Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3727), 22 марта 2006 года

Каждый студент должен
стремиться быть здоровым


«Здоровье — еще не все, но все остальное без здоровья ничто».
Сократ

С одной стороны, технический прогресс движется семимильными шагами, постоянно меняет и усложняет процесс производства, вводя новые технологии и методы, что повышает требования к нашим выпускникам. В связи с этим образовательная программа систематически совершенствуется и усложняется. Студенты работают на пределе нервного напряжения.

С другой стороны, физическая нагрузка имеет тенденцию к снижению, что снижает уровень здоровья. В 60-е годы число студентов, имеющих специальную медицинскую группу или некоторые отклонения от норм здоровья, составляло от 8 до 12% от общего количества студентов. По данным профессора, декана медицинского факультета С.В.Петрова, только десятую часть студентов, поступивших в университет в 2005 году, можно считать абсолютно здоровыми. Самое неприятное заключается в том, что с переходом студентов с младших курсов на старшие уровень здоровья снижается… В.Е.Романов, заслуженный мастер спорта, председатель Совета ректоров г. Санкт-Петербурга, в 2002 году на совещании, посвященном здоровью нации, говорил: «Мы выпускаем до 70% больных специалистов».

Наступила эпоха гиподинамии, студенты страдают от малоподвижного образа жизни. Ясно одно – в такой ситуации оставаться равнодушным невозможно. Здоровье — это наше богатство, и терять его нельзя.

Но не все так просто, как кажется со стороны. Давайте определим свое отношение к этму явлению.

Существует несколько подходов к проблеме здоровья.

Некоторые специалисты уверяют, что не нужно впадать в панику: у нас демократия, студенты взрослые люди, проблема здоровья – их личное дело. Кто хочет быть здоровым – будет, не хочет – не будет. Вузы не могут нести ответственность за просчеты, которые допустила школа. Исправить эти недостатки при одно-двухразовых занятиях в неделю практически невозможно. Вузы не отвечают за здоровье, они занимаются образованием: мы даем знания по здоровому образу жизни, и если студент не воспользовался этим – это его беда.

Другие утверждают, что проблема здоровья – это важная государственная задача. Сегодня уровень жизни населения очень низок, нет необходимых условий для занятий физической культурой и спортом. Живем во враждебной среде, некогда думать о здоровье, необходимо решать массу экономических проблем. Когда повысится уровень материального благополучия, вот тогда студент сам потянется к спорту и будет здоровым.

Оба этих подхода выражают равнодушие и пассивное отношение к этой важной проблеме, как будто кто-то придет и решит эту задачу за нас.

Третий подход, который и я поддерживаю, заключается в том, что любое производство обязано выпускать хорошую продукцию. Университет должен выпускать прекрасного специалиста, которым мы могли бы гордиться. Выпускник обязан иметь глубокие знания и умения в своей профессии, быть эрудированным во всех областях жизни и обязательно быть здоровым. Только здоровый универсант может эффективно реализовать все то, чему его учили в университете… Больной специалист обязательно столкнется с проблемами на работе, в быту и в обществе. Если нет здоровья, другие жизненно важные ценности теряют всякий смысл.

Любой строитель знает, что чем выше здание, тем глубже и прочнее должен быть фундамент. В роли фундамента выступает здоровье. Создается впечатление, что мы строим здание все выше и выше, забывая при этом, что фундамент не выдержит. Лучше и целесообразнее сейчас потратить время, деньги и усилия, чем потом исправлять наши ошибки. Американские ученые подсчитали, что профилактика здоровья в 150 раз дешевле, чем лечение болезней. Многие студенты смирились со своими хворями, в которых обвиняют всех но не себя. Такая позиция вредна и опасна. В этом есть определенная вина врачей, которые ограничивают или запрещают таким студентам занятия физическими упражнениями. Сами врачи утверждают, что более 90% всех современных болезней связаны с гиподинамией – недостатком двигательной активности. Бороться за здоровье необходимо, прежде всего, не таблетками, а физическими упражнениями. Другое дело, что нагрузка должна быть адекватна состоянию здоровья. Студенту нужно внушить, что здоровье не купишь, таблетки не сделают здоровым, здоровье нужно зарабатывать. Валентин Дикуль, человек удивительной судьбы, который сам преодолел тяжелейшую травму позвоночника, а после этого установил ряд мировых достижений по поднятию тяжестей, в своей книге пишет: «Нет такого недуга, который человек не смог бы преодолеть». Проблему здоровья может решить сам студент, но если он не захочет быть здоровым, все наши усилия пойдут впустую. Наша задача убедить студента встать на путь укрепления здоровья и помочь ему в этом. Для этого студенту необходимо иметь двигательную физическую нагрузку в объеме 10-12 часов в неделю. Мы же, с одной стороны, увеличиваем учебную программу, чем не оставляем времени на занятия физическими упражнениями, с другой – недостаточно широко предоставляем услуги по занятиям спортом и мало агитируем за здоровый образ жизни.

Приведу только один пример.

В журнале «Санкт- Петербургский университет» от 23 января 2006 года было отмечено, что Ученый совет обсудил и утвердил «Кодекс универсанта». Разрабатывала этот кодекс авторитетная комиссия под руководством профессора международного права юридического факультета С.А.Малинина. Это очень важный документ. Жаль, что он не был опубликован раньше, его давно было необходимо пропагандировать на всех факультетах. Ссылаясь на высказывания Сергея Александровича, прокоментировавшего кодекс, хочется сказать, что все студенты знают, что лучше быть здоровым, чем больным, однако далеко не все принимают меры для укрепления своего здоровья.

Универсант должен стремиться быть здоровым, вести здоровый образ жизни, дружить с физическими упражнениями, не иметь вредных привычек. Это настолько важно, что этот пункт должен быть одним из первых в Кодексе. К сожалению, сейчас его нет вообще. Если у нас все хорошо, тогда откуда берутся студенты, которые бегают в поликлинику, освобождая себя от занятий, не делают зарядку, курят, не придерживаются четкого распорядка питания и дня и так далее. Отношение к себе – главная нравственная позиция; люби себя – будешь любить и других. Если Кодекс универсанта не призывает студентов стремиться к здоровью, значит, мы поощряем болезни.

Еще в XIX веке А.Гумбольдт говорил: «Со временем болезни будут расцениваться как следствие бескультурья, отсталости, и поэтому болеть будет считаться позорным». Прекрасно сказано… Наш выпускник, президент Российской Федерации В.В.Путин придерживается этого принципа. 31 января 2006 года на пресс-конференции ему был задан вопрос: «Что вы употребляете, чтобы так молодо выглядеть?» На что он ответил: «Люблю спорт и не имею вредных привычек». Это самый эффективный способ сохранения молодости.

Таких примеров много: В.В.Путин, президент Российской Федерации, Г.И.Марчук, последний президент Академии наук СССР, А.Н.Лихачев, президент ОАО «Ленэнерго», А.Д.Александров, К.Я.Кондратьев, Г.И.Макаров и С.П.Меркурьев, ректоры университета разных лет. Все они занимались спортом и отмечают, что своими успехами во многом обязаны ему. Кто осмелится сказать, что деньги, потраченные на занятия спортом этих универсантов, были потрачены зря?

Очень важно пропагандировать здоровый образ жизни, вести непримиримую борьбу с вредными привычками, агитировать студента за физические упражнения. Наш университет есть храм науки, следует сделать его и центром здорового образа жизни.

По словам Геродота, «когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Здоровье – приоритетное направление, если мы поймем это, то у нас все будет хорошо.  

Е.Г.Альбинский,
профессор кафедры физической культуры и спорта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков