404 Not Found


nginx
Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
404 Not Found

404 Not Found


nginx
культура — имена в университетской истории

Натиск восторга

Жизнь Михаила Врубеля была непроста, даже можно сказать, овеяна некоторой тайной, часть которой не разгадана до сих пор. Прошло почти 100 лет со дня смерти великого художника, но в Санкт-Петербурге нет ни мемориальной доски, ни улицы, названной в его честь. Только могила, аудитории юридического факультета Санкт-Петербургского университета и гениальные полотна в Русском музее.

М.А.Врубель. Автопортрет

М.А.Врубель. Автопортрет

Мистическое влияние Санкт-Петербурга на Врубеля потрясает. В Петербурге он серьезно болел и умер, здесь очень неудачно складывалась карьера его жены. Звание академика Академии художеств на Университетской набережной он получил слишком поздно, когда был уже неизлечимо болен. В 1925 г в Русском музее был зверски изуродована «Голова Демона» (единственная скульптура Врубеля в ГРМ!), и даже надгробие над могилой М.А.Врубеля до последнего времени медленно, но верно разрушалось. Но именно здесь, в Петербурге, окреп его художнический гений, открылась главная особенность дарования, запечатленная краткой формулой – «натиск восторга».

Врубель Михаил Александрович, живописец, рисовальщик, художник театра и скульптор, родился 5(17) марта 1856 г. в Омске. Заметив склонность сына к искусству, отец во время кратковременного пребывания в Петербурге водил восьмилетнего Мишу в Рисовальную школу Общества поощрения художников. Сверстники отмечали, что любовь к искусству возрастала в молодом человеке вместе с любовью к познанию. В 1874 Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, параллельно обучаясь на историко-филологическом факультете до 1879 года. Именно здесь сложилось его стремление возможно глубже постичь структуру формы. Будь то подзаконный акт, строение фразы или изгиб ладони натурщицы. Выявление тонкости, разнообразия и гармонии в формах реальной жизни стало задачей молодого художника..

На Васильевском острове, в один из званых вечеров, произошла и главная встреча Михаила Врубеля. Певица Надежда Ивановна Забела стала для Врубеля не только супругой, но и Музой. Она была его самой любимой женщиной, для которой он готов был совершать и совершал самые прекрасные, совершенно земные, но такие необходимые для женщины, поступки.

Голова Демона.

Голова Демона.

Н.И.Забела и М.А.Врубель познакомились в конце 1895 г. в Петербурге во время гастролей русской Частной оперы С.Т.Мамонтова. Врубель участвовал в оформлении спектаклей, а Забела состояла в труппе. Уже в середине 1896 г. отпраздновали свадьбу, вскоре после которой Надежда Ивановна написала сестре пророческие строки: «В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние». Их брак был действительно очень удачным, хотя и не очень длительным. Самым счастливым годом их жизни можно без сомнения назвать 1898 год. Они оба востребованы и сильно заняты, оба имеют большой успех. Первую половину года чета Врубелей живет в Петербурге (ул. Садовая, д. 59), где проходят гастроли Русской частной оперы. На одном из спектаклей состоялось их знакомство с Н.А.Римским-Корсаковым, и оба получили приглашение участвовать в его операх: Забела — как прима, Врубель — как художник- декоратор.

Счастливое время продолжалось до начала 1903 г. Врубель много работал, много ездил по стране, часто и долго жил в Петербурге у друзей или на съемных квартирах (1902 г. — Захарьевская ул., 25; зима 1904/1905 г. — Театральная пл., 4 и др.). Но в мае 1903 г. произошло несчастье — умер единственный сын Врубелей, и с тех пор жизнь семьи словно покатилась под откос… Он еще создаст свои знаменитые произведения — «Шестикрылый Серафим», «Портрет Н.И.Забелы на фоне березок», автопортреты, «Жемчужина», костюмы для постановки опер «Иоланта» и «Снегурочка» (1904), «Видение пророка Иезекииля» (1905), «Портрет В.Я.Брюсова» (1906). Но неуравновешенный характер Врубеля и «натиск восторга», свойственный его лучшим вещам, уже в 1907 году сведут художника в покои психиатрической лечебницы. Надежда будет трепетно ухаживать за гением в период долгих обострений, а после смерти Врубеля отправится по стране с концертами, посвящая их памяти великого художника.

Демон

Демон

Михаил Врубель умер 1(14) апреля 1910 г. в Петербурге в клинике доктора Бари (5 линия В. О.). Гроб с телом покойного был перенесен в стены Академии художеств (Университетская наб., 17), где происходила прощальная панихида, а в академической церкви — отпевание. Похороны были очень торжественные, гроб с телом М.Врубеля несли на руках от Академии художеств до Новодевичьего монастыря. Е.И.Ге вспоминает: «У гроба масса венков, так много, что гробовщик стал уже беспокоиться, как их повезут; ими была занята вся погребальная колесница. <…> Гроб все время несли академисты, кудрявая молодежь, а по временам художники. Юноши выбирали товарищей по росту и несли легко и бодро».

Несколько лет назад надгробие гениального русского художника было отреставрировано благодаря личным средствам знаменитого петербургского фотографа В.Ф.Плотникова (спасибо ему огромное!). Рядом с могилой Плотников посадил куст сирени, так любимой М.А.Врубелем, принес цветы и зажег в его память свечу, которая горела почти двое суток…  

Татьяна Сохор

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков