Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3732), 4 мая 2006 года

Кураторство в университете –
помощь или помеха?

Так уж повелось, что в течение всей нашей жизни либо мы кого-то опекаем, либо кто-то опекает нас. Даже до фактического своего рождения человек наряду с другими плацентарными животными проявляет редкую несамостоятельность, находясь внутри материнского организма девять месяцев, а затем нуждаясь в присмотре и уходе со стороны родителей еще в течение многих лет. Очевидно, эволюционное развитие внутрипопуляционных отношений между отдельными особями потребовало редукции умения действовать и принимать решения самостоятельно.

Но это с точки зрения биологии, от которой мы отгораживаемся философией самосознания и пытаемся уйти как можно дальше. Только в человеческом обществе оказывается помощь особям, несущим в себе врожденные болезни, то есть обладающим дефектным генетическим материалом, который в условиях естественного отбора не позволил бы им выжить и иметь потомство. Да простят меня читатели, если мои слова никак не увязываются с представлениями о гуманности и об индивидуальной ценности каждого человека как личности. Однако, даже изобретая очки, мы тем самым сохраняем рецессивные гены, отвечающие за развитие близорукости. Их накопление в человеческом обществе, которое, по сути своей, с появлением железнодорожных, морских и воздушных путей сообщения превратилось в одну громадную популяцию, приведет к постепенному вымиранию Homo sapiens как вида. Хороша или плоха забота о ближнем своем – вопрос биоэтики, и, по-моему, решение его лежит за стеной тупика, в который заходят любые споры на эту тему.

Я же хочу затронуть несколько другую проблему, тоже касающуюся помощи и опеки, но уже непосредственно внутри студенческого социума, где она ориентирована на учебный процесс и называется кураторством. Само это понятие исторически не принадлежит сугубо университетской среде. Корни его восходят чуть ли не к Древнему Риму, когда в каждой из бесчисленных римских провинций наряду с управляющим наместником имелся человек, назначавшийся непосредственно императором. В его обязанности входили надсмотр и проверка любых указов, издаваемых и одобренных. Без согласия этого человека невозможно было изменить ни одну мелочь в системе налогообложения, судопроизводства и так далее. Такой вот своеобразный вариант кураторской деятельности, названия которой, впрочем, в те времена еще не существовало.

В бурсе и духовной семинарии XVIII-XIX вв. этот опыт был перенят в полной мере. Выученный урок из домашнего задания спрашивал авдитор, наказанием нерадивых бурсаков и поддержанием порядка в классах занимался цензор, и роль преподавателя сводилась к указанию того, что надо было выучить из книжки к следующему дню.

Слово «куратор» встречалось мне и до поступления в университет. Именно так назывались люди, помогавшие участникам школьных олимпиад разработать методику и оформление исследовательских работ, обговаривавшие с ними тему и бравшие над ними шефство на защите. Это и понятно: редкий семиклассник способен самостоятельно проделать серьезную работу, даже если она серьезна лишь по меркам общеобразовательной школы. Но кураторство в вузе – совершенно особенное явление.

На сегодняшний день в Англии, где престиж учебного заведения напрямую связан с тем, сохранены ли там телесные наказания в воспитательных целях (варварство какое-то; больше англичан в создании себе трудностей на пустом месте преуспели, пожалуй, только мы, русские) или нет, у каждого(!) студента есть персональный помощник из числа студентов старших курсов. Для России такое пристальное внимание к отдельному индивидууму нехарактерно, и подобная забота не практикуется, потому как в этом случае всем придется присматривать друг за другом. И будет все в точном соответствии с утверждением: «В чужом глазу соринку видя, в своем бревно не замечаем». Нечто вроде похода на медицинский осмотр в частную клинику, где за ваши деньги так расстараются, что откроют с десяток ранее неизвестных науке болезней с помощью одного лишь стетоскопа.

Итак, моей задачей было выяснить, существует ли кураторство на факультетах Санкт-Петербургского государственного университета, и если да, то в какой форме. Начал я с факультета, который по оценкам экспертов (разумеется, речь идет о студентах и преподавательском составе) оказался наиболее трудным для обучения в первые три семестра. То есть с биолого-почвенного. В деканате мне сказали, что куратор на факультете имеется, однако координат его почему-то не дали. За этой загадочной личностью мне пришлось изрядно побегать по всем закоулкам здания Двенадцати коллегий. Уже изрядно запыхавшись, я сменил галоп на рысь, а затем и на легкую трусцу, и начал вопрошать проходивших мимо студентов, благо знакомых лиц вокруг было немало. Как и ожидалось, сей маленький блиц-опрос не дал никаких результатов, ибо все как один опрашиваемые подтягивали плечи к ушам и шли дальше. После часа погони за ускользающим «товарищем Скумбриевичем» общая картина событий начала потихоньку вырисовываться. Номинально куратор на факультете действительно есть, однако в действительности его функции берут на себя профорги. Профорга своего курса я знаю лично и достаточно неплохо. На ее плечах (кстати говоря, весьма симпатичных) лежат заботы по организации абсолютно всех мероприятий, так или иначе требующих участия со стороны факультета. Проблемами же академической успеваемости нашего курса или нынешних первокурсников она не занимается и, по ее словам, не видит этом особой необходимости. И, наверное, по-своему права. Скажу честно, ни разу за время своей учебы здесь я не сталкивался с трудностями в усвоении какого-либо предмета до такой степени, что понадобилось бы вмешательство извне. Если человек хочет учиться, а не делает вид, что хочет, для него не возникнет никаких трудностей с усвоением учебного материала. Абсолютно неспособные абитуриенты в СПбГУ не оказываются, и с улицы никто не приходит, что бы мы там ни говорили о снижении конкурса и уровня знаний у выпускников школ. С другой стороны, если студент откровенно слаб и не выдерживает нагрузки, то есть ли смысл цепляться за него, как за последнюю соломинку? Наука требует посвящения себя ей без остатка. Вполсилы заниматься исследованиями невозможно. Это будет самообман и очковтирательство. Мне кажется, что на факультетах, которые дают действительно научное образование, нет смысла организовывать кураторскую деятельность, так как туда идут люди, увлеченные и восхищенные своей будущей специальностью. Им постоянное заглядывание через плечо будет только помехой...

Так вот, после продолжительной беседы я все-таки узнал, что неуловимый «товарищ Скумбриевич» – не миф (на самом деле его фамилия Бродский). Только является он куратором не всего факультета, а лишь экологов. Насколько реальна та помощь, которую он оказывает, не знаю. Однако его существование вполне оправдано тем, что направление «Экология» появилось на биолого-почвенном факультете сравнительно недавно. Только-только решился вопрос вступительных экзаменов, и не совсем ясно, будет ли оно объединено с направлением «Биология» или останется обособленным. Вполне возможно, высокий конкурс, большое количество экзаменов, трудная программа и размытые перспективы на будущее требуют для студента какой-то моральной поддержки со стороны.

Другое дело — факультет, где необходима частая практика. Руки у каждого человека индивидуальны по ловкости и сноровке. У кого-то «золотые», у кого-то «серебряные», а у кого-то... Здесь требуются не только усидчивость с книгой или конспектом в руках, но и наметанный глаз, флегматичность в сложных ситуациях и многое другое, до чего своим умом не дойти. Поэтому, идя на медицинский факультет, я уже был заранее уверен, что на свой вопрос отрицательного ответа не услышу. Из рассказа медиков, поведанного мне почти шепотом, в продолжение которого рассказчик боязливо оглядывался по сторонам, выплыл какой-то слишком уж суровый образ куратора, ежедневно наведывающегося к студентам с проверками и наставлениями. Почему-то вспомнился персонаж из рождественских сказок Германии и Австрии – Knecht Ruprecht, состоящий слугой при св.Николаусе, который заменяет немецким детишкам Деда Мороза. Немцы – люди практичные; своих детей они приучают к послушанию даже во время самого долгожданного детского праздника, когда все шалости и проказы минувшего года обычно забываются. Этот слуга на всех литографиях и иллюстрациях изображен чумазым мужичком разбойничьего вида и с пучком розог в руке: известно, для каких целей. Так что самые трудновоспитуемые получали на Рождество «подарки» непосредственно от него.

Покинув терроризируемых обилием внимания медиков, я сел и задумался. Раз в нашем университете, пусть не везде, но все же осуществляется кураторская деятельность, то должны быть люди, знающие, как ее правильно осуществлять. А следовательно, где-то должны быть записаны цели, правила и методы кураторской работы. С этой мыслью я залез в Интернет. И вот парадокс! Ни одного документа, свидетельствующего о том, что в СПбГУ кураторство вообще существует, не оказалось. Удалось найти лишь один подобный опус, принадлежащий Волгоградскому педагогическому университету. Поскольку основные положения кураторства, скорее всего, схожи для разных вузов, то приведу здесь некоторые отрывки из него: 1. Цели кураторской деятельности.

1.1. Оказание помощи студентам в период их адаптации в вузе.

1.2. Содействие самореализации личности студента, повышению интеллектуального и духовного потенциалов.

1.3. Помощь в выборе личной образовательной траектории.

2. Права кураторов.

Куратор студенческой группы имеет право

- участвовать в обсуждении и решении вопросов, касающихся учебной группы или каждого студента на всех уровнях;

- рекомендовать кандидатуры студентов на должность старосты группы и в органы студенческого самоуправления;

- пользоваться информационными материалами служб университета, деканата и преподавателей о состоянии учебы и дисциплины студентов группы;

- участвовать в решении вопросов о назначении студентов на государственную стипендию, об оказании материальной помощи и предоставлении им общежития;

- посещать все виды учебных занятий группы;

- вносить предложения на поощрение или взыскание студентов группы;

- ходатайствовать перед руководством кафедры, факультета об отчислении студентов из университета за серьёзные проступки.

3. Обязанности кураторов.

Куратор обязан:

- составить план работы и представить его на согласование и утверждение заведующему кафедрой и старшему куратору;

- ознакомить студентов с учебным планом, правилами внутреннего распорядка университета, положениями об экзаменах и зачетах, о рейтинговой системе оценки знаний, положением о платных образовательных услугах, правилами проживания в общежитии;

- консультировать студентов по вопросам специфики многоуровневой подготовки, выбора личной образовательной траектории, возможностей получения второго образования;

- при проведении воспитательной работы со студентами направлять усилия на создание организованного сплоченного коллектива в группе, вести работу по формированию актива группы;

- оказывать помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействовать привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;

- строить свою работу на индивидуальном подходе к студентам, на знании их интересов, наклонностей, быта, состоянии здоровья, оказывать посильную помощь в решении жилищно-бытовых проблем;

- через сотрудничество с психологической службой университета изучать особенности личности, оценивать способности и потенциальные возможности студентов группы;

- оценить степень адаптации первокурсника в вузе, выяснить степень сплоченности, эмоциональную и деловую атмосферу в группе;

- помогать студентам эффективно использовать учебное и внеучебное время, научить студентов планировать самостоятельную работу;

- проводить работу по профориентации студентов, вовлечению к участию в олимпиадах, смотрах, конкурсах и др.;

- подготовить отчет о работе в виде развернутой характеристики группы;

- информировать заведующего кафедрой об учебных делах в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов;

- повышать уровень гуманитарных и педагогических знаний, посещать лекции и семинары, организуемые для кураторов университета;

- регулярно посещать студенческое общежитие, помогать студентам в решении бытовых проблем;

- предоставлять по итогам семестра отчет о проделанной работе и справку о положении дел в курируемой группе старшему куратору подразделения.

Итак, к какому выводу можно подойти, осмыслив все вышесказанное и недосказанное тоже? Действительно ли необходима кураторская работа всем без исключения или ее стоит, напротив, упразднить целиком? А может, все намного сложнее? На мой взгляд, от серьезной работы куратора веет чем-то бюрократическим. Вряд ли истинному студенту, то есть тому, кто начинает учиться в последние дни зачетной недели, а сдав последний экзамен, с наслаждением забрасывает книгу в самый дальний и пыльный угол, понравится постоянная проверка его стараний вне сессии. И полномочия кураторов по отношению к не-студентам, справляющимся с учебным планом, могут быть совершенно разными. В том случае, если они будут иметь реальную силу, не избежать взяточничества и злоупотреблений властью, ибо менталитет поменять нельзя. А если ограничиться одними рекомендациями, то становятся совсем непонятными обязанности старост факультетов и групп. Полагаю, что кураторская работа должна быть чем-то вроде доброго удава Каа из сказки о Маугли, который свое присутствие без необходимости не навязывает, но к которому всегда можно прийти за советом или помощью. Каждому по способностям, каждому по потребностям, каждому по необходимости...  

Константин Андреев,
студент

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков