Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10-11 (3733-3734), 26 мая 2006 года
практика

Деньги под хороший проект

В 16 часов 17 апреля истек срок подачи заявок российских вузов, выразивших желание участвовать в конкурсе по внедрению инновационных образовательных программ. В конкурсе, объявленном Министерством образования и науки РФ в рамках национального проекта «Образование», приняли участие 200 российских вузов, часть из которых уже не прошла предварительный отбор ввиду несоответствия заявок различного рода техническим требованиям.

Победители конкурса получат от 400 миллионов до 1 миллиарда рублей. Общий заявленный бюджет конкурса на два года — 10 миллиардов рублей. Участие СПбГУ в конкурсе комментируют проректор по учебной работе И.А.Дементьев и главный специалист по стратегическому развитию Н.Р.Тойвонен.

И.А.Дементьев

И.А.Дементьев

— Работа коллектива университета по разработке заявки, получившей название «Инновационная образовательная среда в классическом университете», является уникальной по ряду причин, – говорит Илья Александрович. — Во-первых, в той или иной степени в ее разработке приняли участие все факультеты. Во-вторых, в ходе работы удалось сформировать эффективные механизмы взаимодействия администрации и факультетов университета по разработке образовательных программ, отвечающих всем требованиям «инновационности». В-третьих, работа была выполнена в кратчайшие сроки – реально было затрачено менее 3 недель от проработки концепции заявки до разработки ее окончательного варианта. В-четвертых, получено большое число писем-поддержки факультетских проектов от представителей зарубежных и российских вузов, институтов системы РАН, бизнес-сообщества и др.

— Следует отметить, — добавляет Николай Рудольфович, – что уникальность заявки заключается и в достижении гармоничного сочетания интересов факультетов по разработке и реализации той или иной образовательной программы с формированием определенной системы поддержки, придающей устойчивый характер последующему использованию результатов проекта всеми заинтересованными факультетами.

— Чем вызвана потребность внедрения в университете инновационных образовательных программ?

И.А.Дементьев: процессы глобализации, участие России в создании единых экономических и научно-образовательных пространств, необходимость формирования общества, построенного на знаниях, ставят перед образовательными учреждениями в частности, и системой высшего образования страны в целом, задачи повышения качества подготовки слушателей. Последнее достигается реализацией комплекса мер, включающего, в частности, совершенствование образовательных технологий, формирование дополнительных механизмов построения прямого диалога между вузами, с одной стороны, и потенциальными работодателями, с другой, использованием новых информационных технологий и так далее. Указанные мероприятия находят свое отражение в разрабатываемых образовательных стандартах 3-го поколения, принципах, заложенных в Болонской декларации, и так далее.

— В чем выражается партнерство администрации и факультетов университета в рамках данного проекта?

Н.Р.Тойвонен: важнейшей задачей администрации любого вуза, по моему мнению, является создание максимально комфортных условий для представителей коллектива, а также студентов и аспирантов, обеспечивающих стимулирование и поддержку развития научно-образовательных и инновационных форм деятельности учебно-научных подразделений и преемственность последующего использования полученных знаний и наработанного опыта в учебном учреждении. Разработанная заявка является таким примером. Все представленные факультетами предложения по разработке инновационных образовательных программ следует рассматривать в качестве «пилотных» проектов, на примере которых факультеты отрабатывают ту или иную технологию. Задача администрации, в этом случае, состоит в обеспечении информационно-консультативной поддержки работы факультетов и формировании систем последующего использования опыта при реализации других образовательных программ на различных факультетах.

— Вы можете перечислить системы, которые планируется разработать в рамках проекта?

И.А.Дементьев: в рамках проекта предполагается создать общеуниверситетские системы по разработке и поддержке реализации инновационных образовательных и педагогических технологий, систему качества, систему развития проектного менеджмента и инновационно-предпринимательской деятельности, информационно-аналитическую интегрированную систему.

— Как эти системы будут формироваться и работать?

И.А.Дементьев: идея создания перечисленных систем является прямым следствием тех проектных предложений, которые были представлены факультетами. В частности, практически все факультеты сделали ставку на активное внедрение принципов Болонской декларации (включая многоуровневую систему подготовки, кредитно-модульную систему, развитие системы качества и так далее) и использование новых информационных технологий в организации образовательного процесса. Например, перевод информационного и организационного взаимодействия представителей деканата и профессорско-преподавательского состава со студентами на электронные носители с использованием сети Интернет и развитие электронных библиотечных систем — юридический факультет; развитие электронных дистанционных форм обучения — экономический, восточный и геологический факультеты, Смольный институт филологического факультета; развитие навыков использования информационных технологий как требование потенциальных работодателей – филологический факультет и так далее.

Н.Р.Тойвонен

Н.Р.Тойвонен

Н.Р.Тойвонен: участие профессиональных сообществ в формировании образовательной политики и оценке качества подготовки было отмечено в ряде заявок, в частности, факультетов социологии и журналистики; развитие системы проектного менеджмента — в заявках биолого-почвенного факультета – одного из самых активных участников формирования заявки, философского факультета, факультета географии и геоэкологии; формирование междисциплинарных программ — исторический, химический и физический факультеты; разработка дополнительных форм подготовки – медицинский факультет и факультет международных отношений.

И.А.Дементьев: фактически упомянутые выше системные проекты явились результатом обобщения устремлений и потребностей факультетов в реализации своих собственных инновационных образовательных программ. Технологически взаимодействие системных проектов и проектов факультетов будет заключаться в организации информационного обмена полученными знаниями и опытом в ходе реализации того или иного инновационного направления, предоставлении консультативной поддержки факультетских проектов по мере их реализации и последующем использовании созданных систем для внедрения новых программ.

— В области обучения программа коснется, в первую очередь, бакалавриата?

Н.Р.Тойвонен: нет, скорее магистратуры. Бакалавриат – достаточно четкая система, предоставляющая базовые знания по определенным областям наук. А магистратура и повышение квалификации послевузовского обучения, аспирантура – несколько иная область. Это благодатное поле для создания междисциплинарных программ, где факультеты, в зависимости от тех целей и задач, которые поставят ученые советы,– вместе с представителями администрации, вместе с представителями других факультетов, которые имеют опыт реализации определенных технологий, выстраивают те или иные системы инновационных образовательных технологий.

— Как отразится введение инновационных образовательных технологий на учебном процессе?

И.А.Дементьев: вот самый простой пример. При нынешней традиционной форме организации образовательного процесса, когда курс объемом в 30-40 и более часов читается на протяжении всего семестра (по 2-4 часа в неделю), повышение профессиональных знаний преподавателями за счет их стажировок (например, за рубежом) на 1-2 месяца и активного участия в развитии научно-образовательного сотрудничества с партнерами, приводит к «выпадению» таких преподавателей из образовательного процесса. В итоге, занятия, как правило, поручают вести специалистам, обладающим более низким уровнем знаний и опыта. В этой ситуации страдает и качество подготовки студентов, и, в определенной степени, имидж университета. В то же самое время, существует несколько способов, как, с одной стороны, обеспечить участие ученого в учебном процессе, и, с другой стороны, дать возможность принять приглашение партнеров и через участие в совместной работе повысить свой профессиональный уровень. Такими способами являются, в частности, переход на кредитно-модульную систему и/или использование современных электронных дистанционных форм обучения.

— Как это может быть реализовано?

Н.Р.Тойвонен: рассмотрим кредитно-модульную систему. На каждом факультете создана своя уникальная система организации учебного процесса, специфика которого вызвана предметом изучения. Однако, как показывает опыт, определенные семестровые курсы, в особенности специальные, могут быть «уплотнены» до месячного или даже двухнедельного. Тогда предлагаемая система будет работать следующим образом. Например, в сентябре профессор отчитал свой курс, который ранее занимал полгода, и уже в октябре он/она сможет уехать поработать за рубеж: в Америку, Швецию и так далее, на 1-2 месяца, и, вернувшись в декабре, сможет прочитать следующий курс. Хорошо это? Безусловно. Наш университет только выиграет от реализации подобно рода технологий, поскольку обеспечит и высокий уровень подготовки студентов, и возможность академической мобильности – важнейшего механизма развития профессиональных качеств нашего ППС и ученых.

— Расскажите более подробно о кредитно-модульной системе? С чем ее можно сравнить?

И.А.Дементьев: коротко ее можно понимать как систему оценки трудозатрат студента на освоение определенного учебного материала одного курса или системы взаимосвязанных курсов. Освоение материала может быть реализовано через аудиторные занятия, изучение курсов с использованием электронных дистанционных форм обучения и так далее. Представим, что два студента учатся в разных университетах по одинаковым образовательным программам. Но один затратил на изучение курса два семестра, а другой – семестр. Оба получили «пятерку» . Судя по диплому, оба – отличники. Но уровень подготовки – разный. Это очевидно. Кредитная система позволяет оценить тот реальный объем знаний, который получен студентом.

— А модульная?

Н.Р.Тойвонен: модульность обучения тоже не является чем-то принципиально новым для российской системы образования. Этот принцип использовался и в Госстандартах 2-го поколения и раньше. Идея состоит в том, чтобы этот уникальный опыт собрать, сделать факультеты более мобильными в решении своих задач. Есть, допустим, очень интересный опыт юридического факультета по обеспечению информационного и организационного взаимодействия между деканатом, преподавателями факультета, с одной стороны, и студентами, с другой стороны, через Интернет. Созданная на факультете система позволяет студенту, живущему, например, на Черной речке, без приезда на факультет, уточнить расписание. Давайте беречь время преподавателя и студента. Наличие подобных систем – дополнительный фактор для абитуриента, выбирающего вуз, где он/она будут учиться..

— Клиент всегда прав?

И.А.Дементьев: мы находимся в жесточайшей конкурентной среде. Наша система высшего образования находится в состоянии перехода от одних образовательных стандартов к другим и так далее. Быть лидером по всем показателям практически очень сложно, поэтому надо быть безусловно первыми «на своем поле». На следующей неделе наш университет принимает делегацию из Университета Уорвика (Англия) – будет подписан договор и проведены переговоры о развитии сотрудничества по широкому спектру научно-образовательных направлений. Британский университет был создан сорок лет назад и расположен на среднем западе страны - в сельскохозяйственном/переферийном регионе. Вместе с тем, в рейтинге лучших британских вузов – он 4-5-й, сразу после Оксфорда, Кембриджа и Лондонского университета.

— Чем обеспечен такой рывок?

Н.Р.Тойвонен: Приведенный результат обусловлен внедрением ряда управленческих технологий, выдвигающих на передний план развитие «третьего» направления деятельности вуза — иннновационно-предпринимательское. В Университете Уорвика создана разветвленная система проектного менеджмента, позволяющая обеспечить информационно-консультативную поддержку студентам и представителям коллектива вуза по всем вопросам, касающимся подготовки проектных предложений, поиска финансовых средств и так далее. Упор делается на максимальное привлечение внебюджетных финансовых средств. Конечно, наш университет не может использовать модель Уорвика «вчистую», поскольку является ведущим исследовательским университетом, имеющим свою миссию и развивающим, в первую очередь, фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы и разработки. Вместе с тем, мы можем использовать наработанные Уорвиком технологии по решению задач коммерциализации результатов научно-исследовательских работ и разработок. Сфера приложений усилий может быть любой.

— Хорошо, начало положено, какой следующий шаг?

И.А.Дементьев: надеюсь, коллеги с факультетов меня поддержат, что обсуждаемый конкурс – начало большой общей работы. Сложилась эффективная система взаимодействия факультетов и ректората по организации совместной работы в рамках крупного проекта. Она сейчас используется для разработки других конкретных проектных предложений. В частности, я знаю, что представители ПМ-ПУ и факультета географии и геоэкологии активно включились в разработку новых проектов и заявок. Подготовка проекта показала, что мы обладаем мощным научным и образовательным потенциалом и чрезвычайно мобильными и креативными сотрудниками. Так что очевидный следующий шаг – начало реализации идей.  

Подготовил Игорь Евсеев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков