|
№ 9 (3732), 4 мая 2006 года
|
|
|
|
|
|
Континент
под названием Петербург
Принты, размещенные на ограде у входа в здание Двенадцати коллегий, представляли атлас географических ассоциаций с аллегорическими изображениями Черного Континента, Азии, Америки и Европы.
О том, как в рамках серии рождался и формировался образ континента под названием «Петербург», рассказывает автор выставки художник Леонид Яценко.
– Идея разместить полотна на решетке здания 12 коллегий возникла у куратора проекта Петра Дмитриева, – говорит Леонид Яценко, – а согласование с руководством провел Антон Кальгаев из Альянса студентов и аспирантов СПбГУ.
– Выставка, безусловно, оживляет экстерьер, она уместна, вызывает интерес студентов и преподавателей. Не жалко ли, что изображения подвергаются воздействию стихий – дождя и солнца?
– Все работы специально подготовлены. Это не оригиналы, это отпечатки с реальных картин. Они напечатаны на виниле и сверху ламинированы. Приходится считаться с погодой.
– Ваше кредо? В какой манере вы работаете?
– Я никогда не пытался сформулировать. Я вне так называемой «художественной тусовки», потому что считаю, во время общения происходит определенное взаимовлияние, «диффузия идей», часто являющаяся для художника бедой. Когда работаешь сам по себе, такой проблемы – соответствовать чему-либо – не возникает. Как рисую, так и получается.
– Ваша мастерская расположена на Васильевском?
– Нет у меня мастерской, и никогда не было желания иметь ее. Я не могу работать по часам, в строго отведенное время. Я работаю дома, где места, к счастью, достаточно, а квартира – да: она на Васильевском, в доме на 4-й линии.
– Каким образом проявляется в ваших работах опыт сотрудничества с Православной церковью?
– Сразу скажу, в «izografia» я не преследовал никаких религиозных целей – это, скорее, орнаменты, здесь внешние формы были важны. А технологически – да, опыт пригодился: я предпочитаю работать акриловыми красками, потому что они ближе к темпере. Люблю краски на водной основе – их можно накладывать слоями. Когда пишу иконы, использую традиционные в иконописи технологию и материалы, соблюдаю канон. Сейчас пишу уличную икону для церкви на 7-й линии В.О. Настоятель храма хочет восстановить первозданный вид собора, и моя икона будет размещена взамен утраченной. Лик Спасителя, поближе к лету, надеюсь, вернется на свое место.
– Контрастные сочетания, скажем, помесь матроса и сфинкса в образе Петербурга – ваш фирменный стиль?
– Петербург – первая из картин большой серии «Города мира», которую я задумал. Здесь все просто. У нас одно время продавались снимки Петербурга из космоса. Я купил, повесил на стенку внутри коллекции карт географических, которые собираю. Они ежедневно мелькают перед глазами. Я привыкаю к их очертаниям. Потом возникает желание преображать. Собирать информацию, подбирать орнамент. Так, в один прекрасный день я перевел «космический» плакат на холст. Увидел, что очертания Васильевского острова и Петроградской стороны очень похожи на Большую императорскую корону. Мне примерещились под короной букли и брови Павла! Под воздействием массы мелких деталей Павел потихонечку превратился в сфинкса с лицом Павла, а новостройки — в иероглифы. Мне кажется, здесь нет натяжки. У нас много сфинксов. Одни из лучших – у здания Академии художеств. Потому что они настоящие.
Сфинксы несут всегда неразгаданную загадку города. Сфинксы – это левый берег Невы. А спящий матрос, Аврора – это символы нового времени. И морского города. Почему он спит, мой матрос? Потому что там – спальные районы. Почему он в рваной тельняшке? Потому что именно с правого берега Невы, насколько я знаю, приходили матросы, участвовавшие в революционных беспорядках. Что будет, когда он проснется? Размеры матроса таковы, что если его разбудить и он повернется, то подвинуться придется всем без исключения обитателям других континентов.
Игорь Евсеев
|