Руководство университета, в частности ректор Людмила Алексеевна Вербицкая, по-доброму поддерживала нас. Мы готовим практико-ориентированных психологов для помощи людям с улицы, специалистов для психологической поддержки населения. В городе только инвалидов

1,2 млн человек, есть другие слабозащищенные группы населения, им нужна поддержка профессионалов. У нас с факультетом психологии СПбГУ разное поле деятельности: мы готовим практиков, они — глубоких специалистов для науки и образования, мы им не мешаем. Но среди коллег-психологов наш институт по рейтингу считается третьим вузом — после факультета психологии университета и психолого-педагогического факультета РГПУ им. Герцена. На факультете психологии СПбГУ у меня много друзей, я член диссертационного совета, а кроме того — член координационного совета общества психологов Санкт-Петербурга, которое базируется на факультете.

У нас в институте 2000 студентов, три факультета, 14 кафедр (из них 8 — психологических). В штате работают 7 докторов и 44 кандидата наук, среди преподавателей много молодежи без степени, есть и совместители из СПбГУ и РГПУ. Сейчас у нас, как и в университете, как и во всех вузах, пора выпуска. И одновременно — пора приема. Нынче большой наплыв абитуриентов, но мы наберем 400-450 человек, не больше. В психологии, как в медицине, нельзя халтурить.

Поэтому для нас невозможно набирать чрезмерно много студентов — иначе качество обучения может пострадать.

— Юрий Петрович, что бы вы пожелали выпускникам-2006?

— Выпускникам XXI века я прежде всего желаю оптимизма. В 90-е годы было тяжело, а сейчас Россия поднимается, появляется определенная независимость. У нынешней молодежи открываются широкие возможности получения разных знаний. Желаю им опираться в своей деятельности на традиции петербургской школы, не копировать Запад. Держаться за Россию и не стремиться уехать за рубеж. Мое убеждение: там нас никто не ждет. А в родной стране — замечательные перспективы для самореализации. И конечно, желаю выпускникам успеха. Мечтать и осуществлять свои мечты...  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков