Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10-11 (3733-3734), 26 мая 2006 года
факультет

Вперед, на всех парусах!

Для того чтобы видеть дальше, надо подняться выше. Каждый из факультетов университета, разрабатывая концепцию развития, использует свои ресурсы, намечает свои цели и сроки их достижения. Сегодня мы можем говорить, что факультет международных отношений СПбГУ переживает начало нового этапа в своем развитии. Что позволяет сделать такой вывод?

— Во-первых, за исключением, небольшого числа студентов, которые занимаются по одной программе, совместной с математико-механическим факультетом, мы в основном закончили переход на двухуровневую систему обучения, — отметил профессор Константин Константинович ХУДОЛЕЙ, декан факультета международных отношений. — По международным отношениям у нас состоялся в прошлом году последний выпуск специалистов. Сейчас по международным отношениям и по регионоведению у нас ведется подготовка только бакалавров и магистров

Второй момент, который позволяет говорить о новом этапе нашего развития: то, что у нас начался выход на защиту докторских диссертаций целой группы преподавателей, средний возраст которых — 40 лет. Это очень важное событие. В этом учебном году у нас уже защищены две докторские диссертации, еще одна принята к защите, и еще две прошли обсуждение на кафедрах и в основном рекомендованы к защите. Появление пяти, а может, и больше, молодых докторов наук — это, безусловно, важный этап в развитии факультета. До этого у нас было довольно много защит кандидатских диссертаций, а докторских было не так много.

Третий момент: мы в основном завершили формирование профессорско-преподавательского состава. Мы считаем, что у нас сформирован тот профессорско-преподавательский состав, который может успешно решать задачи. И важную роль играет тот факт, что факультет активно пополняет свои ряды за счет выпускников. Сейчас на факультете представлены все три поколения преподавателей — молодое, среднее и старшее — и между ними существует, с моей точки зрения, вполне гармоничная работа.

В-четвертых, в этом году наконец-то завершен выезд архива из восьмого подъезда Смольного. Честно скажу, это произошло даже несколько быстрее, чем мы ожидали — отсюда и поправки в наших планах. Ремонтные работы на факультете идут очень успешно. Свидетельством тому — наш актовый зал, который является одним из лучших залов не только университета, но и города. У нас впервые есть аудитория на 450 человек, где мы проводим поточные лекции... Все эти факторы и позволяют нам говорить о новом этапе в развитии факультета.

— И что же дальше? В каком направлении факультет будет развиваться?

— Мы модернизируем и будем модернизировать учебные планы бакалавриата в пользу большего введения самостоятельной работы студентов. Это написание рефератов, проведение собеседований по самостоятельно прочитанной литературе, проведение конференций и деловых игр и др.

Но основное направление концепции развития, безусловно, — приближение факультета к международным стандартам образования. При этом под международными стандартами мы понимаем не только нормативы Болонского процесса, но и нормы Всемирной торговой организации. На самом деле, Болонский процесс имеет две трактовки. Одна часть считает, что его цель — создание собственного европейского центра образовательных услуг, который мог бы конкурировать с США. А вторая часть в той же Европе считает, что это путь к приспособлению к нормам ВТО. Я лично сторонник второй точки зрения.

В учебном процессе главное внимание мы будем уделять магистратуре. В настоящее время мы очень активно вовлечены в переговоры и попытки создания магистерской программы вместе с зарубежными вузами. Причем речь идет не о совместных программах, а о двойных дипломах, потому что совместные программы доказали свою бесперспективность, с моей точки зрения. Специфика нашего подхода заключается в том, что выпускники будут получать два диплома по родственным специальностям, но не по одной. Например, мы с университетом Майами договорились следующим образом: у них магистерская программа Master of Internatoinal Administration, а у нас — международные отношения. Наши студенты будут изучать их специальные предметы, а их студенты — наши предметы. И в итоге и те, и другие получают два диплома, а защита происходит в форме видеоконференции.

«Можно говорить, что сложились основы Санкт-Петербургской школы преподавания и исследования международных отношений и регионоведения».

Такие программы мы запустим с 2007 года. В нашей сфере это первый случай, когда американские вузы высокого уровня, входящие в мировую элиту (их рейтинг сравним с нашим и даже чуть выше), идут на двойной диплом с российским университетом. Это признание нашего авторитета, авторитета СПбГУ. Американцы не менее нашего заинтересованы в реализации таких программ: у них есть студенты, желающие вести бизнес в России. Программы эти не госбюджетные, и первыми на них откликнулись американские частные вузы.

— Но есть и проблемы?

— Переход к международным стандартам образования происходит не гладко. Очень много проблем возникает с методикой преподавания. Даже введение на государственных экзаменах письменной формы вместо устной привело к ряду очень серьезных последствий. Первое: к сожалению, резко возросло число попыток списывания на уровне бакалавриата. В первое время это было просто стихийное бедствие, да и сейчас борьба со шпаргалками идет с переменным успехом. Второй момент: изменилась структура оценок, количество “пятерок” резко уменьшилось — и в принципе, я считаю, это правильно. В итоге структура оценок стала ближе к западной. И тут возникли определенные проблемы, поскольку в ряде наших вузов число дипломов с отличием доходило до 40%. То есть ценность “красного” диплома — весьма разная, хотя они одинаковы внешне. Но согласитесь, что оценка за письменную работу, которую могут проверить два или три преподавателя, более объективная, чем за устную. Мы так делаем уже не первый год, и этот опыт в целом оцениваем как положительный.

К числу недостатков работы факультета я отношу малое количество учебников и учебных пособий, написанных нашими преподавателями. Студентам приходится заниматься по конспектам лекций или по учебникам других вузов, которые не всегда отражают нашу точку зрения.

— И все же, несмотря на трудности, начинается новый этап...

— Можно говорить, что сложились основы Санкт-Петербургской школы преподавания и исследования международных отношений и регионоведения. Главные ее особенности заключаются в следующем: МГИМО рассматривает себя как лингвистический вуз, они преподают международные отношения и страны через преподавание языка. Сильной стороной этой школы является то, что они очень глубоко знают детали, особенности, специфику страны или региона. Но в то же время они в меньшей степени учат студентов проводить широкие обобщения. В университетах Западной Европы международные отношения и регионоведение рассматриваются как часть политических наук. С нашей точки зрения, это тоже определенное обеднение международных отношений.

И наша главная идея состоит в том, что международные отношения — это многодисциплинарная наука. Для их изучения нужно использовать методологию нескольких политических и социальных наук (истории, политологии, экономики, лингвистики), хотя предмет изучения один. С учетом того, что и в мире это достаточно молодая дисциплина, конечно, возникает много проблем. Но мы думаем, что этот путь — наиболее перспективный.

— Аналитиков готовить сложно...

— Выпускники факультета успешно работают во многих департаментах МИДа, в том числе в департаменте внешнеполитического планирования, в различных мозговых центрах Москвы, в Академии наук, в российских и зарубежных университетах... Кроме того, наш факультет стал признанным местом проведения крупных общественно-политических конференций, которые вызывают интерес и у руководства МИДа, и у Министерства обороны (когда речь идет, например, об отношениях с НАТО). Для имиджа факультета и университета это очень важно.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков