Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3732), 4 мая 2006 года

Кому нужны
кураторы?

Если бы вы жили в 70-х годах прошлого века и были бы иногородними студентами, то вы не испытывали бы тех проблем, с которыми сталкиваются теперешние студенты – с тем, что моя подруга из Краснодара Маша называет «стрессом в большом городе».

Новые места, чопорные горожане, высокие цены, связь с домом только по телефону, новый климат (чаще всего холодный!), метро, наконец , – все ввергает в ступор иногородних студентов.

Замкнутые и боязливые, весь первый курс они четко знают только один маршрут: университет – дом (общежитие), и только ко второму курсу начинают открывать город, ходить с друзьями в клубы и знакомиться с ночной жизнью города.

 Т.А.Алексеева со студентами юридического факультета.

Т.А.Алексеева со студентами юридического факультета.

Теперь бороться с головной болью, сломанным каблуком, гриппом, отсутствием денег не помогут мама или папа – все надо решать самим.

С недавних пор в университете стал более активно обсуждаться вопрос, связанный с восстановлением должности куратора. Только чем теперь куратор будет заниматься? Да и нужен ли он для иногородних? Ведь раньше в его обязанности входило только следить за посещаемостью и дисциплиной.

С этими вопросами я обратилась вначале к заместителю декана по учебной работе факультета журналистики Николаю Сергеевичу Лабушу:

- Есть ли у вас на факультете должность куратора?

— Должности нет.

— Почему? Считаете, это не нужно?

— Чаще это такая номинальная должность, которую берет на себя воспитатель или организатор, но если совместить эту должность с воспитательным процессом, то получится, что роль куратора может выполнять руководитель дипломного проекта, преподаватель, который занимается курсовыми работами. На каждом курсе есть доминирующая дисциплина, которая является главной и определяющей, так вот, взаимодействие преподавателя со студентом и выполняет воспитательные функции. Кураторство, может быть, и необходимо, но только как коллективное: что-то надо показать, рассказать – это нужно только на первом курсе. А вот на 3, 4 курсе это взаимодействие идет через педагогический процесс. Недавно услышал, что есть в некоторых вузах должность заместителя декана по воспитанию, или куратора. Тогда я вышел с этим предложением на декана, и мне сказали, что правильнее, когда эта должность совмещена с учебным процессом. У меня есть часы приема, но это для тех, кто посторонний на факультете, кому надо что-то объяснить, рассказать. А так я могу решить проблему студента, ответить на его вопрос , даже идя по коридору, – вот, я думаю, в такой концепции проблема кураторства более решаема. Думаю, если студенту четко объяснить его права и обязанности, важные правила, то он будет следовать им, если отступит от правил – последует выговор, и так далее. Конечно, наша творческая профессия предполагает некоторые аномалии в поведении, но надо донести до студента, что на лекциях, в аудитории ты – студент, ты учишься и не можешь учить преподавателя тому, чего не знаешь! Ты обязан посещать занятия, готовиться к ним. Если грамотно сделать это, то кураторство не потребуется. В МГУ у студентов есть начальники курсов, но у нас другой подход – нам не требуется начальник курса. Если мы будем расширяться, то кураторы потребуются.

На юридическом факультете на эту же тему я говорила с заместителем начальника учебного управления, заместителем декана по дневной форме обучения Татьяной Анатольевной Алексеевой, и Мариной Владимировной Филипповой, заместителем начальника учебного управления, заместителем декана по вечерней и заочной формам обучения.

Татьяна Анатольевна: К кураторству лично я отношусь не очень. Считаю, когда человек принимается в студенты, он становится взрослым. Когда выступаю перед первокурсниками в сентябре, часто повторяю им, что сегодня пройдена граница: до нее вы были детьми и школьниками, а сейчас вы стали взрослыми. Я стараюсь исходить из того, что я общаюсь со взрослыми людьми.

В то же время вспоминаются советские времена, когда у нас кураторство было. У меня остались впечатления, что кураторство – это такое приглядывание, а куратор – такой воспитатель, который выполняет неприглядные функции, надзиратель. Никто из нас за советом к куратору не обращался, если были проблемы, мы шли в деканат.

Однако мысли о кураторстве стали бродить на факультете, потому, что у нас стало появляться много иногородних студентов. А когда ребята приезжают из другого города, даже если они селятся в нашем общежитии, у них возникает много бытовых вопросов. Они не знают, куда обратиться, если болит зуб или сломался каблук, ведь они недавно в нашем городе! Тогда и задумались, что, наверно, было бы правильно, если бы был на факультете такой человек, который иногородним студентам первого курса помогал решать проблемы, не связанные с учебным процессом. Еще мы решили, что это должна быть женщина. Это должен быть человек, которому можно позвонить в 2 часа ночи и сказать, что случилась беда.

Марина Владимировна: Для чего нужен куратор? Если рассматривать куратора как воспитателя, то он, конечно, не нужен, но если куратор будет помощником в решении каких-то вопросов, тогда он нужен.

У нас кураторов нет, но мы планируем со следующего учебного года ввести институт кураторства в отношении иногородних студентов первого курса. Ведь у них многое в жизни поменялось: они уехали из дома, приехали в незнакомый город, живут в общежитии, они не умеют учиться, так как в школе они учились совершенно по-другому. Куратор должен помочь им адаптироваться к новым условиям жизни.

— Каким, по вашему мнению, должен быть куратор?

— Безусловно, терпеливым, умеющим слышать и слушать. Главная беда иногородних ребят – это то, что не с кем поделиться своими проблемами. Это потребует от куратора большого терпения и большого человеческого понимания. Также очевидно, что нельзя будет ограничивать рабочее время куратора, так как экстренная помощь в виде совета может потребоваться в любой момент.

— Должность будет оплачиваемая?

— Думаю, что да. Ведь это большая и серьезная работа.  

Марина Бойченко,
студентка факультета социологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков