Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 12-13 (3735-3736), 6 июня 2006 года
у нас в гостях кафедра

Вербное воскресенье

Воскресенье. 16 апреля. Утро.

Раннее утро. Спать. Хочется спать... Примерно такие отрывки мыслей посещали меня в 7 часов утра, когда 50 паломников, в числе которых были студенты и преподаватели кафедры исторического регионоведения исторического факультета, отправились к святым местам Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря.

Ехали мы очень долго, часа четыре. Но в течение этого времени мои мысли пришли в норму, и я многое узнала о предстоящем паломничестве, но обо всем по порядку.

Как только мы сели в автобус, отец Николай, который занимался организацией этой поездки, прочел утреннюю молитву и благословил нас в путь. Потом матушка Ирина, его помощница, увлекла нас рассказом об истории Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Его основание связано с именем преподобного Мартирия, когда он, будучи еще иноком тихвинского монастыря, в 1565 г. отправился искать уединения. Его поиски увенчались успехом на «Зеленом острове» – местность, издавна названая так за то, что возвышалась с ярко зеленеющей на ней растительностью посреди обширных болот между Старой Ладогой и Тихвином. Увидев открывшееся среди лесистых топей место удивительной красоты, преподобный Мартирий со слезами на глазах поблагодарил Господа за милость, что помогла найти ему пустынь, спрятанную в непроходимом месте, – Зеленецкий остров. Вскоре к Мартирию присоединились еще несколько братьев, и стали они жить монашеской общиной. Второе рождение монастырь получил в XVII веке при новгородском митрополите Корнилии – бывшем игумене Зеленецкой обители, одном из первых по времени русских учителей церковного раскола XVII века. Корнилий служил при патриархах Филарете, Иоасафе, Иосифе. После церковного раскола удалился на Дон, оттуда переселился в Нилову пустынь, а затем бежал в Олонецкие леса. В Зеленецком монастыре Корнилий развернул огромное строительство: при нем были построены: Благовещенская церковь с трапезной, Свято-Троицкий собор, являющийся центром монастырского ансамбля, трехъярусная колокольня и прочее. Именно при Корнилии монастырю был придан вид, который он имеет сейчас. Здесь покоятся и мощи святых Мартирия и Корнилия.

Также матушка Ирина рассказала о посещении монастыря императрицей Елизаветой Алексеевной, о проводившейся Екатериной Великой секуляризации, под удар которой попала обитель, о закрытии монастыря в годы советской власти, о том, что в это время там находился оружейный склад, дом отдыха для рабочей молодежи, санаторий, приют для психически нездоровых детей ... О восстановлении монастыря и его современной истории мы узнали на месте по прибытии.

К Зеленецкому монастырю мы ехали через исторически славные места Ленинградской области: Ижорская земля, Старая Ладога, река Волхов. Сам же монастырь расположен рядом с небольшой деревенькой Зеленец, состоящей из нескольких десятков домов. К слову, при подъезде к Зеленцу мы решили нарвать вербы, так как экскурсия в монастырь была связана именно с православным праздником Вербное воскресение. Несколько студентов и преподавателей кафедры исторического регионоведения сразу же отправились осматривать окрестности. Надо сказать, что они нашли весьма любопытную для городского жителя вещь – заброшенный трактор. С этой необычной находкой тут же было решено сфотографироваться. Сначала юные первокурсницы покорили «вершины» трактора, ну а затем своим мастерством блеснула студентка с 4-х годичным стажем Анастасия Погребская. Такую любопытную картину наблюдала я из кустов, пытаясь собрать немного вербы. «Несомненно, это натура историка-регионоведа рвется наружу», – подумала я, глядя на трактор и Анастасию.

К самому Зеленецкому монастырю мы приехали к 11 часам, в церкви уже шла божественная литургия. Здесь паломники разделились по личным интересам: кто отправился смотреть окрестности монастыря; кто старательно изучал карту Ленинградской области, пытаясь понять, какие тропы нас сюда довели; кто принял решение исповедоваться и терпеливо ждал своей минуты. Надо сказать, что батюшка, к которому прихожане пошли на исповедь, был очень внимателен и строг к рассказам своих наставленников. После того как прихожане исповедались и причастились, начался крестный ход, в процессе которого можно было прикоснуться к ракам с мощами святых Мартирия и Корнилия.

Все вместе мы собрались, когда отец Алексей, один из послушников монастыря, с благословения батюшки, согласился провести экскурсию по обители. Особое внимание он уделил жизни монастыря в настоящее время: рассказал о том, что восстановление обители идет уже 11 лет, как тяжело происходит реставрация после восьмидесяти лет запустения; о нехватке времени настоятеля на собственное духовное развитие и о многом другом. Все это он говорил с большой грустью в глазах, еще больше это стало заметно, когда мы спустились в Нижний храм, который два года назад был сожжен, непонятно с какими целями, одним из местных жителей. Теперь это место практически не подлежит реставрации. Свой рассказ отец Алексей закончил приглашением приехать в обитель в летнее время и провести здесь несколько дней, а может быть и больше.

После осмотра Зеленецкого монастыря мы отправились в Старую Ладогу. По дороге был включен фильм об истории этого города. Естественно, он начался рассказом о призвании варягов. Тут несколько слов стоит сказать о собственных эмоциях: мне было лестно, что я смогла процитировать слова из «Повести временных лет», связанные с этими событиями: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите и владейте нами». Необъяснимое чувство благодарности возникло у меня в сердце к нашему преподавателю истории России на первом курсе В.В.Шапошнику, который неведомыми путями вложил в меня строки ПВЛ.

Однако чувство благодарности сменилось легкой задумчивостью о моих студенческих годах в университете, о том, как много нового я приобрела в этих стенах, сколько удивительных вещей открылось перед моим взором, ну и, конечно, сколько всего надо успеть за оставшиеся три года в ранге студента.

Так незаметно мы подъехали к Старой Ладоге. Ладога — древнейшая столица Руси. Здесь в 60-е годы IX века обосновался Рюрик. Отсюда начинается зафиксированный в письменных источниках процесс государственного строительства нашей страны. Монументальные остатки былого, языческие сопки, «Рюрикова» крепость, каменные храмы, из которых два — Успенский и Георгиевский, — благодаря прекрасной сохранности показывают нам достоинства архитектуры новгородской школы XII в. Сам факт того, что в XII в. в Ладоге стояло шесть каменных храмов, к тому же расписанных фресками, свидетельствует о необычайном богатстве и важности города.

Ярко светило солнце, совсем не было ветра – при такой погоде Волхов выглядел особенно величественно в обрамлении своих многовековых курганов. Постояв немного на пристани и полюбовавшись редчайшими красотами природы, мы отправились в Никольский мужской монастырь. Его основание относится к XII–XIII векам, устное предание связывает это с победой князя Александра Невского над шведами в 1240 г. Сначала мы осмотрели церковь Николая Чудотворца, сюда в 2002 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была принесена частица мощей этого святого. Вокруг его раки собралось много верующих, которые желали прикоснуться к частице святого и получить исцеление.

В Никольском монастыре я была год назад, и уже тогда здесь шла реставрация, сейчас же ее результаты были весьма ощутимы: церковь приобрела свой первозданный вид. Особенно меня поразили люстра – мощная, золоченая, с большим количеством лампочек, и толстый рыжий кот, который с огромным удовольствием принимал позы для фотографий.

Дальше мы поехали в Староладожскую крепость. Это каменное сооружение эпохи Древней Руси первый раз было возведено на рубеже IХ-Х веков. Затем она была перестроена в 1114 г. новгородским князем Мстиславом Великим. В конце XV – начале XVI веков, в связи с появлением огнестрельного оружия, крепость была реконструирована по приказу государя Ивана III. На территории крепости расположены две церкви: церковь Дмитрия Солунского, первые упоминания о которой относятся к 1646 г., внешне она напоминает крестьянскую избу, это одно из редчайших сооружений Северной России; другая – церковь Святого Георгия, основанная во второй половине XII в. в честь победы над шведами в 1165 г.; на стенах церкви сохранилась часть фресок, в куполе и барабане уцелела композиция «Вознесение Христа». Однако это все нам не удалось осмотреть, так как был уже вечер, и крепость закрывалась.

Еще одной интересной остановкой был Девичий Успенский монастырь. Нам удалось побывать в храме Крестовоздвиженья. Внутри он совсем не напоминал монастырь: длинный коридор, выкрашенный в голубой цвет, вел в само помещение обители, низкие потолки, отсутствие окон – все это было похоже, скорее, на заброшенную гостиную XIX века. Здесь сестра Дарья кратко поведала нам историю обители. От Успенского монастыря ныне сохранился лишь главный храм, он возник в начале XII в, историки считают его княжеской усыпальницей. Вокруг Успенского храма сохранились поздние монастырские постройки: прачечная, келейные корпуса, баня, кирпичная ограда. Здесь с 1718 по 1725 гг. находилась опальная жена Петра I – Евдокия Лопухина. Сейчас сестры обители совершают богослужение в больничном Крестовоздвиженском храме, в котором находится частица мощей святой княгини Анны Кашинской. Также в монастыре особо почитают святую Анну Новгородскую, которая согласно одной из версий, была основательницей Свято-Успенского Старо-Ладожского монастыря в середине XII века. Все это сестра Дарья рассказала нам с большим воодушевлением, нескрываемым интересом и неподдельной заинтересованностью. А когда мы подошли поблагодарить ее за экскурсию, она ответила, что не всегда получается так интересно рассказывать, видимо, Господу было угодно, чтобы мы услышали именно такое повествование.

После Успенского монастыря нашей конечной остановкой было метро «Московская», куда мы приехали в десять часов вечера. Можно было увидеть, что глаза у всех экскурсантов были наполнены искренним светом, а душа переполнялась светлыми чувствами от такой «божественной» экскурсии.  

Анастасия Фадеева,
студентка 2 курса исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков