спецвыпуск (3729), 10 апреля 2006 года
|
|
|
дискуссия
|
|
|
Профилактика
и есть борьба
Виртуальная наркопирамида
Программу семинара продолжило краткое, но емкое выступление Олега Валентиновича Мандрусова, советника ECAD, Нижний Новгород. Выступление было насыщено цифрами, и началось оно с мрачной цифры: 5 – 6,5 млрд рублей в год тратят подростки и молодежь Нижнего Новгорода на наркотические вещества. В регионе 780 тысяч беспризорников, они составляют основание виртуальной наркопирамиды, представленной на рис 1.
|
|
Олег Валентинович Мандрусов, советник ECAD, Нижний Новгород |
|
Из них большую часть – около 70 % составляют дети с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция», учащиеся в школе. Из них 70 – 80 % характеризуются девиантным поведением.
К сожалению, это научно обоснованные цифры. Вот на них, на этих детей, и надо тратить деньги, предназначенные на профилактику наркомании. Если нам удастся «подмыть» основание этой пирамиды, поколебать ее снизу, то она начнет разрушаться дальше. Следовательно, можно предположить, где в структуре пирамиды должно быть наше место (рис.2).
Распространение наркотиков является бизнесом. Почему же тогда мы не переходим в отношении наркотрафика на рыночные отношения? Скажем, вез человек наркотики, его поймали на границе. Почему бы не взять с него таможенный сбор, как это делается при ввозе товаров в страну? Если он не может, не по средствам ему уплатить сбор – пусть отсиживает в тюрьме. У нас исключен институт конфиската. Торговлю наркотиками могут вести из такси, могут торговать прямо на квартире – в этом случае машина или квартира должны быть признаны инструментами преступления и должны подлежать конфискации. Но закон об этом умалчивает.
Зато если посмотреть на Закон о МСУ №131… Это ужас! Нет ни слова ни о наркосоставляющей деятельности МСУ, ни слова о социальной составляющей. А раз нет этих сфер — нет и проблем. Тогда и существование ECAD и членство в нем никому не нужно.
Свою позицию по вопросам в сфере наркоборьбы представил собравшимся и И.В.Слащев. Он занимался стратегией вопроса, выявил для себя несколько ключевых позиций и ознакомил с ними участников семинара.
Во-первых, изначально ФСКН не был призван осуществлять профилактику наркомании. В указе президента РФ о создании службы нет такой позиции. Создана служба была для осуществления функции координации. Работу начинали вести кто как мог: проводили лекции, изымали наркотики, боролись с торговлей коноплей… И думали, например, о том, как в реальности директор ФСКН может осуществлять координацию работы министра МВД и других должностных лиц государства? Все эти чиновники находятся в одной плоскости относительно вертикали власти. Решения комиссии носят всего лишь рекомендательный характер.
Лично Игорь Викторович «всеми частями тела» за разграничение в законодательном порядке понятий «потребитель наркотика» и «преступник». Общеуголовное количество преступлений возросло на 40 % . Зато по наркотической тематике наблюдается снижение числа преступлений в 2 раза.
В общем, можно предположить, что стратегия выстроена правильная, но механизма ее реализации пока нет. Но выводы можно делать категоричные.
Согласно статье 6.9 КоАП РФ, задержанному грозит наказание в виде 15 суток, но эта норма не работает. Ключевая позиция Госнаркоконтроля – выявление наркопритонов. Чтобы доказать факт существования по данному адресу наркопритона, необходимо доказать факт неоднократного приема наркотиков именно в этом месте. Доказательством могли бы послужить бумаги по материалам дела о применении статьи 6.9, но никаких бумаг относительно применения статьи 6.9 не выдают, пока не будет уплачен штраф, который наркоман, естественно, и не собирается оплачивать. Возникает тупиковая ситуация.
Г.В.Зазулин: Ситуация не перекрыта законодательством. Хотя план действий в такой ситуации есть.
И.В.Слащев: У коллег нет штатов, нет материальной базы и так далее. Но главное, для успешной работы нужна твердая воля руководства.
Г.В.Зазулин: Прокуратура не спрашивает с милиции. Но мы обязаны заставить прокуратуру ужесточить требования. Вот в концепции это обязательно должно быть записано.
И.В.Слащев: Второе: у нас недостаточно реабилитационных центров. Эта сфера отдана на откуп общественным организациям. Государственные медико-социальные центры в сфере наркомании жестко регламентированы, поставлены в узкие рамки. По мнению Георгия Васильевича, должна в этом вопросе быть дифференциация — общественные структуры не должны оказывать услуги медицинского характера, зато им по плечу широкий спектр социальных услуг.
О.Н.Васильева: Ну, кому-то же надо было начинать работу.
И.В.Слащев: Гарантировать качественное оказание услуг, и медицинских, и социальных, могло бы введение лицензирования, но об этом говорить пока сложно. Очень много общественных организаций работают в этой сфере, и неплохо работают. Но не должно быть такого, когда бывший наркоман приходит и заявляет, что он знает, как вести работу, и ему нужно только помочь с организацией чтения лекций и выделить помещение для занятий. Для качественной эффективной работы общественной организации необходима материальная база, наличие в штате квалифицированных специалистов, получивших профильное образование, причем у них должен быть опыт подобной работы.
Мы упустили из внимания закон о психиатрии. Практически невозможно активизировать раннюю выявляемость наркомании, потому что выявить ее можно только при обследовании, а оно не может проводиться без согласия человека. У начинающего потребителя наркотиков такого согласия мы никогда не получим. Раз провести профилактический осмотр в лечебном учреждении мы не можем, все аспекты профилактики приходится сдвигать в стены школы, а школа не готова к проведению подобной работы.
Г.В.Зазулин: У нас существует концепция предупреждения наркомании в образовательных учреждениях, утвержденная правительством РФ. В связи с этим многих волнует соблюдение международной Конвенции о правах ребенка.
Т.Халлберг: Должен сказать, что в Конвенции ООН о правах ребенка записано, что ребенок имеет право расти в свободной от наркотиков среде. В то время как нигде не прописано право человека быть наркоманом. Из этого и стоит исходить.
А.А.Кудряшов: А как реабилитационные услуги общественных организаций выглядят в финансовом аспекте?
И.В.Слащев: Государством осуществляется финансирование работы реабилитационного центра в Саперном и еще двух центров – итого финансируются три центра. Выбор осуществляется путем организации конкурса, кто в конкурсе победил, тот и получает финансирование из рук Комитета по молодежной политике правительства СПб. К сожалению. Комитет по социальной политике отказался участвовать в проекте. В федеральной программе предусмотрен только конкурс для лучшего центра, а простое регулярное финансирование не предусмотрено.
Позиция же Министерства здравоохранения еще радикальнее: все, что делает общественность, им «неинтересно». Позиция председателя Комитета по здравоохранению правительства СПб такова: нам не нужны дорогостоящие государственные реабилитационные центры-стационары, потому что реабилитацию можно вести амбулаторно в поликлинике.
Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то ведь пока наркозависимый проходит курс в стационаре, он не может участвовать в распространении наркотика, не ворует себе на пропитание, он извлечен из наркосреды, ибо обычно у наркозависимых друзья и знакомые также не без греха. То есть налицо социальная выгода, которую не стоит сбрасывать со счета.
Я могу влиять на наркоситуацию
Руфия Рафкатовна Мухумадеева, начальник отдела по делам молодежи и спорту Бавлинского муниципального района, Республика Татарстан:
Бавлы – город нефтяников, расположен он на юго-востоке Республики Татарстан на границе с Башкортостаном и Оренбургской областью. Население города составляет 23 тысячи человек, в районе еще 14,5 тысяч. Средняя заработная плата работников нефтяных предприятий около 16 тысяч рублей, в то же время по району средняя заработная плата составляет чуть больше 5 тысяч рублей. Отсутствием безработицы похвалиться не можем. Периодические сокращения в нефтяных организациях, отсутствие новых производств – не самая радужная перспектива для города. Нефтяные города сами как на игле. Все зависит от цены на нефть и на сколько лет вообще хватит этой нефти. Мы даже начали задавать вопрос: «Есть ли жизнь без нефти?»
|
|
Руфия Рафкатовна Мухумадеева, начальник отдела по делам молодежи и спорту Бавлинского муниципального района, Республика Татарстан |
|
Муниципалитеты находятся в роли просителя и у республиканского руководства, и у руководства ОАО «Тат нефть», несмотря на то, что район – «донор». С финансированием государственной молодежной политики и развития физической культуры и спорта дела обстоят так (как, впрочем, и в культуре, и в образовании): хорошо, если удастся освоить защищенные статьи, так как расходы сильно превышают доходы города и района. Поэтому у нас нет ни одной финансово защищенной городской программы.
Близость железнодорожных станций г.Бугульма с севера и г.Туймазы с юга – не лучшее соседство в плане распространения наркотиков.
Официально на учете в ЦРБ состоит 56 наркоманов, на учете ГРОВД 7 человек, в ПНД – 2 человека. Но реальная картина даже близко не напоминает данные цифры. О подростках, потребляющих наркотики, мы узнаем после отравлений и передозировки, иногда со смертельным исходом.
Нас спасает Республиканская программа по профилактике населения РТ, по которой мы можем где-то сделать небольшой ремонт, сделать какие-то приобретения, получить несколько ставок тренеров по месту жительства.
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму четко контролирует реализацию данной программы, в частности касающейся ГМП и спорта, организует антинаркотические марафоны по городам РТ. К нам, в самый удаленный от Казани город, несколько раз приезжали и волонтеры, и специалисты. Благодаря ответственной и заинтересованной работе Управления ФСКН по РТ мы имеем возможность с 2003 года успешно участвовать в конкурсах. Регулярно получаем информационную литературу, раздаточный материал хорошего качества, провели семинар Закамской зоны. Профилактическая работа ведется по нескольким направлениям.
1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Когда не хватает раздаточного материала, изготавливаем сами из наглядного материала. Мы раздаем их и родителям, и детям чаще всего во время массовых мероприятий. За год роздано буклетов, памяток, брошюр и наклеено плакатов около трех тысяч экземпляров. Нужно сказать, что население к этому привыкло и относится к нам вполне адекватно, дозированная информация дает хороший эффект средствам массовой информации. Выпускается подростковая газета Next.
2. Представление перспектив наркотизации – так родилась программа «Нескучный двор». Поводом к ее возникновению послужили отсутствие подростковых клубов, недостаток оздоровительных лагерей, низкий уровень доходов населения. Мы решили вспомнить хорошо забытое старое – пионерское детство. Не рассказывая подробно о программе «Нескучный двор», скажу только, что в конце апреля месяца Министерство по делам молодежи, спорту и туризму запланировало в Балвах республиканский семинар по изучению и распространению данного опыта по Республике Татарстан. Чем привлекает программа? Небольшие затраты дают большой положительный эффект. Основные моменты реализации программы:
— Отбор и обучение вожатых – 3-5 дней. По окончании обуче6ния вожатые получают сертификаты.
— Приобретение небольшого количества недорогого спортивного инвентаря: мячи, скакалки, скейтборды, волейбольные сетки, (можно по мере необходимости меняться снаряжением между дворами).
—Расходные материалы – бумага, фломастеры, альбомы, фотопленка и так далее.
— Оплата заработной платы вожатым по контрактам.
— Небольшие расходы на посещение музеев, экскурсий, может быть, походы, поездки (в ряде случаев можно собирать средства с родителей).
— Реклама (при регулярной ежегодной работе не требуется).
— И никаких контрольных органов, как-то пожарные, санитарные службы и так далее.
Еще одна проблема региона – сельские подростки. Мы разработали и внедряем программу «Сельский лидер». Выезды с бригадой специалистов и волонтеров в сельские школы на 2-3 дня. Анализ работы показал, что это только начало работы с подростками, только первый этап, на основе которого мы разработали продолжение прогграммы «Сельский лидер – золушка».
Отличные результаты дали и физкультурно-массовые мероприятия. День бега собрал более 2000 участников, по возможности участвовали все главы администрации. «Новогодняя снежинка» и «Зимние забавы», КВНы и смотры художественной самодеятельности — главное, правильно все организовать.
У нас сложно просчитать эффект профилактики в процентах, если это вообще возможно. Тем более что взаимосвязи с милицией и здравоохранением – не самые идеальные. Но я надеюсь, что членство Бавлов в ECAD поможет нам заявить руководству, что профилактика наркотизации есть очень серьезный вопрос, и при том решаемый. Мы всерьез убеждены, что наша работа не просто слова, а реальная заявка на уменьшение спроса на наркотики и алкоголь.
Знание опыта и правильное выделение средств – залог успеха.
В завершение хочу поблагодарить ECAD: до того как я узнала о существовании этой организации, я уж никак не думала, что лично я смогу хоть как-то повлиять на наркоситуацию в общем. Теперь я так не думаю.
Программа «ЗАЩИТА»
по первичной профилактике наркотизации подростков
на селе
Муниципальное коммерческое учреждение «Многопрофильный молодежный центр «Яшьлэр доньясы»» Бавлинского района и г.Бавлы.
1. Постановка проблемы
В ходе реализации программы «Сельский лидер» выявилось, что 52% опрошенных относятся лояльно к употреблению алкоголя. Также существует опасность наркотизации сельской молодежи, потому что все чаще поступают сигналы о потреблении наркотических веществ, самодельно изготавливаемых из конопли и мака.
Как показывает практика, большинство сельских ребят, оказываясь в городах, начинают испытывать затруднения в адаптации к новым социальным условиям, что обуславливает попадание определенной части ребят в группу риска.
В условиях сельской местности, как правило, ограничены возможности организации полноценного досуга детей и подростков, оказания социально-психологической поддержки. Работа школы, по профилактике наркотизации в том числе, явно недостаточна. Нельзя забывать, что ребята из малообеспеченных семей, число которых на селе ежегодно увеличивается, также попадают в группу риска.
Вышеперечисленные аспекты выявляют острую необходимость увеличения работы по профилактике наркотизации. Учитывая эти проблемы, нами разработана данная программа.
2. Цель программы
Первичная профилактика наркозависимости и алкоголизма, предупреждения правонарушений через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности подростков. Выработка поведенческих навыков, облегчающие следование по пути здорового образа жизни, создание психологической защиты от патологических искушений.
3. Задачи программы
- Дать школьникам объективную информацию о действии наркотических веществ и табачных изделий на организм, развеять привлекательность мифов о наркотиках.
- Осознать причины, ведущие людей к потреблению наркотиков.
|
|
Участники семинара |
|
- Научить подростков определять свои сильные и слабые стороны и целенаправить их на развитие первых и компенсацию вторых.
- Сформировать у подростка собственное отношение к данной проблеме.
- Уменьшить число лояльных к алкоголю и наркотическим веществам.
- Развить коммуникативные способности подростков.
- Преодолеть низкую самооценку большинства сельских ребят.
- Создать базу для дальнейшего сотрудничества с сельской молодежью
4. Механизм реализации
- Создание и подготовка рабочей группы по реализации программы из числа работников Межпрофильного молодежного центра «Яшьлэр доньясы». Апробация тренингов на воспитанниках ММЦ.
- Разработка вопросов анкеты и буклетов по профилактике наркомании среди подростков.
- Через районный отдел образования – рассылка телефонограмм в сельские школы с просьбой содействия в реализации программы.
- Согласование с администрацией сельских школ времени, места условий проведения.
- Организация рекламной кампании через все СМИ района.
- Подготовка реквизита и наглядных пособий, транспорта, звуковой аппаратуры для выезда в населенные пункты.
И далее в программе подробно излагается содержание конкретных мероприятий.
|