Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7-8 (3730-3731), 18 апреля 2006 года

Какая должна быть сегодня физическая культура в университете



“Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чём состоит, величество могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей”.
М.В. Ломоносов

“Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое! Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины”.
К.Д.Ушинский

Сложившаяся к настоящему времени тревожная ситуация с физическим и духовным здоровьем нации, ее демографической перспективой, во многом обусловила утверждение Советом по проблеме национальной безопасности при председателе Государственной Думы РФ государственной программы “Здоровье нации”. В ней подчеркивается необходимость повышения социальной значимости физической культуры как универсального средства в формировании всесторонне и гармонично развитой личности с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, способствующие формированию здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах. Очевидно, что на современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности. Пересмотр парадигмы развития общества обуславливает принятие высшей школой личностно-ориентированной концепции. Общество нуждается в личностях ярких, самодостаточных, испытывающих потребность в активной деятельности, способных к осознанному выбору, а такую личность обязан воспитывать классический университет с его гуманистической ориентацией. К этому же нацеливает нас принятая в сентябре 2005 г. концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 год».

Нам представляется вполне очевидным, что предмет «физическая культура» может и должен для решения этих задач в нашем университете играть не последнюю роль. Однако необходимо сменить старые ориентиры и построить преподавание нашего предмета с учетом современных реалий. Речь идет о реальном участии кафедры физической культуры в повышении качества выпускаемых специалистов и разработке современной технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый образовательный и психофизический уровень профессиональной готовности специалистов, выпускаемых нашим университетом.

Отметим некоторые векторы современной физической культуры.

Цель физической культуры в вузе конкретизируется в его задачах, первый круг которых состоит в образовании, воспитании и оздоровлении студентов через приобретение знаний о культуре здоровья, здоровом образе жизни, о связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым, эстетическим и так далее и формировании жизненно важных двигательных умений и навыков.

Воспитательная задача состоит в развитии духовных качеств (воля, целеустремленность, настойчивость, взаимопонимание и т.д.) и двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость и других) студента, в результате он, получая наглядное представление о необходимости подчиняться правилам, нормам, предварительно теоретически овладев ими, формирует у себя умение работать в команде, поддерживать партнерские отношения с окружающими, быть терпеливым и коммуникабельным, следовать корпоративной этике. Опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходимо использование методов и техник, которые позволят каждому студенту соответственно его возрастным особенностям и возможностям не только узнать и понять, но и почувствовать, и сопереживать. И поэтому сегодня, когда наблюдается значительное ослабление воспитательной функции высшей школы, физическая культура и спорт остаются одними из немногих направлений в жизнедеятельности вузов, по которым может реально осуществляться воспитательная работа со студентами.

Оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости организма к заболеваниям, его закаливанию, в умении противостоять утомлению. Маленькая справка: здоровый человек как экономическая единица (специалист) – это высокая работоспособность, психическая выносливость, социальная устремленность к исполнению профессиональных обязанностей. В то же время потери национальных ресурсов из-за недожития полутора лет российскими мужчинами до своей пенсии (60 лет) эквивалентны недопроизведенным 10-12% ВВП (более подробно в журнале «СПбГУ» №5).

Образовательная задача, объединяя две предыдущие задачи, содействует становлению культуры личности – человека, способного воспринимать и воспроизводить духовные и материальные ценности, формирует стремление к успеху, умение работать на высокий результат, способность принимать ответственные решения, быть всемерно готовым к воспроизводству себе подобных.

Теоретические исследования последних лет показывают, что слабый уровень теоретических знаний в области физической культуры и спорта во многом определяет пассивное отношение людей к самоорганизации здорового образа жизни, реальному включению в физкультурно-спортивную деятельность. Поэтому, говоря об образовательном аспекте нашего предмета, вклад физической культуры в этом образовании должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также научить его владеть всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу для формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. А интеллектуализация, ориентирующая на расширение и углубление знаний в области физической культуры, участвует в усилении знаний общей образовательной направленности. Таким образом, образованность в сфере физической культуры оказывается одним из ведущих факторов, формирующих как физическую культуру, так и общую культуру личности.

Поэтому кафедра физической культуры должна пройти путь по новому осмыслению всего информационно-образовательного подхода к учебному процессу, в основу которого необходимо положить общие культурологические положения образования и воспитания. Утверждение новых педагогических технологий, когда высшей ценностью в физическом воспитании студентов становится не выполнение контрольных нормативов, не подготовка спортсменов-разрядников, а воспитание физической культуры личности, способной к повседневной реализации двигательного компонента своей деятельности в навыки и умения здорового образа и стиля жизни.

Второй круг задач. Наиболее важной представляется задача переориентации учебно-воспитательного процесса студентов на позиции профессионально-прикладной физической культуры. Физическая культура в университете должна в большей мере обеспечивать учебные задачи факультетов по подготовке будущих специалистов с классическим университетским образованием. Ведь очевидно, что для специалиста – полевика (геолога, географа, биолога, историка) необходимы знания и умения основ туризма, плавания, ориентирования на местности. Специалисту филологу или восточнику, чтобы лучше узнать страну изучаемого языка, помогут знания, а еще лучше навыки национальных видов спорта этой страны. При выездах в эти страны он сможет быстрее найти общий язык с молодежью, занимающейся этими (национальными) видами спорта. А будущим менеджерам целенаправленное использование подвижных игр поможет сформировать готовность к управленческому общению в конфликтных ситуациях. В ходе игры можно моделировать различные условия профессиональной деятельности, используя два основных фактора игрового решения – быстроту и рациональность. Менеджер от 50% до 90% своего рабочего времени тратит на коммуникации. На прошедшей недавно бизнес-конференции Северо-Западного округа обсуждался вопрос качества получаемого студентами образования и соответствия его современным бизнес-задачам. Был отмечен критически низкий уровень коммуникационного взаимодействия, навыков эффективных коммуникаций и навыков работы в команде. Большинство опытных руководителей считает плохую коммуникацию главным препятствием на пути достижения эффективности своей организации. В настоящее время отдельные виды спорта с огромным успехом используются при проведении различных тренингов: тренингов развития лидерских качеств, тренингов командообразования – «teambuilding» и т.д. Применение спортивных методов для развития всех вышеперечисленных качеств у студентов, начиная с 1 и 2 курса в обязательной форме, а на старших курсах - факультативно, позволит стать им к окончанию университета действительно высококлассными специалистами, готовыми к трудным современным условиям работы. В этом направлении необходим тесный контакт с факультетами для определения наиболее эффективных методик и выбора видов спорта для каждой специальности.

Следует заметить сразу, что дискутируемый перевод дисциплины «физическая культура» на вечернее время не позволит большинству студентов воспользоваться всем спектром возможностей нашего предмета для своего профессионального совершенствования. Это связано в первую очередь c методикой преподавания физического воспитания в школе, низким уровнем обеспеченности материально-спортивной базы университета и с русским менталитетом. Если в странах Болонской конвенции студент в свободное время может воспользоваться огромным количеством современных спортивных сооружений, то в наших условиях после 17 часов спортивные сооружения вместят не более 30% всех действительно желающих заниматься спортом студентов.

Следовательно, необходимость физической культуры как учебной дисциплины в университете определяется такими направлениями, как воспитание самостоятельной, саморазвивающейся личности, способной делать осознанный выбор, умение управлять процессом принятия ответственных решений, поддержание социально-обоснованного уровня физической подготовленности для профессиональной деятельности, противодействие ее средствами негативным факторам, влияющим на здоровье, умение самостоятельно использовать средства физической культуры на отдыхе, формирование общей и профессиональной культуры, здорового образ жизни.  

Б.А.Михайлов,
заслуженный работник высшей школы;
канд. физ.-мат. наук,
профессор КФК и С,
А.М.Леонтюк,
кандидат философских наук,
доцент КФК и С

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков