Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 7-8 (3730-3731), 18 апреля 2006 года

«Мастер и Маргарита»,
книга и фильм

Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Владимир Бортко и Александр Галибин вечером 31 марта встретились со студентами СПбГУ в лектории исторического факультета. Обсуждали, конечно, фильм Бортко и книгу Булгакова – «Мастер и Маргарита». Любопытных студентов с разных факультетов пришло на много больше, чем было мест в зале. Я бы сказал, что примерно половина присутствующих стояли на протяжении всей беседы. Все свободные места были заняты уже за час до встречи.

Первым в лекторий зашёл Кирилл Лавров, его сразу же все встретили шквалом аплодисментов. Потом подтянулись Александр Галибин и Владимир Бортко, их встретили примерно так же. Олег Басилашвили прибыл последним, хотели начинать без него, но как раз в это время он появился в зале. В общем, успел…

Первым из гостей слово взял Владимир Бортко. Он поздоровался и сразу начал рассказывать о фильме, чтобы избежать некоторого количества надоевших ему вопросов. Вообще все, о чём говорилось этим вечером, состояло в переминании того, что уже где-то написали, показали или слышали, в принципе, ничего нового не было открыто. Какой-то определённой темы тоже не было, гости рассказывали фрагментарно и отвечали на вопросы, половина из которых не представляла никакого интереса. Но, тем не менее, беседа была занимательной.

Бортко рассказал, почему вообще стал снимать фильм. По его словам, это была возможность увидеть героев любимого произведения на экране так, как он представляет их себе. Режиссер описывал сюжетные линии романа и рассказал об истории любви Мастера и Маргариты, о том, что она – богатая и состоятельная женщина, а он понимает – ему здесь жизни нет. И когда он встречает Маргариту, у них возникает, как сказал Бортко: «Переспали – и что дальше?». Должна бы последовать фраза Мастера: «Бросай мужа, переходи ко мне», но её не последовало. Мастер понимает, что с ним Маргарита погибнет. Он знал, что ждёт его, и не хотел, что бы она пережила то же самое. «Что ждало жену врага народа?».

Басилашвили рассказал, чего боялся Мастер – отзывов о его романе в газетах, ведь тогда неудовлетворительная оценка прессы – и всё… Он рассказал о своей матери, которая была одной из составителей словаря языка Пушкина. В мире есть ещё два подобных словаря: языка Шекспира и Байрона. Так вот, о словаре языка Пушкина в газете дали критический отзыв. У мамы Олега Басилашвили случился инфаркт. Это был 1956 год, репрессий уже не было, но женщина оказалась в больнице. На частном примере Басилашвили хотел, по-видимому, показать, какой ужас и страх был у народа… И когда вышла статья, целая статья в центральной газете о романе, Мастер, конечно, понимал, что его ждет, и поэтому не мог быть с Маргаритой. Ещё Басилашвили рассказал о Булгакове, о его предсмертных словах: «Чтобы знали!», упрекнул нынешнюю молодёжь за неграмотность, сказал, что только 10% из присутствующих чего-то стоят. Потом его спросили: почему так мало? Какая-то девушка добавила, что необразованного человека просто лучше видно, на что Басилашвили отшутился и продолжил ругать молодёжь за то, как она праздновала 300- летие Санкт-Петербурга, везде гадила, и что книг вообще не читает. Бортко попросил поднять руки тех, кто не смотрел его фильм. К моему удивлению, в зале оказалось таковых человек десять. «И что они тут делают?» — подумал я. Но еще больше я удивился, когда Бортко попросил поднять руки тех, кто не читал книгу, такие тоже были. Неужели Басилашвили был прав…

Потом говорил Кирилл Лавров. Мне понравилось, как он отшутился, сказав в адрес Олега Басилашвили, что тот, наверное, очень умный, раз так долго говорил. Лаврову задавали вопросы вроде: «А кем был ваш герой? Больше человеком или больше правителем?». Хотя, по размышлении мне, понравились два вопроса. Первый от какого-то молодого человека, которому «через семь дней исполнится 20 лет», а он до сих пор не знает, что такое любовь. Он и спросил, а есть ли любовь вообще? Лавров ответил, что юноша это узнает в ближайшем будущем, на что Басилашвили крикнул: «Не дай бог!». Это выглядело очень комично, и все в зале оживились. Второй вопрос, который задали и Басилашвили, звучал примерно так: «Верите ли вы в Бога?». Лавров ответил, что хотел бы сказать: «Да», но это не совсем так. Басилашвили же рассказал о своей семье, в которой все поголовно служители церкви. И вообще, он сказал, что это слишком личный вопрос, чтобы отвечать, а также высказал негодование по поводу показного поведения некоторых известных товарищей, которые «во всеуслышанье верят в бога».

Разговор плавно перетек на техническую сторону фильма. Александру Галибину задавали вопросы о том, как он ладил с режиссёром, какие мистические события происходили с ним за год съёмок, на что Галибин шутил и говорил, что ничего мистического и сверхъестественного не происходило, всё то же самое произошло бы, даже если бы он не принимал участия в съёмках. Он сказал, что это самая значительная его роль, и что он шёл на работу не как на праздник, а, скорее, как Иешуа Га-Ноцри шёл на Голгофу.

У Бортко на столе скопилось невообразимое количество записок с вопросами, он кратенько отвечал. Рассказал, что бюджет фильма составил 5 млн. долларов. На вопрос: «Почему так мало внимания уделено спецэффектам?» сказал, что это ни к чему, здесь акцент делается на смысл фильма, а не на красоту изображения, как в «Гарри Поттере». Вообще, за границей по-другому расставляют акценты, и фильм этот не поймут, как и книгу… Если у нас в книге 200 страниц, то где-нибудь во Франции или в Англии это будут все 400, потому что там почти у каждого слова будет сноска. Например, как объяснить в той же Франции, что такое коммунальная квартира? Почему Берлиоз и Лиходеев живут вместе, хотя они не нищие и не геи? А кот в фильме был такой, потому что за границей электронный кот стоит 3 млн, долларов, это больше половины бюджета фильма.

На вопрос, доволен ли Басилашвили своей ролью, Бортко сказал, что может честно ответить на этот вопрос «Да!». И добавил, что они очень долго искали подходящего человека на роль Воланда и остановились на лучшем варианте. Хотя внешнее сходство с литературным героем в этом случае было невелико. Басилашвили рассказал о том, как он готовился к роли, что ему не нравится, как на Западе играют дьявола, Аль Пачино, например. И эффектные трюки с разными глазами были бы лишними. Актер рассказал, как в Киеве спрашивал у бога разрешение на эту роль. Пришёл к главному храму, но тот был закрыт. Тогда он пошёл в другой, к нему подошла женщина и попросила следовать за ней, она провела его в закрытый храм. Олег Басилашвили посчитал это знаком свыше.

Кто-то спросил, почему Мастер говорил голосом Иешуа? Басилашвили напомнил, что его голосом говорил не только Воланд, но и Стражник в сцене Иешуа с Понтием Пилатом. По книге, Воланд присутствовал при разговоре Пилата с Га-Ноцри в имидже ласточки. Бортко сказал, что ласточку вводить в фильм глупо, поэтому они сделали по-другому. Басилашвили добавил, что потому же и Мастер, наверное, говорил голосом Иешуа, то есть голосом Сергея Безрукого. Но как мне показалось, голос у Александра Галибина ничем не хуже, чем у Безрукого. Галибин говорил лаконично и спокойно. Не знаю, почему режиссёр выбрал голос Сергея Безрукого для озвучивания этих двух ролей. Надо было спросить. Но этот вопрос прозвучал бы так же глупо, как и многие другие, ответы на которые уже где-либо звучали.

Бортко рассказал про роль Понтия Пилата. На эту роль он искал человека мудрого, у которого целая жизнь за спиной. Кирилл Лавров как раз такой. Рассказал о том, что если Иешуа Га-Ноцри прав, то всю жизнь Пилата можно перечеркнуть крестом.

У Бортко набралось слишком много листочков с вопросами, он извинился за то, что на все ответить не сможет, и предложил самые «кричащие» задавать из зала. В задаваемых вживую вопросах было больше похвалы, чем интереса. Чувствовался конец беседы, и когда из зала пошли утомительные вопросы: «лишь бы спросить», Бортко сказал, что устал, и попросил прощения за то, что должен удалиться.

Последнее интересное выступление принадлежало Басилашвили, он разбирал крылатые фразы из романа. Большое внимание уделил вот этой: «Никогда ничего не просите, тем более у людей, которые сильнее вас. Сами всё предложат и дадут!».

Чувствовалось, что встреча завершается, все налетели на гостей с просьбой расписаться на память, тем самым задержали их ещё минут на 15. В целом впечатление осталось хорошее, правда духота утомляла. По окончании встречи только и слышалось: «Мастер, Галибин, ему так идут очки, он такой…». Не припомню, чтобы говорили об интересной теме прошедшего разговора, говорили, скорее, об известных актёрах…  

Александр Чуев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков