Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 12-13 (3735-3736), 6 июня 2006 года
у нас в гостях кафедра

За кремлевскими стенами

День 26 апреля был солнечный и теплый. Наша маленькая делегация готовилась отправиться с Московского вокзала на скором поезде «Юность» в первопрестольную столицу нашего государства. Целью путешествия была проходившая в эти дни в Москве IV студенческая межвузовская научно-практическая конференция – «Региональная история. Краеведение. Москвоведение». Этот визит можно было назвать ответным.

Золотые своды Андреевского зала поражают своим великолепием.

Золотые своды Андреевского зала поражают своим великолепием.

За несколько недель до этого представители Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) активно поучаствовали в организованной на историческом факультете СПбГУ Всероссийской студенческой историко-регионоведческой конференции. Проведенная силами кафедры исторического регионоведения, конференция не только показала высокий уровень профессионализма ее организаторов и участников, но и привлекла к себе большое внимание научных кругов обеих столиц. Конференция сделала практическими межвузовские отношения в сфере исторического регионоведения и краеведения и подготовила необходимую основу для развития их в дальнейшем.

Руководствуясь идеей научного диалога, московские историки подготовили на базе РГГУ ответную конференцию для представителей Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. К сожалению, они не смогли принять всех желающих – из северной столицы от нашего факультета на конференцию поехали всего шесть человек студентов II – IV курсов; Михаил Смирнов, Анастасия Погребская, Ирина Сотниченко, Татьяна Балабко, Михаил Борисенко и Сергей Косилов, автор этой статьи. Возглавил делегацию заведующий кафедры исторического регионоведения, профессор, доктор исторических наук Юрий Владимирович Кривошеев. Помогала ему кандидат исторических наук доцент кафедры исторического регионоведения Оксана Борисовна Вахромеева.

Вечером 26 апреля на московском поезде, преодолев восемь часов утомительного пути, мы прибыли на Ленинградский вокзал. На перроне нас встретил заведующий кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ, кандидат исторических наук, доцент Владимир Фотиевич Козлов. Благодаря ему, мы, преодолевая ветвистую сеть московского метрополитена (читатель должен себе представлять размеры Москвы), наконец добрались до места нашего временного проживания. Сказался дневной переезд: все участники, сделав наспех необходимые приготовления, поспешили предаться здоровому сну.

На следующий день, 27 апреля, в здании Центральной городской публичной библиотеки имени Н.А.Некрасова состоялось открытие конференции. Со вступительным словом перед участниками выступили председатель Союза краеведов России, академик Сигурд Оттович Шмидт, В.Ф.Козлов и директор ЦГПБ им. Н.А.Некрасова Светлана Николаевна Просекова. Приятно отметить то внимание, с которым устроители отнеслись к приезжим студентам и преподавателям. Перспективы дальнейшего сотрудничества отметили все выступавшие организаторы конференции.

Затем последовало время докладов. В рамках общей тематики конференции студенты затронули множество интересных вопросов, связанных с региональными и историческими научными исследованиями. Некоторые доклады сопровождались мультимедийными материалами и прозвучали особенно наглядно и современно. В целом, конференция прошла на высоком научном и организаторском уровне.

По завершении основной части мероприятия и прекрасного обеда (не могу не вспомнить гостеприимность местных работников), хозяева и гости конференции отправились на уникальную экскурсию в Большой Кремлевский дворец. Организованная по ходатайству академика С.О.Шмидта, эта экскурсия должна была показать участникам конференции закрытые в любой другой день залы кремлевского музея. Действительно, чтобы провести такую экскурсию, необходимо было, как выяснилось, специальное разрешение.

Уже у Боровицкой башни многим из нас захотелось удивляться. Это был не первый мой визит в Москву (да и в Кремль), и тем не менее я не мог отвести глаз от этого символа русской государственности. Большой Кремлевский дворец перестраивался несколько раз и только во второй половине XIX в., с руки Константина Тона, приобрел современный вид. Ныне это официальная резиденция президента Российской Федерации. Огромное здание дворца (в нем около 300 комнат) удачно вписывается в кирпичные границы укреплений Кремля и связывает визуально прошлое и настоящее Москвы. Это для нас актуально и символично.

Пройдя несколько постов охраны (безопасность в Кремле – прежде всего), мы оказались внутри Кремлевского дворца. На первый взгляд, его помещение не сохранило в себе черты прежнего убранства: в некоторых местах даже шел современный ремонт. Но это было только на первый взгляд. Продвигаясь с местным экскурсоводом все глубже в покои бывшей резиденции императорского дома, мы постепенно переносились в прошлые столетия.

Точкой отправления для нас послужил Владимирский зал. Это центральное помещение дворца, находящееся на втором этаже, во всех отношениях соединяет разные эпохи и объединяет в одно строение все жилые покои царской семьи, построенные с конца XV по начало XX вв. Владимирский зал часто закрыт для посетителей, поэтому нам чрезвычайно повезло увидеть его. Здесь находится крупнейшая бронзовая люстра дворца, весом около двух тонн.

Из Владимирского зала путь наш лежал в Грановитую палату – самое знаменитое и ценное помещение дворца. Созданная в конце XV в. итальянскими мастерами, Грановитая палата и в наши дни отличается роскошью и неповторимостью своего убранства. Со второй половины XIX в. палата из отдельного помещения превратилась в часть анфиладной планировки Большого Кремлевского дворца. Из нее гости проходят в жилой царский дворец, где в старинные времена устраивались приемы и пиры. Думаю, каждый из нас захотел приобщиться на мгновение к культуре прошлого, рассматривая фрески и росписи времен Федора Ивановича. Этому мешало запрещение фото- и видеосъемки во многих залах дворца. Под запретом оказалась и Грановитая палата.

Несколько разочарованные, мы поднялись в царские покои XVII в. Покои были полностью отреставрированы в конце XX в., и единственное, что сохранилось от первоначального строения, была архитектура. Сводчатые перекрытия и маленькие окна создавали ощущение замкнутости времени и пространства. И действительно, все в доме напоминало о присутствии здесь государя. Соборный зал, а еще больше Царский кабинет, настраивали посетителей на скорую встречу с царем.

Недалеко от жилых покоев располагаются несколько Теремных соборов, подлинных и по-настоящему уникальных. Однако доступными для нас оказались лишь два из них, наиболее близкие к жилым царским покоям. Не удалось посетить и Царицыны палаты, которые находятся неподалеку и отличаются наличием уникальных исторических экспонатов.

Сделав небольшой круг, мы проследовали в залы XIX в. и, распрощавшись с московской стариной, встретились со стариной имперской. Проект нового здания, заказанный К.Тону Николаем I, предусматривал воплотить в архитектуре военные победы России того времени. Поэтому три анфиладных зала: Георгиевский, Александровский и Андреевский, наполнены армейской символикой. Эти залы наиболее парадные и посещаемые во дворце. Здесь проводятся различные конференции, церемонии и торжества самого высокого уровня.

Георгиевский зал – гордость и слава русского оружия. Под знаменем Георгиевского креста здесь величественно возвышаются восемнадцать статуй – викторий, а на белых мраморных стенах золотыми буквами навечно высечены имена великих героев своего Отечества, воевавших за его свободу и независимость.

Александровский зал – легкий и по-барочному блестящий – посвящен памяти князя Александра Невского. Как и все залы, он обновлен, но до сих пор в нем сохранились картины Моллера, помещенные здесь по желанию Николая I. Этот зал может по праву соперничать с самыми роскошными залами петербургских дворцов по изяществу и богатству своего убранства.

Андреевский, или Тронный, зал в XIX в. предназначался для приема чрезвычайных гостей и послов. Сейчас его золотые своды (на облицовку стен и колонн было потрачено более 15 кг позолоты) являются свидетелями наиболее важных и ответственных приемов президента.

Экскурсия подходила к концу. 56 ступеней парадной лестницы привели нас на первый этаж Кремлевского дворца, на собственную половину императорской семьи. Здесь все напоминало Петербург. Николай I и его потомки пытались воплотить в уютных кабинетах всю прелесть и изящество искусства XVIII в. Будуар императрицы и Белая гостиная, стиль Буль и гарнитуры работы Гамбса – все черты прекрасной старины здесь были собраны воедино.

Не хватало лишь осознания временного единства всего увиденного. Но тем и примечателен и интересен для нас Кремлевский дворец, что при всей своей монолитности он объединяет многочисленные эпизоды истории разных времен. Создается впечатление бесконечного движения пространства из одного мгновения в соседнее и далее – в вечность.

Вечером мы покинули Большой Кремлевский дворец. За кирпичными стенами Кремля мы оставили частицу благодарности и воплощенные в жизнь мечты побывать в нем. Наступил следующий день, и организаторы удивили нас новой программой, но экскурсия 27 апреля по праву явилась кульминацией нашего путешествия в первопрестольную столицу.  

Сергей Косилов,
студент 2 курса
кафедры исторического регионоведения

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков