Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3727), 22 марта 2006 года

Философия
в аспирантуре естественно-научных факультетов.
Доколе?

Тринадцатого января 2006 года в газете «Поиск» профессором физического факультета СПбГУ была опубликована статья «Будем философствовать?», воспроизводящая основные положения открытого письма «Об изучении философии в аспирантуре», подписанного видными учеными и адресованного министру образования и науки РФ А.А.Фурсенко, председателю ВАК Г.А.Месяцу, директору Института проблем философии В.С.Степанову.

В.Н.Троян, проректор по научной работе

В.Н.Троян, проректор по научной работе

В статье и письме говорится о том, что нигде в мире (кроме части стран бывшего СССР) в аспирантуре нет обязательного изучения философии науки и экзамена по этой дисциплине. В 1920-х годах экзамен по философии появился в нашей стране как одно из средств идеологического контроля над будущими учеными. Страна изменилась, – а экзамен остался.

«Аспиранту приходится напряженно трудиться, чтобы за три года подготовить хорошую диссертацию. Дополнительные лекции и экзамены (по истории и философии науки) лишь отбирают у него силы и время, ничего не добавляя к профессиональной квалификации», – пишет И.В.Комаров, автор письма в газету «Поиск».

 

Своим мнением по этой проблеме с нами поделился проректор СПбГУ по науке – Владимир Николаевич ТРОЯН:

– Мне кажется, что те предметы, которые у нас достаточно детально изучаются в магистратуре – нецелесообразно повторять в аспирантуре. Я считаю, что экзамены в магистратуре по истории и философии науки и по иностранному языку должны рассматриваться как экзамены кандидатского минимума – чтобы аспирант мог углубленно заниматься своей специальностью.

Экзамен по специальности – это то, что действительно нужно. Наука развивается динамично, – и человек, который готовит кандидатскую диссертацию, безусловно, должен владеть знаниями по всем новым направлениям своей отрасли. Нужен и вступительный экзамен по специальности, и кандидатский минимум, состоящий из двух частей: первая — общий курс по специальности, вторая связана с темой диссертации, выполняемой аспирантом или соискателем.

Однако нигде в мире в аспирантуре не сдаются экзамены по таким предметам, как история и философия науки и иностранный язык; изучение этих предметов заканчивается вместе с университетским курсом.

– Есть ли у нас шанс прийти к этому?

– Законодательство нам этого не запрещает. Более того, мы рассматривали этот вопрос на Сенате – и никаких возражений от коллег не поступило.

Мы рассматривали только вопрос, связанный с историей и философией науки, и не коснулись вопроса, связанного с иностранным языком. Многие считают, что изучение иностранного языка полезно в аспирантуре, так как наши студенты недостаточно хорошо иностранными языками владеют. Я придерживаюсь другого мнения. Современное поколение студентов уже достаточно хорошо владеет иностранными языками и активно изучает их самостоятельно. Английский – язык международного общения, и если человек собирается заниматься наукой – он овладеет языком в течение университетского курса.

Я полагаю, что современный молодой ученый, оканчивающий университет должен владеть английским языком, чтобы – во-первых, понимать своих коллег, во-вторых, чтобы общаться на бытовом уровне с иностранцами, в-третьих, чтобы быть в состоянии сделать доклад или презентацию на любой международной конференции.

Когда-то у нас были большие проблемы с изучением иностранного языка – в связи с тем, что не были развиты контакты с зарубежными странами. Но сейчас преподавание иностранных языков в школе улучшилось, и в университете происходит во многом шлифовка тех знаний, которые получены в школе. Во многих зарубежных университетах вообще нет такого предмета, как иностранный язык. И если специальностью студента не является, например, американистика или германистика – то знаний, полученных в гимназии, оказывается вполне достаточно – и для биолога, и для физика.

Конечно, у нас изучение языка в университете должно быть продолжено, – но стоит подумать о том, чтобы оно соответствовало практическим потребностям студентов, было максимально приближено к требованиям современности. Активное использование аудио- и видеоматериалов для лучшего овладения языком – очень важно. В то время как наши студенты продолжают сдавать знаменитые тысячи «тысячи». Нужно идти в ногу со временем. И не нужно повторяться.

Сегодня парадоксальная ситуация сложилась на физическом факультете: там уже очень давно магистрантам читают курс истории физики; по итогам курса сдают экзамены. В связи с современной системой в аспирантуре этот курс дублируется. Где здесь логика?

Всем магистрантам читают курс истории философии. Возникает вопрос: произойдет ли к тому времени, когда магистранты поступят в аспирантуру, что-нибудь кардинально новое в философии? Или философы планируют вложить в аспирантов более глубокие знания? Думаю нет.

Все это вызывает соответствующее отношение у аспирантов Когда человек во второй раз слушает что-то не относящееся напрямую к его специальности – пусть даже самое интересное – это не способствует более глубокому усвоению материала. Достаточно одного раза.

– Во что же все упирается? В философов?

– Все это должно найти отражение в существующих нормативных актах. Наш университет обладает определенной автономией – так что решение этого вопроса с административной, организационной точки зрения вполне по силам нашему университету.

Философы прекрасно осознают недостатки существующей системы.

– Когда же не будет философии в аспирантуре?

– Философия, конечно, будет всегда… Философия – мать всех наук, – и это прекрасная наука. Но что касается экзамена – я надеюсь, что достаточно скоро в качестве кандидатского минимума по философии будут засчитывать экзамен, сданный в магистратуре.  

Вопросы задавал Вадим Хохряков

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков