Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3727), 22 марта 2006 года

«Секретная речь» Н.С.Хрущёва:
50 лет спустя

В годы советской власти почти все съезды коммунистической партии происходили по одной схеме – доклады генерального секретаря и других представителей партийной верхушки, рапорты с мест об успехах и победах, всеобщее одобрение партийной политики. Незначительные отклонения наблюдались лишь в первые и последние годы советской власти, когда тоталитарный режим ещё полностью не закрепился, или когда, наоборот, он уже разваливался. Но был и ещё один съезд КПСС, который выпадает по своему духу из этой череды однообразных собраний высших партийных функционеров. Это – ХХ съезд (февраль 1956 г.) – первый съезд после смерти Сталина. Он даже внешне выделялся в официальной советской историографии, которая объявляла все съезды КПСС «историческими» и «эпохальными», но очень скоро лишила ХХ съезд этих эпитетов.

К.К.Худолей, декан факультета международных отношений

К.К.Худолей, декан факультета международных отношений

Ключевым событием ХХ съезда был, конечно, доклад Н.Хрущёва на закрытом заседании. Доклад был довольно сумбурным – сказывались и спешка в его подготовке, и противодействие других партийных руководителей. Вещи, о которых говорилось в докладе, были известны практически всему миру, кроме тех, кто, как и советские люди, жил за «железным занавесом». Н.Хрущёв зачитал последние письма В.Ленина, показывающие, что между ним и Сталиным существовал серьёзный личный конфликт, рассказал о репрессиях 30-х - начала-50-х годов, причём ответственность за невинные жертвы возлагалась не только на Ягоду, Ежова, Берию и органы госбезопасности, но и лично на Сталина. Более важным было то, что Н.Хрущёв достаточно определённо высказался за резкое сокращение практики репрессий и переход к управлению страной при сохранении коммунистического режима иными методами. Для сталинской номенклатуры (а именно она составляла большинство делегатов съезда – другого и быть не могло) доклад произвёл эффект разорвавшейся бомбы. И действительно, результаты и последствия оказались значительно более серьёзными, чем об этом думали и Н.Хрущёв, и его политические оппоненты.

Прежде всего, доклад Н.Хрущёва стал действительно поворотным в политике коммунистического режима. Правление Ленина и особенно Сталина отличались крайней террористичностью, так как власти отлично понимали, что большинство населения страны не приемлет их. Жертвами репрессий становились не только те, кто сопротивлялся Советской власти, но и те, кого она просто считала чужими или кому не доверяла – крестьянство, интеллигенция, верующие и многие другие категории. Сопротивление коммунистическому режиму – в различных формах, в том числе и вооружённых, также было постоянно. Гражданская война не закончилась в начале 20-х годов, а продолжалась ещё не одно десятилетие. Она, как и две мировые войны, изматывала страну, истощала её ресурсы. Наследники Сталина могли продолжать его политику, но они избрали иной путь. После ХХ съезда КПСС гражданская война перешла из кровавой фазы в «холодную». Трудно пока ответить на вопрос, почему Н.Хрущёв сделал такой выбор, причём не очень последовательно (достаточно только вспомнить подавление венгерского восстания осенью 1956 года). Тем не менее поворот в политике в сторону от массового уничтожения людей был сделан, и личная заслуга Н.Хрущёва в этом несомненна.

Однако раны от многолетней внутренней вражды не заживают до настоящего времени. В СССР, где лозунг классовой борьбы был одним из главных до самых последних дней, сама постановка вопроса о национальном примирении или национальном согласии была недопустима. Попытки преодолеть наследие прошлого начались лишь в современной России. Президент В.Путин стал первым российским лидером, возложившим цветы на могилы русских эмигрантов. Ряд видных эмигрантов, не по своей воле оказавшихся за границей, но продолжавших оставаться российскими патриотами, с почестями были перезахоронены в родной земле. День 4 ноября, несмотря на критическое отношение у части населения, несомненно, во много раз больше соответствует идеям национального согласия и примирения, чем 7 ноября. Надеюсь, что недалёк и час перезахоронения тела Ленина. Было бы ошибочно не видеть, что продвижению идей национального согласия мешают и новые проблемы, появившиеся в последние годы, особенно значительная социальная дифференциация. Новые проблемы придется уже решать вкупе со старыми.

Однако опыт почти всех стран, переживших гражданские войны, террор и диктатуру, показывает, что национальному примирению всегда предшествует очень мучительная и длительная фаза осмысления всем обществом своей истории. Отдельные попытки таких дискуссий имели место и после ХХ съезда КПСС, и в годы перестройки, и в начале 90-х годов. Однако речь шла лишь об отдельных сюжетах, а не о полноценном и всестороннем осмыслении исторического пути России. А между тем это необходимо.

В истории каждого народа есть свои светлые и тёмные страницы. То же относится и к нам. Да, коммунисты использовали огромные ресурсы России – и людские, и материальные – для попыток установления мирового господства. Однако русский народ в целом не может считаться в этом виновным. Интересно отметить, что доли голосов, поданных за большевиков во время выборов в Учредительное собрание в 1917г. и за ортодоксальных коммунистических кандидатов на президентских выборах 1991г. (и те, и другие проходили относительно свободно), были примерно одинаковы –25%. Можно с большой долей уверенности сказать, что большинство граждан России никогда не считали Советскую власть и коммунистическую партию своими и поэтому не могут считаться ответственными за преступления режима, который пришёл к власти вооружённым путём, демонстративно отвергая как «буржуазные» все демократические нормы.

Признание этого факта может стать одной из важных основ формирования новой российской идентичности, сочетающей в себе как лучшие национальные традиции, так и веяния глобализирующегося мира.  

К.К.Худолей,
профессор, декан факультета
международных отношений

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков