404 Not Found


nginx
Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
404 Not Found

404 Not Found


nginx
образование — съезд ректоров страны

Автономное плавание для непотопляемых вузов?

Слухи о назначении ректоров несколько преувеличены…

… Но это далеко не главная тема прошедшего недавно Восьмого съезда Российского Союза ректоров. На вопросы журналистов в информационном агентстве РОСБАЛТ ответили двое из 56 побывавших на съезде представителей Санкт-Петербурга — ректор Балтийского государственного технического университета («Военмех») Олег Сергеевич Ипатов и ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета («Корабелка») Константин Петрович Борисенко.

А главные темы съезда касались ресурсов – денег и собственности. И, соответственно, законодательства. Настоящим потрясением этого лета может стать новый закон «об автономных учреждениях». О нем нельзя сказать ничего хорошего, равно как и ничего плохого – потому что никто пока не читал его даже в проекте. Закон об отмене льгот имеет аналогичную биографию.

Что было, чего не было
и что после всего этого будет

Российский Союз ректоров — это общественная организация, которая раз в два года проводит форумы в Москве. Председателем Российского Союза ректоров является ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. В этот раз на съезде выступил со вступительным словом президент Владимир Владимирович Путин. В масштабном мероприятии приняли участие около 1,5 тысяч делегатов из всех вузов России.

Олег Сергеевич Ипатов рассказал о своем «двояком впечатлении» от съезда: «С одной стороны, есть чувство удовлетворения от того, что вектор на усиление позиций отечественной системы образования сохраняется, и обещана дальнейшая финансовая поддержка учебных заведений. Кроме того, было предоставлено слово ректорам практически из всех регионов России, и была видна общность проблем и решений. С другой стороны, на съезде не была озвучена целостная государственная стратегия развития образования, ничего не было сказано о национальных университетах. Равно как и обсуждавшиеся в прессе и среди ректоров варианты ранжирования вузов. Примерно год назад ходили слухи, что вузы будут разделены на категории: определят 20-25 национальных университетов, 100-150 системообразующих вузов, и они будут получать увеличенное финансирование». Пока эта информация остается на уровне слухов.

На съезде были озвучены итоги конкурса инновационных вузов, в результате которого 17 вузов-победителей получают 10 миллиардов рублей. В их числе только два петербургских вуза — это Санкт-Петербургский государственный университет и Горный университет. В октябре будет проведен новый конкурс, и вузы получат уже 20 миллиардов рублей.

Экзамен для ректора?

Ректоры «Военмеха» и «Корабелки», которые наблюдали обсуждение вопроса о назначении ректоров, единогласно отметили, что инициатива эта «не встречает сопротивления со стороны ректорского корпуса». Кроме того, выяснилось, что речь идет, собственно, не о назначении ректора, а о государственной аттестации претендентов на этот пост. Предполагается, что аттестацию будет проводить специальная комиссия, а выбирать ректора будет ученый совет или соответствующая конференция внутри учебного заведения, как и прежде. Так что нет повода ломать копья, рассуждая о том, как вертикаль власти последовательно поглощает все, что еще осталось в нашей стране гражданского и свободного. Но чтобы все удалось, надо четко определить критерии аттестации, которые исключили бы возможность субъективного решения. Проект закона, который находится на рассмотрении в Государственной думе, гласит, что решение об аттестации должна принимать аттестационная комиссия, которая на 50% будет состоять из федеральных чиновников и на 50% — из представителей региональных администраций и таких общественных объединений, каковыми являются советы ректоров. Кстати, только в нашем регионе их два: Совет ректоров Санкт-Петербурга, который возглавляет ректор СПбГУ ИТМО Владимир Николаевич Васильев, и Совет ректоров Северо-Западного федерального округа, председателем которого является Людмила Алексеевна Вербицкая.

Суждение о том, что настоящий университет – это очаг гражданского свободомыслия и рассадник оппозиции – не более чем миф. Прежде всего потому, что противоречит логике. Университет – учреждение заведомо государственное, а следовательно, государство вправе принять участие в его судьбе. Были, конечно, в истории неприятные прецеденты, например, в XIX веке. Николай I университеты не любил, даже подумывал их вовсе упразднить. Правда, ограничился уничтожением университетской автономии. В 1835 году был введён новый устав университетов, и с тех пор управлением университетами занялись попечители учебных округов, которые подчинялись министерству народного просвещения. Кандидатуры ректоров утверждались царём, а профессоров – попечителем. В эпоху либеральных реформ автономия была вузам возвращена, но ненадолго. Устав 1863 года возобновил выборность всех административных должностей. А потом случилась реакция. В 1884 автономия университетов снова стала историей, был принят закон «против кухаркиных детей». Потом случилось много чего, но этот порядок просуществовал аж до 1917 года, пока его не сменил устав высшего учебного заведения СССР.

«Если вуз – государственное учреждение, значит, государство может назначить управляющего, – сказал Константин Петрович Борисенко, комментируя вопрос о назначении ректора. – Кроме того, здесь дело обстоит несколько иначе, чем с назначением губернатора. Как известно, президент выставляет кандидатуру губернатора на местное голосование; если собрание три раза «неправильно» проголосует, его разгонят. В вузах приблизительно такая же процедура. Государство в лице агентства по образованию предлагает кандидатуру, но совет, в отличие от Законодательного собрания, разогнать сложно. Его можно распустить, но когда вы его соберете снова, он будет тем же самым. В вузе круг людей, которых можно выбрать в ученый совет, ограничен. А что касается уничтожения академической свободы – у нас предостаточно других свобод. На мой взгляд, это не самый главный вопрос. Как бы ни сложились обстоятельства, ректор все равно будет осуществлять ту же самую научно-педагогическую и хозяйственную деятельность. Если у него для этого не будет средств, то все равно, избран он или назначен. Кроме того, чтобы эту тезу реализовывать, надо проделать огромную работу. Ведь просто так не приедешь из Москвы в вуз и не назначишь ректора. Надо создать базу соответствующих кадров, надо их готовить, надо их знать. Насколько я знаю, в нашем агентстве структура, которая этим занимается, мягко говоря, несовершенна. И давно этими вопросами не занималась. Я работал в вузе в качестве секретаря парткома и знаю, что вопрос с кадрами — первостепенный. У нас всегда были списки резервов, было известно, кто может работать в том или ином качестве, если что-то произойдет. Сегодня ничего такого нет».

Олег Сергеевич ИПАТОВ также не склонен расценивать инициативу власти как угрозу независимости вузов «В советское время ректоров назначали по рекомендации партийных органов, — сказал ректор «Военмеха». — Это была та же самая аттестационная комиссия. Все новое – хорошо забытое старое. Вовсе не обязательно, что только один из, например, пяти претендентов получит аттестацию. Может, все пять будут аттестованы. И ученый совет будет проводить выборы. Кроме того, это вовсе не новшество. В федеральном агентстве промышленности руководители федеральных государственных унитарных предприятий проходят аттестацию перед тем, как их утвердят в должности. В начале 90-х годов была всеобщая выборность, и избирали даже начальников цехов, не только предприятий. От этой практики отказались, потому что не всегда избранные большинством голосов люди оказывались эффективными менеджерами. Я приведу слова президента: «Ничего не делать – хочу, чтобы вы прониклись этой болью – ни в образовании, ни в науке, как ни странно, сегодня даже хуже, чем искать решения через ошибки. Конечно, лучше этих ошибок не допускать».

Законопроект прошел первое чтение. Скорее всего, уже в этом году решение об аттестации претендентов на пост ректора будет принято.

Университетский президент
и английская королева:
найди десять отличий

Похоже, в вузах вскоре появится новая должность. Несмотря на звучное наименование, параллели очевидны: университетский президент будет «править», но не управлять. Кстати, должность с таким названием уже есть: Юрий Сергеевич Васильев является президентом Санкт- Петербургского государственного Политехнического университета. Прецедент есть.

«Все зависит от того, удастся ли правильно разделить обязанности между президентом и ректором, потому что за состояние структуры будет отвечать тот, кто распоряжается соответствующими ресурсами, — говорит Константин Петрович Борисенко. — Поэтому в определенном плане это может быть декоративная фигура, все зависит от личности. Президент может стать председателем попечительского совета, куда войдут представители ведущих организаций, на которые работает вуз. Для «Корабелки» это характерно: все руководители организаций и основной корпус специалистов судостроительной отрасли – выпускники «Корабелки»».

Президент университета, при всей своей неоднозначности, может стать весьма полезной вспомогательной фигурой.

«Я занял пост ректора 2,5 года назад, после того как в университете сменились четыре исполняющих обязанности ректора. Мне пришлось самому выстраивать связи, налаживать общение с выпускниками, целый ряд проблем приходится решать до сих пор. Конечно, было бы лучше, если бы человек, который стоял «у руля» многие годы, которого знают и ценят, взял часть обязанностей на себя. Поэтому введение поста президента – положительная вещь. Помощь нужна прежде всего в оформлении попечительского совета. Потому что тесная работа с выпускниками и работодателями — на 50% залог успеха развития вуза. Президент мог бы выполнять представительские функции. Но в проекте закона подчеркивается, что руководителем вуза является все-таки ректор, а не президент».

Автономия, которой лучше бы не было

Реформирование бюджетной сферы уже обездолило большинство театров, предоставив их самим себе. Реформирование системы образования может пойти тем же путем.

Для начала предполагается создать иные формы для образовательных учреждений, потому что, может быть, не всем удобно быть только «государственными». На внесении в Государственную думу находится законопроект об автономных учреждениях. В своем выступлении на съезде Российского Совета ректоров президент Путин подчеркнул, что никто загонять вузы в новые формы насильно не будет. То есть, если вуз пожелает воспользоваться законодательно обозначенной возможностью, то по решению Ученого совета он может стать автономным учреждением, провести изменения в устав и обрести большую финансовую самостоятельность. При этом известно, что в одном из проектов этого закона предполагалось, что только первые два года у вузов будет выбор, а потом всех дружно сольют в форму автономного учреждения. Вот эти перспективы ректорское сообщество расценило как абсолютно неприемлемые.

Константин Петрович Борисенко комментировать закон не стал: «Мы не видели этого текста. Я не располагаю информацией, а фантазировать не хотелось бы. Хотелось бы получить текст в виде проекта, а не в виде уже принятого закона».

Олег Сергеевич Ипатов отметил только одну деталь, которая внушает тревогу: «Предполагалось, что автономные учреждения, в отличие от государственных образовательных учреждений, смогут брать банковские кредиты под залог имущества. И вот здесь возникает больше вопросов, чем ответов, потому что вузы, как правило, располагаются в центральных районах городов, где самая дорогая земля, самая дорогая недвижимость. Есть опасность, что возникнет искушение использовать имущественный фонд учебных заведений для его перепрофилирования. Сейчас мы находимся под охраной государства. Наша собственность является федеральной, соответственно, мы защищены. Какая защита будет предусмотрена для автономных учреждений, мы не знаем».

Закон об отмене налоговых льгот на землю был принят именно таким образом – университетское сообщество просто поставили перед фактом. Сегодня ликвидация льгот – один из самых болезненных вопросов для вузов. Ситуация в Петербурге близка к критической. «Деньги на оплату налогов – 19 миллиардов рублей на всю Россию — предусмотрены, но они до сих пор не могут дойти до федерального агентства по образованию, а агентство не может перечислить их нам, потому что все время меняются какие-то формы, отсрочки, и мы вынуждены бороться с ветряными мельницами, – говорит Олег Сергеевич ИПАПТОВ. — Ситуация парадоксальная. Например, у Аграрного университета сумма налога, который он должен заплатить, в три раза больше годового бюджетного финансирования этого вуза. Часть вузов сегодня находится в состоянии арбитражных споров с налоговой инспекцией».

Кроме того, в этом году вступил в силу федеральный закон о закупках, согласно которому все траты выше 60 тысяч должны проходить через системы котировок и тендеров. Ректоры единодушно заявили, что эта система парализует финансово-хозяйственную жизнь вузов. Ни одну трату невозможно сделать оперативно. Было принято решение обратиться в соответствующие правительственные органы, чтобы поднять эту планку с 60 тысяч рублей до 300 тысяч.

Единый – не значит единственный

Ректорское сообщество настаивает на том, что ЕГЭ не может быть единственным критерием знаний абитуриента. Обязательно должно быть еще хотя бы одно испытание. Но сторонники ЕГЭ не сдаются.

«Я считаю, что разговоры о коррупции при поступлении в вуз — это часть пиар-кампании по продвижению ЕГЭ, — сказал Олег Сергеевич Ипатов. — ЕГЭ внедряют форсированными темпами, и чтобы это как-то оправдать, говорят, что такая система исключает коррупцию. Между тем слухи о размере взятки при поступлении в технический вуз – 8 тысяч долларов в среднем по России – противоречат здравому смыслу. Весь пятилетний цикл обучения стоит пять тысяч долларов. Отрицать коррупцию нельзя, но говорить, что это массовое явление, тоже неправильно».

Затем ректор «Военмеха» предложил простой и по-военному суровый способ лишить коррупцию всякого смысла. Достаточно в конце каждого семестра устраивать новый конкурс на бюджетные места. То есть бюджетник, который сдал сессию на тройки, лишится права бесплатного обучения, и его место займет более трудолюбивый контрактник-отличник. А в следующем семестре ситуация снова может измениться. «Тогда вообще отпадет смысл давать взятки за поступление, — говорит Олег Сергеевич. — Все говорят, что идея хорошая, но это же нарушение прав – если студент сдал экзамен на тройку, значит, он удовлетворяет существующим стандартам».

Константин Петрович Борисенко отметил, что проблема вступительных испытаний и коррупции коренится в несовершенстве системы среднего образования в целом: «Расходы при поступлении в вуз – это не взятки, а оплата репетиторов. Если сегодня я на приемные экзамены поставлю задачи, которые стояли там 10-15 лет назад, то я не приму никого. Планку приходится все время снижать. Зачастую нам приходится вводить дополнительные курсы по математике и физике, чтобы подтянуть людей до такого уровня, с которым они смогли бы воспринимать премудрости из высших наук. Репетиторство натаскивает на банк задач, но фундаментальных знаний не дает. Что же касается взяток, то у себя в вузе мы практически изолировали преподавателей от контакта с абитуриентами. Все экзамены проходят только в письменном виде, обработка результатов производится компьютером, к системе допущены 3-4 человека технических сотрудников. Истерия нагнетается либо дилетантами, либо теми, кому нужен единый государственный экзамен».

В завершение темы ректоры привели два факта.

Во-первых, по результатам ЕГЭ в этом году 19,5 % школьников не прошли тест по математике. Они получили двойки. При этом аттестаты зрелости получили все.

Во-вторых, поступить – это только полдела. «Военмех» принимает 1,5 тысячи студентов. А дипломы получают только 750 человек.

Это не яма, это выход!

Улучшить финансовое положение вузов при том же объеме финансирования можно двумя путями: уменьшив либо число студентов, либо количество вузов.

Со студентами проще, надо только подождать: в 2011 году даст о себе знать демографическая яма, выпускников будет почти в четыре раза меньше, чем обычно. Если сохранится прежнее подушевое финансирование (порядка 700 долларов на одного студента в год), деньги можно будет разделить на фактическое количество студентов. Второй способ сложнее, но надежнее: необходимо оптимизировать количество вузов. Давно муссируется идея разделения вузов на региональные, регионально-муниципальные, национальные. И распределять финансирование в зависимости от статуса. Кроме того, надо решить вопрос филиалов, которые зачастую являются пережитком прошлого.

«Филиалов наплодилось много, до 3,5 тысяч в разных регионах, – сказал Константин Сергеевич Борисенко. – Зачастую там работают недостаточно квалифицированные люди. Качество образования определяется только одним фактором – тем, кто входит в аудиторию. Если преподаватель — профессионал, специалист в своей области, качество будет гарантировано. Надо избавиться от однодневок – разного рода филиалов, которые открываются для того, чтобы заработать деньги. В нашем вузе всего один филиал. Он находится в городе Северодвинске, в центре ядерного машиностроения, и по своей мощности практически равен нашему вузу. А есть вузы, у которых по 15-20 филиалов, в каждом из которых работают по 3-4 человека, а остальные — на почасовой работе. Раньше вузы часто открывались по настоянию местных региональных органов власти: хочу, чтобы и в моем районе было что-нибудь эдакое.

В законе об образовании написано, что на 10 тысяч населения у нас должно быть 170 студентов. А почему? Я, например, не знаю. Спрашивается: как определить, сколько нужно денег на образование этих студентов. По логике вещей сначала надо выяснить, сколько стоит подготовка одного студента. По техническим специальностям — порядка 3 тысяч долларов в год на одного студента. Дальше мы вычисляем, сколько нужно денег всего. Но у нас делается не так. В законе прописано 170 человек, а в бюджете – столько денег, сколько получится. Поэтому когда начинаем делить одно на другое получаем 700 долларов. Вместе с оптимизацией сети вузов надо ввести, наконец, норматив расходов на подготовку одного студента в течение года. Только тогда все придет в соответствие».

Корпорация бизнеса и ВУЗов

Балтийский государственный технический университет вошел в корпоративный университет Уралвагонзавода, объединяющий 19 предприятий. Студентов из Нижнего Тагила в «Военмехе» обучают целевым образом. «Это ростки, которые могли бы привлечь средства работодателей и предприятий в вузовскую систему, – сказал Олег Сергеевич Ипатов. — К сожалению, государство пока ничего не делает, чтобы в систему образования пошел этот поток финансирования. Ряд проблем, связанных с предприятиями, не решен. Одна из проблем - налоги. Средства, потраченные предприятием на целевую подготовку, приходится платить из прибыли, а не как в большинстве стран — за счет себестоимости. Остается открытым вопрос с закреплением кадров. При нынешней конституции реализовать крепостную систему распределений невозможно. Может быть, тогда имеет смысл отказаться от понятия «бесплатное образование». У государства есть средства, оно заказывает и оплачивает подготовку специалиста. Но при этом подписывается договор, по которому выпускник отправляется работать на стратегическое предприятие на несколько лет. Либо предприятие оплачивает его обучение и закрепляет его за собой. Либо человек платит за учебу сам и идет на все четыре стороны.

На съезде был подписан торжественный акт между бизнес-сообществом и Союзом ректоров о сотрудничестве, создании ресурсных центров и финансировании бизнесом затрат высшей школы. В присутствии президента акт подписали Примаков и Шохин как представители бизнеса, и Виктор Антонович Садовничий со стороны вузов».

Из вуза — под ружье

В Петербурге всего 10 вузов сохранили военную подготовку. В пяти вузах есть военные кафедры, в остальных — учебные центры. Эти вузы будут выпускать офицеров запаса, которые не подлежат призыву в мирное время. Но там, где есть учебные центры (это «Корабелка», «Военмех», Российский государственный гидрометеорологический университет, Государственный университет авиационного приборостроения и Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича), смогут выпускать кадровых офицеров, владеющих наукоемкими специальностями. Эксперимент уже начался — в прошлом году были набраны абитуриенты в РГГУ и в Университет авиационного приборостроения, а в этом году остальные три вуза примут на первый курс желающих связать свою жизнь с армией. Отличие от военных училищ в том, что студенты будут избавлены от сурового казарменного быта. Кроме того, выпускники будут заключать контракт на службу в армии на три года, а после военных училищ этот срок составляет пять лет. И самое главное — студенты получат фундаментальную инженерную подготовку».

 

Отвечая на вопросы журналистов, ректоры часто вспоминали советское прошлое: приводили примеры и аналогии. Впрочем, это могло быть простым совпадением. Вывод же можно сделать такой: если в вузы когда-нибудь и станет проще поступить, из-за ЕГЭ ли, или из-за демографической ямы, жизнь студента в любом случае окажется куда более сложной и нервной. Зато будущее – более определенным. Вот только сам ли студент будет его определять — это еще вопрос.  

Записала Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков