Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3732), 4 мая 2006 года

За отвагу

Минёр ошибается один раз» – пожалуй, вот единственное, что знал о своей будущей воинской специальности восемнадцатилетний Володя Якубский, когда его призвали в армию в 1942 году. Даже в «учебке», где он вместе со своими сверстниками проходил азы армейской службы и получил, кстати сказать, квалификацию миномётчика, он ещё не мог знать, что станет минером и набираться мастерства в своей нелёгкой солдатской профессии будет не где-нибудь, а в составе прославленной 3-й гвардейской танковой дивизии, которая пронесла своё знамя через битвы под Курском и Киевом, Вислой и Одером, штурмовала Берлин.

А первое боевое крещение рядовой Якубский принял в одном из решающих сражений Второй мировой войны – Курской битве.

– Уже тогда я понял, – вспоминает Владимир Александрович, – что минёрам на фронте приходится выполнять самую различную работу, продиктованную обстановкой. Помимо своих прямых обязанностей, нашей минной роте приходилось выполнять функции и сапёров, и разведчиков, и пехотинцев.

Свою первую медаль «За отвагу» В.А.Якубский получил за форсирование Днепра.

– На нашем участке было относительно тихо, – рассказывает Владимир Александрович. – Но всё же, когда мы, несколько человек, в числе первых переправились на лодке на противоположный берег, готовы были ко всяким неожиданностям. Однако берег был пуст. Немцев не было даже в ближайшей деревне. И тогда переправу начали остальные части нашего корпуса. Только на вторые сутки «все стало на свои места». Немцы обнаружили наш плацдарм и бросили в этот район крупные силы.

Тогда же Владимир Александрович Якубский и получил своё первое ранение: во время очередной переправы через Днепр он и ещё двое бойцов, находившихся в лодке, попали в зону миномётного огня, одна мина упала совсем рядом с лодкой.

– Вскоре после Днепра Третью танковую армию перебросили под Киев, где в то время разворачивалось сражение по освобождению столицы Украины. Потом был прорыв под Бродами в Львовско-Сандомирской операции, Висла, Одер, Берлин.

Наверное, в некоторой степени даже бестактно спрашивать минера, что он считает в своей профессии самым тяжёлым. За два года войны Владимир Александрович потерял немало самых близких друзей, деливших с ним тяготы и скупые радости военной жизни. Конечно, риск на войне – дело обычное и даже в какой-то степени привычное, но одно дело, когда перед тобой противник – живой, то есть предсказуемый, и другое – когда перед тобой всего лишь кусок металла, начиненный смертоносной начинкой. Предсказать его поведение не всегда удаётся даже самым опытным специалистам. Всего лишь два примера.

Первый случай произошёл под Днепром. Владимир Якубский и ещё несколько бойцов получили задание заминировать дорогу как наиболее предполагаемый маршрут движения немецких танков. Мины установили четко и быстро, уже отправились назад, как вдруг…

– Слышим крик, – вспоминает Владимир Александрович, – оборачиваемся и видим двух наших бойцов-разведчиков, которые, по-видимому, возвращались с боевого задания. Дорога, которую мы заминировали, шла между двух высоких пригорков. И вот – не успели мы слова молвить – оба бойца спрыгнули с них прямо в то место, где лежали мины. Раздался характерный треск, говоривший о том, что система сработала. Мы замерли, ещё не понимая, потому что, если бы она сработала, то взрыв уже произошел бы, а его нет! Почему нет, мы выяснять, конечно, не стали и ликвидировали испорченную мину при помощи толовой шашки, но случай этот останется в моей памяти навсегда.

Другой случай, происшедший уже в 1945 году и обернувшийся для Владимира Александровича контузией, был гораздо трагичнее. Мина, которую обнаружили бойцы-минёры, была брошена немцами и по всем признакам казалась разминированной. Однако, как оказалось, она была нового, ещё не встречавшегося в практике минёров образца, и достаточно было чьего-то неосторожного движения, как раздался взрыв.

Гитлеровский рейх уже агонизировал, доживая последние дни. Советские войска начали штурм Берлина.

– Наша бригада в то время занимала позиции перед Тельтовым каналом в пригороде немецкой столицы, – рассказывает В.А.Якубский. – Эта естественная преграда приостановила продвижение наших войск на этом участке. На северном берегу канала были немцы – мы на южном берегу. Во избежание крупных потерь командование приняло решение сначала произвести разведку, а затем уже форсировать эту водную преграду. Так я попал в одну из двух групп разведчиков. Переправлялись через канал ночью, как сейчас помню, на каких-то деревянных воротах. Не успели как следует изучить местность, как вдруг немцы. Началась перестрелка. Мы отошли, потому что задание уже было выполнено, а утром началась переправа всего батальона.

Встретить Победу в Берлине Владимиру Александровичу не удалось. Уже в конце апреля машину, в которой находились бойцы минной роты, в их числе и В.А.Якубский, атаковали немецкие самолёты, одним из взрывов Владимир Александрович был тяжело ранен…

Год пролежал в госпитале, затем вернулся в Ленинград, ещё один год долечивался. В 1947 году поступил на исторический факультет Ленинградского университета, где и работает до сих пор. А закончить свой рассказ мне хочется годом 1983-м. Тогда, весной, в Актовом зале ЛГУ собрались учёные и студенты разных факультетов, чтобы поздравить профессора кафедры истории Средних веков исторического факультета В.А.Якубского с вручением ему ордена Ленина, который нашёл солдата спустя почти 38 лет. А произошло это так. Однажды студент-заочник Е.Корюкаев принёс в деканат газету «Красная Звезда» от 22 января 1983 года. В разделе «Поиск» газета поместила заметку о том, что рядовой Якубский Владимир Александрович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года награждён орденом Ленина. А ниже упоминалось, что В.А.Якубский до этого был награжден орденом Славы III степени. Остаётся добавить, что орден Ленина был присвоен Владимиру Александровичу за ту самую тельтовскую операцию. Высшую награду Родины В.А.Якубскому под продолжительные аплодисменты всего зала вручил командующий войсками ордена Ленина Ленинградского военного округа генерал-полковник Б.В.Снетков.  

М.Иванов
«Ленинградский университет» № 11 (3039)
29 марта 1985 г.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков