Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7-8 (3730-3731), 18 апреля 2006 года

Как вырастить хорошего абитуриента



Рассказывает Евгений Ильич ЗЕЛЕНЕВ, декан восточного факультета:

– Почти 10 лет назад директор школы Андрей Георгиевич Куделин обратился к Информационно-Учебному центру издательства СПбГУ с просьбой помочь в подготовке учебных программ и планов. Но вслед за изданием учебников мы осознали потребность общения школьников с университетскими преподавателями. Я не могу назвать это общение «лекциями», скорее это беседы – на заданные темы, с предоставлением школьникам определенных материалов. И вместе с тем, это – имитация университетских занятий, хотя и в 10 классе. С тех пор школа поддерживает тесные отношения с рядом факультетов университета: историческим, социологии, международных отношений, психологии, филологическим, восточным.

Учащиеся школы № 243 и руководитель проекта Игнат Дьяков.

Учащиеся школы № 243
и руководитель проекта Игнат Дьяков.

Этот учебный год – первый, когда один из классов школы мы пытаемся сделать подготовительным при восточном факультете. Это не означает, что все из этого класса обязательно поступят на восточный факультет. Но интерес к восточной тематике может быть не только у востоковедов. В рамках экономики, политики, права, культурологии, – азиатско-африканская тематика сегодня одна из самых перспективных. И человек, занимавшийся по нашим школьным программам и поступивший на философский или экономический факультет, будет в какой-то мере владеть информацией о странах Азии и Африки. В рамках нашего проекта уделяется внимание не только востоковедческой проблематике, сама идея его в том, чтобы школьник в течение двух последних лет обучения получил возможность сначала узнать, а потом выбрать ту специальность, которая в наибольшей степени соответствует его интересам.

– Что дает это сотрудничество восточному факультету?

– Когда этот проект только начинался, еще не было понятно, что это, возможно, – единственная приемлемая форма отбора студентов для нашего факультета. Единый государственный экзамен – демократичен, это очевидно. Но механизмов выбора между людьми, набравшими одинаковые баллы, пока не существует. С моей точки зрения, именно наличие специализированных школ при университете позволит скорректировать недостатки образовательной реформы. Зная, что ученик окончил школу с соответствующей подготовкой и набрал необходимые баллы – при прочих равных, ему, конечно, следует отдавать предпочтение.

– Но пока у таких школьников нет формальных льгот при поступлении?

– Есть общеуниверситетская программа профильных олимпиад. Очевидно, что люди, подготовленные по специальным программам, лучше проявят себя на таких олимпиадах, чем те, которые никогда не занимались соответствующими профильными дисциплинами. А успешное прохождение олимпиады дает право льготного поступления в университет. Мне кажется, это тот путь, за которым будущее.

При этом нельзя забывать, что на восточном факультете группы редко бывают больше восьми человек. Поэтому если из класса пять-шесть человек хотят поступить на японское, или китайское, или корейское отделение – это вряд ли получится. Следует говорить о том, что поступление из школы в университет – это исключительная ситуация. Оно должно быть скорее стимулом, чем правилом, – но оно возможно.

– Что вы пожелаете нынешним десяти- и одиннадцатиклассникам?

– Нынешняя система приема в вузы довольно прочно утверждает в сознании абитуриента состояние неуверенности. Правила приема еще недостаточно стабильны и ясны. Я могу пожелать только, чтобы эта неопределенность как можно скорее сменилась состоянием уверенности – в том, что подготовка к поступлению идет правильно.

Во все времена высшие учебные заведения были заинтересованы в хороших студентах не меньше, чем студенты – в поступлении в этот вуз. Сегодня из семи студентов, поступивших на восточный факультет, оканчивают его только три. С одним студентом у нас занимается семь преподавателей, – если бы вместо семи преподавателей был один, уровень образования, которое мы даем, можно было бы сравнить с уровнем образования в каком-нибудь средневековом медресе. Многие, уже поступив на факультет, понимают, что им не под силу учиться здесь. Выбор учеников, пришедших из школы со специализированными программами, несомненно, будет более осмысленным.

 

Андрей Георгиевич КУДЕЛИН, директор школы:

– Что, по вашему мнению, дал этот проект школе?

– В первую очередь, он дает детям очень хорошую подготовку для поступления в вузы. Дети, закончившие у нас классы с дополнительным образованием, на сто процентов поступают в высшие учебные заведения. Эти дети приходят сюда, чтобы подготовиться к поступлению в вуз – и добиваются своего.

– Это дети со всего города?

– Да, это городской набор. Мы даем рекламу в газетах – и к нам приезжают дети не только из самого города, но даже из пригородов.

– Дети поступают в эти классы по конкурсу?

– Как такового конкурса нет. Родителям детей, плохо окончивших 9 класс, мы объясняем, что их дети просто не смогут у нас учиться – не справятся с программой. Конечно, на протяжении учебы тоже происходит отбор: некоторые понимают, что им не под силу здесь учиться. Ведь нашим детям приходится действительно тяжело: программы очень объемные, требуют от учеников много времени и сил.

Мы выбираем, в первую очередь, трудолюбивых детей – которые хотят учиться. Тому, кто хочет учиться и в полном объеме воспринимает те знания, которые даются в нашей школе, – тому этого достаточно для поступления.

 

Рассказывает Игнат ДЬЯКОВ, руководитель университетского проекта в школе № 243:

– Мы стараемся подбирать для школы преподавателей, обладающих колоссальными знаниями, и при этом тех, которые могут адаптировать их для школьной аудитории. Хотя почти все наши преподаватели – это кандидаты и доктора наук, им удается понятно объяснять материал ученикам.

До этого года по нашему проекту набирали только 9, 10 и 11 классы. С сентября мы планируем расширить нашу деятельность – набрать учеников в 1 и 5 классы. Мы хотим показать школьникам многообразие культур, широту современного гуманитарного знания – с небольшим уклоном в восточную тематику. В 1 классе, например, ученики будут рисовать иероглифы на уроках ИЗО; начиная с 5 класса, они уже начнут понимать, что такое китайские иероглифы, что такое арабская вязь, узнают что в Японии помимо иероглифов существует алфавит, узнают, какие виды письма существуют в Африке… Конечно, школьники знакомятся только с азами письма.

Базовые программы предполагают изучение русской литературы и очень краткое знакомство с западной литературой. Мы постараемся познакомить учеников и с восточной литературой – начиная со сказок, – с культурами Дальнего и Ближнего Востока.

Наш стержневой курс – это «Мировые цивилизации», посвященный Японии, Китаю, Турции, арабским странам, цивилизациям Африки, древним цивилизациям, – читают круглый год наши преподаватели с разных кафедр. Кроме того, у нас преподают культурологию, психологию, международные отношения, право, политологию. Мы стараемся, чтобы ученики могли прочувствовать все гуманитарные направления, и определиться, чем они хотят в дальнейшей жизни заниматься, на какой факультет пойти. На сегодняшний день в школе есть и технические классы – их курирует ГУАП.

В 11 классе основное время занимает подготовка к поступлению: две дополнительные пары английского языка и две – русского и литературы. Одновременно с этим проходят занятия по основам востоковедения и дополнительные занятия по обществознанию. Ученики приходят в школу в 9 часов утра и уходят в 5 часов вечера. Все ребята очень умные и способные, они действительно хотят учиться, – и им всё интересно.

Продемонстрировали они это и сейчас, при подготовке Молодежного саммита (на базе нашей школы регулярно устраиваются круглые столы, в которых участвуют ребята из семи школ Петербурга). Я не думал, что они смогут посвятить его подготовке столько времени, не ожидал такой отдачи, – но ребята очень увлеклись. Для них эти встречи – не только возможность получить определенные знания в различных областях; это еще и способ приобрести навыки публичного выступления и обсуждения. Даже в этой школе у учеников не так часто бывала возможность самостоятельно, без участия взрослых, обсудить взрослые вопросы. На Молодежном саммите ребята всё делают сами. Причем это совершенно различные виды работ – устные выступления, работа с письменными материалами, с медиа-носителями (они сами делают электронные презентации).

 

Рассказывают ученики 11 класса Кирилл Исаченко, Дмитрий Баев:

– В чем задача нынешнего Молодежного саммита в вашей школе?

– На Молодежном саммите работает четыре проблемные группы: «Проблемы экстремизма в молодежной среде», «Проблема ВИЧ и наркомании», «Мировые энергетические ресурсы», «Доступность и качество образования». Мы участвуем в работе последней. В ходе обсуждения за круглым столом мы выделили основные вопросы в этой области, которые требуют скорейшего разрешения.

– На какой факультет вы планируете поступать?

– Оба мы планируем пойти на философский факультет на отделение политологии.

 

Татьяна Кноп,11 класс:

– Я училась в нескольких школах – и ни в одной из них не было такой системы дополнительных занятий, как здесь. Есть школы с танцевальными или вокальными кружками, но дополнительных занятий по обществознанию или русской литературе я не встречала нигде. В прошлом году у нас было занятие, посвященное Японии, – с тех пор у меня любовь к этой стране. Я хотела бы поступить на восточный факультет.

 

Жанна Друженкова, 11 класс:

– Что вам дало участие в работе Молодежного саммита?

– Я представляю группу, занимающуюся проблемами ВИЧ и наркомании. Я много узнала об этих проблемах, осознала, насколько остро стоят они у нас в стране и во всем мире. Я думаю, нам удалось найти определенные пути решения этих проблем.

Поступить я бы хотела на исторический факультет и заниматься новой и новейшей историей России.

 

Владислава Чепурова, 10 класс:

– Как вам кажется, чем ваша школа отличается от других?

– Я думаю, материальная база в нашей школе лучше, чем в обычных школах. Здесь очень приятная обстановка, и конечно – превосходный преподавательский коллектив.

– Вы связываете свое будушее с восточным факультетом?

– Было бы очень хорошо – поступить на восточный факультет.

 

Петр Якушкин, 10 класс:

– Это уже третья школа, в которой я учусь, – и мне здесь очень нравится. Добрые учителя, сама школа – светлая; находится на берегу реки – это очень приятно. (Школа расположена на набережной канала Грибоедова – ред.) Из окон видны купола Исаакия…

Я попал в очень хороший класс – это прекрасный коллектив; я сразу нашел себе много друзей, учителя меня сразу приняли.

– Чем бы вы хотели заниматься в будущем?

– Точно пока не знаю, но больше всего меня привлекают сферы строительства и экономики.

 

Елена Любиновна БРЮСОВА – учитель, заместитель директора по воспитательной работе:

– Эта школа дала путевку в жизнь двум моим собственным детям. Моя дочь была одной из первых выпускниц проекта дополнительного образования. Теперь она учится в Университете культуры – и первые три курса она изучала предметы, которыми она занималась и здесь по программе дополнительного образования: психологию, конфликтологию, социологию… Это ей очень помогло.

Характеризуя детей, получающих дополнительное образование, я с уверенностью могу сказать: эти ребята найдут себя в жизни, они всегда будут занимать достойную гражданскую позицию.  

Вадим Хохряков

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков