Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7-8 (3730-3731), 18 апреля 2006 года
из дальних странствий

На «Волге» к морю

В июне 2004 года Ученый совет Санкт-Петербургского государственного университета затянулся надолго. Это было последнее заседание перед каникулами, и накопилось много неотложных дел. Я возвратился домой лишь вечером в половине восьмого. А в 7 ч. 30 мин. утра следующего дня мы с моей женой Ниной и сыном Ованесом (11 лет) должны были успеть на паром Турку-Стокгольм, чтобы попасть 5 июля на Второй конгресс Международного общества теории игр в Марселе. Мы выехали из нашего дома на Васильевском острове в 11 часов вечера на ГАЗ-3110. Многие мои друзья скептически относились к возможности такой поездки, да я и сам не был на сто процентов уверен, что машина сможет выдержать около 10000 км. без единой поломки. Но у меня уже был такой опыт в 2001 году, когда мы совершили примерно такое же по масштабу путешествие, и машина ни разу не подвела. Мы решили ехать через КПП «Брусничное», поскольку ночью здесь проходит меньше машин, чем через Торфяновку. Нам повезло. То ли время года не располагало к путешествиям, то ли усложнилась процедура выдачи виз российским гражданам, то ли уменьшился товарооборот между Россией и ЕС, но мы оказались единственным легковым автомобилем, проходящим через КПП, и уже в половине третьего ночи ехали по Финляндии. Хотя дороги были пустынны, во многих местах стоял густой туман, и было нелегко держать максимальную скорость, разрешенную на финских дорогах.

Каркасон. На переднем плане ГАЗ-3110. Пройдено 5200 км.

Каркасон. На переднем плане ГАЗ-3110. Пройдено 5200 км.

Некоторое время, пока я спал на соседнем сиденье, машину вела Нина, которая отлично справлялась с задачей, и к семи часам утра мы уже стояли одними из первых у паромной переправы в Турку. Билеты у нас не были заказаны заранее, но нам повезло, и мы благополучно въехали на огромный паром компании «Викинг Лайн», построенный в когда-то процветающей, но уже не существующей Югославии. В тот же день через 12 часов мы благополучно выкатились в Стокгольме и, не останавливаясь, поехали на юг в направлении Хельсингборг. К одиннадцати часам вечера, проехав еще около 300 километров, мы переночевали в первой попавшейся гостинице на берегу озера Веттерн и на следующий день утром продолжили путь дальше. В Данию можно попасть паромом или переехав громадный мост через пролив Эресунн. Мостом мы уже пользовались во время предыдущих поездок, поэтому на этот раз выбрали паром (стоимость проезда примерно одна и та же). К часу дня мы переплыли Эресунн и оказались в Хельсингере в Дании. Здесь находится один из самых интересных замков Скандинавии – Кронборг. Он виден с правого борта и стоит совсем рядом с гаванью. Именно в Кронборге разворачивалась трагедия Гамлета, и здесь мы узнали, что датская королевская династия, которой около тысячи лет, является старейшей королевской династией Европы. На Кронборг мы потратили 4 часа и остались очень довольны. Вечером надо было достичь Гамбурга. В Гамбург можно попасть двумя путями: двигаясь прямо на юг в Редбухгавн и далее паромом (всего два часа) в Путтгарден (это уже Германия) и по автобану в Гамбург; или повернуть на запад в направлении к Оденсе и проехав два огромных моста через Большой и Малый Бельт, свернуть далее на юг в направлении Фленсбурга (Германия) и далее в Гамбург. Поскольку мы использовали первый путь во время нашей поездки в Венецию в 2001 году, на этот раз мы решили поехать по второму, более длинному, чтобы увидеть мосты, перекинутые над проливами в последние годы. Однако этот путь оказался сложнее, и мы с большим трудом только в полночь добрались до Гамбурга. Следующий день мы провели у моей дочери в Гамбурге.

Антиб. У дома Пабло Пикассо

Антиб. У дома Пабло Пикассо

Из Гамбурга выехали дальше, в Париж. Для тех, кто умеет и любит ездить быстро, Германия – самая привлекательная страна в мире. На немецком автобане скорость не ограничена (кроме мест, где стоят специальные знаки). Наверно, мне не поверят, но оказалось, что при движении на дальние расстояния по автобану с ГАЗ-3110 могут конкурировать лишь «Мерседесы» начиная с 300-ых и БМВ 7-й серии. Хотя скорость, с которой я ехал (160-170 км.час), легко преодолевается многими иномарками, для того чтобы уверенно держать ее в течение длительного времени, нужна тяжелая и устойчивая машина, и здесь ГАЗ показывает себя с лучшей стороны.

В Париж мы приехали поздно вечером. Переночевав у моего ученика и друга, профессора Якутского государственного университета Григория Васильевича Томского, который живет здесь уже около пятнадцати лет и в настоящее время увлекается историей Атиллы (он даже уверен в якутском происхождении Атиллы), мы поехали дальше на юг по направлению к Марселю. За день нам надо было добраться до Экс ен Прованс где мы предполагали во время конгресса жить у моих дальних родственников. Сперва мы поехали по “рут националь”. Во Франции автобаны платные. Но это не единственная причина, почему мы выбрали “рут националь”. Последние гораздо живописнее и проходят через маленькие и нетронутые туристическими нашествиями города, и ты всегда имеешь возможность остановиться, пройтись вдоль дороги или по городу и поехать дальше.

Многие из этих городов, хотя и находятся совсем недалеко от крупных промышленных центров, внешне кажутся застывшими в своем средневековом облике. Правда, из-за частых остановок путешествие может надолго затянуться. Мы это почувствовали, уже когда достигли Лиона, и стало ясно, что если будем двигаться в прежнем темпе, то Экс ен Прованса нам за день не достичь. Поэтому мы перешли на автобан и уже в 12 часов вечера пили вино с нашими родственниками в Эксе. А на другой день утром я поехал в Марсель. От Экса это около 40 км, и проезд по автобану на этом участке ничего не стоит. По Марселю ехать очень нелегко, и, конечно, первую поездку я совершил не один, а вместе с моим родственником Жаном. Марсель для Франции имеет примерно такое же значение, как Петербург для России. Это второй по величине город страны, крупнейший порт и исток многочисленных революционных начинаний Главная улица Марселя – авеню Прадо имеет странную форму. На полпути, вместо того чтобы продолжаться дальше под тем же названием (хотя продолжение существует, но называется по-другому), она делает поворот на девяносто градусов и выходит прямо на набережную. С набережной виден замок Иф, в котором провел долгие годы главный персонаж одного из известных романов Дюма.

Каркасон

Каркасон

В Марселе много достопримечательных мест, которые надо обязательно посетить. Самым живописным является, безусловно, Старый порт с возвышающимся над ним собором Нотр-Дам-де-ла-Гард. В нем, так же как и в нашем Никольском соборе, обычно служат панихиду по погибшим морякам. Собор построен в византийском стиле в середине ХIХ века и является сегодня символом города. Восточная часть города отстроена уже в конце XIX и в начале XX веков, здесь обязательно надо посетить первый функциональный жилой дом (машина для жилья), построенный архитектором Ле Корбюзье. Дом недавно отреставрирован и удачно раскрашен в различные краски ярких тонов. У нас в Петербурге довольно много зданий этого стиля, однако в настоящее время никто о них не заботится, и с осыпающейся штукатуркой они представляют собой жалкое зрелище, хотя в середине двадцатых годов ленинградские архитекторы этого направления были одними из самых передовых в мире.

Конгресс продолжался 5 дней, а после него меня пригласили в Антиб в научный центр София Антиполис, где я прочитал несколько лекций и провел консультации по совместным проектам. В выходные дни мы совершили несколько радиальных путешествий по Провансу.

В 90 километрах к северо-западу от Марселя на живописных берегах Роны лежит папский город Авиньон с роскошным папским дворцом, старинными средневековыми мостами через Рону и отлично сохранившейся крепостной стеной. Мы приехали в Авиньон в полдень. Не останавливаясь, въехали через крепостные ворота в старую часть города. Несмотря на большое скопление машин и узкие улочки, во французских городах всегда легко найти место для парковки, на этот раз оно оказалось прямо под площадью у папского дворца. Недалеко от Авиньона сохранился наиболее интересный трехъярусный римский виадук Пон дю Гар, построенный 19 году до Р.Х. и известный нам по учебникам истории древнего мира. Еще в прошлом веке он использовался по назначению. Район вокруг Пон дю Гар является заповедником, и поэтому стоянка для машин находится примерно в километре от виадука. Горная речка под ним течет по живописному скалистому ущелью. Мы не смогли отказать себе в удовольствии искупаться, и хотя ходить по каменистому дну и берегам не особенно приятно, прохладная и чистая вода помогла сбросить усталость после продолжительной поездки на автомобиле жарким днем. Когда мы уходили, заповедник уже закрывался, и поздно вечером мы вернулись домой.

Пон дю Гар

Пон дю Гар

На другой день, выехав рано утром, мы вместе с моим хорошим другом Костей Авриченковым, который сейчас занимает высокую позицию в Софии Антиполис, поехали через Ниццу в Национальный парк Меркантур, расположенный во французских Альпах на границе с Италией. Сперва дорога вилась по живописному ущелью вдоль реки Вар, но после городка Сан Мартин де Вар она совсем сузилась и пошла вдоль бурной горной речки Везуби. Надо сказать, что хотя покрытие дороги отличное, многочисленные слепые повороты, интенсивное движение, узость проезжей части, отсутствие обочины и крутые серпантины не только не позволяют развивать большую скорость, но делают движение для неопытного водителя настоящим адом. Довольно часто на подъемах приходилось включать вторую передачу и резко снижать скорость, чтобы пропустить идущие навстречу грузовики и автобусы.

После короткой остановки в живописном городке Сан Мартин де Везуби у стоящего в центре города источника мы стали подниматься дальше вдоль долины Ла Мадонна де Фенестра. Еще через некоторое время деревья практически исчезли, нас окружили покрытые сочными цветами альпийский луга с журчащими горными речками и низвергающимися водопадами, горизонт закрыли скалистые горы, кое-где был виден снег. Дорога закончилась парковкой для автомобилей, и далее надо было идти пешком. Мы решили пройти до итальянской границы, которая находилась на перевале с отметкой 2650 метров. Весь путь туда и обратно (около 15 километров) занял 5 часов. За первые четыре километра до горного озера мы встретили довольно много туристов, однако дальше уже практически никого не было. Повсюду можно было видеть свободно разгуливающих горных козлов, часто встречались барсуки и другие дикие животные. На самом перевале горные козлы устроили себе жилище в уродливых бетонных казематах, оставшихся со времен Второй мировой войны. Заповедник находится в хорошем состоянии, и несмотря на интенсивную посещаемость, здесь практически не увидишь отрицательных следов пребывания человека, равно как и персонала, который должен следить за порядком и чистотой.

Когда мы спустились обратно, то обнаружили, что наша машина оказалась практически единственной на совсем еще недавно забитой до отказа стоянке. Обратный путь до Ниццы занял 2 часа. В 10 вечера, потратив примерно полчаса на поиски, мы еще успели на пикник, организованный нашими русскими друзьями прямо на пляже недалеко от Антиба. Они, конечно, были приятно удивлены, увидев знакомую «Волгу». Совсем изголодавшись, мы выпили хорошего французского вина, закусывая его шашлыком, и поскольку, в отличие от официальных приемов, на конгрессе никаких ограничений в приеме пищи и напитков не было, то до дома машину пришлось вести Нине.

Каркасон

Каркасон

В Провансе мы еще посетили Канны и дом-музей Пикассо в Антибе.

Перед тем как возвратиться в Россию, мы совершили еще одну интересную поездку в город Каркасон. Мне кажется ,что Каркасон – безусловно самый интересный и наилучшим образом сохранившийся средневековый город Франции. Он находится примерно в 300 километрах от Марселя, но хорошие дороги (частично автобан) позволяют достичь его за 3-3,5 часа.

Именно здесь в VIII веке были остановлены арабские армии, стремившиеся исламизировать Европу. Правда, сам Каркасон с 724 по 759 год тоже находился под арабским владычеством.

Прямо из Каркасона мы поехали к берегу Средиземного моря, где в дельте Роны на границе национального парка Камарг среди многочисленных протоков и лагун находится достаточно интересный, но нечасто посещаемый туристами город Эг-Морт.

Осмотрев центр, мы делаем полный круг вдоль крепостных стен и едем обратно в Экс. Впереди еще 250 километров, и надо спешить, ведь завтра начинается наш долгий путь домой. Мы выехали из Экса домой на следующий день в 10 часов утра с целью пересечь германскую границу в районе Страсбурга уже вечером. До Лиона мы следовали по автобану, но далее, после нескольких неудачных попыток, наконец свернули на “рут националь”, идущую на Страсбург через Безансон.

Проезжая по этой части страны, лучше понимаешь французских импрессионистов. Всюду встречаются открытые поля с любимыми подсолнечниками Ван Гога, деревенские усадьбы в духе раннего Гогена и пейзажи горных долин Сезанна. Мы часто останавливались, и в результате лишь поздно вечером достигли Безансона. Он лежит в узкой, зажатой со всех сторон горами долине реки Ду. Несмотря на летний сезон, мы не встретили здесь туристов, и поэтому смогли спокойно осмотреть здания XII-XVI веков, которых немало в старой части города. Но самым интересным является мощная возвышающаяся над ним крепость. Узкая, крутая дорога с серпантином ведет прямо к внутренним воротам. Рискуя не разойтись с встречным транспортом, мы поднялись до самых ворот. Здесь оказалась парковка, и мы смогли подробно ознакомиться с крепостными сооружениями. Мощные форты, построенные еще в средние века, активно использовались в Первую и Вторую мировые войны.

Примерно в 4 часа дня мы переехали Рейн и оказались на территории Германии. Здесь на французско-германской границе имеется много превосходно сохранившихся крепостей, которые несомненно являются ценными памятниками военной истории. Однако в связи с созданием ЕС эти памятники утрачивают свое значение и возможно поэтому недостаточно рекламируются. По Германии мы ехали на предельной скорости (150-160 км в час), и в тот же вечер достигли Гамбурга. В этот день мы преодолели около 900 километров. Из Гамбурга мы смогли выехать на следующий день лишь в 13 часов. На этот раз мы поехали прямо в Путтгарден и оттуда на пароме в Данию. Вечером мы уже были в Швеции в Хельсингборге. Немного побродив по городу мы двинулись дальше в Стокгольм, предполагая успеть на паром Стокгольм-Турку, отплывающий из стокгольмской гавани в 7 ч. 30 мин. утра. Нам предстояло преодолеть за 7 часов более 600 километров.

Канны

Канны

Задача казалось вполне реальной, однако мы не учли, что первые 300 километров до озера Веттрен дорога достаточно узкая, а автобан начинается только после. Поэтому на этом участке из-за большого числа встречных машин и трудностей с обгоном в ночных условиях нам не удалось выдержать необходимую скорость. Следует отметить также, что в Скандинавии превышение скорости строго штрафуется, а полиция неподкупна, и поэтому надо стараться не попадаться на нарушениях. Мы прибыли в Стокгольм в 7 часов утра, однако стало ясно, что на паром мы уже не успеем. Поэтому мы поехали дальше в Гриссельхамн, чтобы оттуда сесть на паром, следующий на Аланды. И хотя мы успели к первому парому, на нем свободных мест не оказалось, и нам пришлось ждать следующего, уходящего только в 4 часа дня. На Аландах нам с трудом удалось найти место для ночлега, так как в летнее время здесь все бронируется заранее. На следующий день после нескольких неудачных попыток нам все же удалось купить билет на паром, идущий в Турку. В тот же день вечером мы уже ехали по Финляндии к русской границе и 23 июля прибыли в Петербург.

ГАЗ 3110 – «Волга» ни разу не подвел. Всюду, где бы мы ни оставляли на парковке машину, вокруг нее собиралась толпа восторженных зевак. В Монако я припарковал машину прямо у входа в казино рядом с “ломбарджини”, “феррари” и “ройлс-ройсами” (“Мерседесов” и БМВ на этой парковке не было – видимо, не тот уровень). Мы с Ниной вошли в казино, а когда возвратились, у машины увидели группу местных жителей и туристов, пытающихся угадать, из какой страны она приехала. Когда мы подошли ближе, один из присутствующих воскликнул: “Рашн кадиллак” – и, ударив кулаком по капоту, добавил: “Рашн айрон–гуд” (русская сталь-хорошо). Очевидно, что будь мы на иномарке (даже на “ролс-ройсе”), никто бы не обратил на нас внимания.  

Л.А.Петросян,
декан факультета ПМ-ПУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков