Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3726), 7 марта 2006 года

Во власти повседневных дел и забот

Научно-технический персонал и его значение для университета

Как писал С.С. Кузнецов в очерке об А.А.Иностранцеве, университет – это удивительная научно-учебная организация. Попадающие в нее мало-мальски деятельные люди, не говоря уже об одаренных, вскоре целиком оказываются во власти тех повседневных дел и забот, которыми живет университет. Это – мощнейшая фабрика по переработке духовного и даже физического облика человека, оказавшегося в положении студента или работника любого разряда.

В препараторской кафедры исторической геологии. Стоят (слева направо): Кукс, Дзевановский, Махлаев. Сидят: Д.С.Харкевич, С.Е.Максимов, А.Ф.Рихтер.

В препараторской кафедры исторической геологии. Стоят (слева направо): Кукс, Дзевановский, Махлаев. Сидят: Д.С.Харкевич, С.Е.Максимов, А.Ф.Рихтер.

Особенно яркой представляется судьба препаратора Андрея Федоровича Рихтера. “Обычно он появлялся на лекциях А.А.Иностранцева для работы у проекционного фонаря, показывая диапозитивы или микропроекции шлифов горных пород. Пишущему эти строки близко довелось узнать его уже после революции, в двадцатые годы.” К этому времени А.А.Иностранцева уже не было в живых, со свойственной ему решительностью, не желая переносить муки голода и разрухи, А.А.Иностранцев 31 декабря 1919 г. принял цианистый калий в своем кабинете, и его верные друзья профессор В.М.Тимофеев и А.Ф.Рихтер свезли его на санках на Смоленское кладбище.

“Андрею Федоровичу было уже за 50 лет, он поседел, немного сгорбился, носил очки”. Неожиданно для себя Сергей Сергеевич обнаружил обширную и основательную осведомленность Андрея Федоровича в геологии и петрографии. Он прекрасно знал все научное хозяйство кафедры и легко в нем ориентировался. Светлый ум, любознательность, трудолюбие, цепкая память легко объясняли это, причем знания Андрея Федоровича были вовсе не механические, тем более не дилетантские. Это были хорошо усвоенные основы геологической науки. Он вскоре покорил сердце сурового и важного по виду профессора. Последний вместе со своим ассистентом начал постепенно, упорно и систематически обучать Андрея Федоровича необходимым знаниям и умениям: как различать горные породы, изготовлять шлифы, изучать их под микроскопом и делать с них фотографии. Андрей Федорович быстро стал незаменимым помощником при чтении лекций и в экспедициях всего научного персонала кафедры. “Профессор, доктор наук, сановный чиновник отдавал кафедре все свои духовные силы и материальные средства; так же поступал и препаратор, сын рабочего-краснодеревца, имевший лишь начальное образование!” “Но поразительный дух живет в этих университетских лабораториях! Та чуткая натура, которая была заложена в Андрее Федоровиче, как бы нашла здесь соответствующую почву, питательный субстрат, на котором и расцвела”. Уже через несколько лет пребывания в университете Андрей Федорович сделался абсолютно незаменимым, чрезвычайно важным сотрудником кафедры. Он отдал ей все свои силы, уменье, приобретенные знания и весь жар своего сердца. Для него не существовало нормированного рабочего дня. Он приходил на кафедру в 8 часов утра и работал до вечера, а часто и в праздничные дни. В результате им было изготовлено неисчислимое количество шлифов горных пород, диапозитивов различных геологических моделей для иллюстрации лекций. В тяжелые годы Гражданской войны и общей разрухи, когда уже не стало А.А.Иностранцева, Андрей Федорович оказался надежным, верным и преданным стражем кафедры. Он сберег огромный ее научный инвентарь и драгоценнейшие коллекции, оставаясь ежедневно по многу часов в здании, которое в те годы не отапливалось. А.Ф.Рихтер погиб в блокированном Ленинграде в 1942 году.

Такие крупнейшие ученые, как Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, П.А.Православлев, М.Э.Янишевский, В.М.Тимофеев, всегда оказывали Андрею Федоровичу исключительное уважение и признательность.

И.М.Пискижов (1917-1980).

И.М.Пискижов (1917-1980).

Достойным учеником Андрея Федоровича Рихтера был Иван Максимович Пискижов, который стал препаратором кабинета геологии в 15 лет, а через 6 лет был уже старшим препаратором кафедры истории геологии. Многое почерпнул он у Андрея Федоровича, но , главное, отношение к работе и заботу о кафедре. С сентября 1939 г. по сентябрь 1940 г. он участвовал в Советско-Финской кампании, затем возвратился к прежней работе, которая на следующий день после объявления войны была прервана мобилизацией. И.М.Пискижов участвовал в трудных оборонительных боях под Ленинградом и Псковом, завершившихся для него двумя тяжелыми ранениями. С ноября 1945 г. И.М.Пискижов вновь в Ленинградском университете, он – старший лаборант кафедры, затем старший мастер по точным и специальным приборам. По университетским меркам – скромное положение, но в конечном счете дело ведь не в звании и должности, а в знании своего дела, отношении к этому делу и в результатах работы. Дав возможность жене получить высшее образование, Иван Максимович приобрел его фактически на факультете. В книге о Пискижове сказано: “Человек поистине с золотыми руками. Он с мастерством монтирует из проволоки сложные физико-химические модели и хрупкие стеклянные кристаллы, нужные для прохождения кристаллооптики. Он является знатоком всех видов фоторабот, его фотографии и микрофотографии являются образцом технического совершенства и иллюстрируют монографии, учебники и диссертации многих сотрудников факультета. Совместно с Д.Б.Гогоберидзе им разработана методика специального получения шлифов для микрорентгенографии. В этой методике обычным способом изготавливался шлиф, но значительно более толстый. Затем шлиф отклеивался от стекла и переносился на другую подложку, которая представляла собой пластинку из плексигласа и уже в таком виде использовалась для получения с него контрастных оптических или рентгеновских снимков». И.М.Пискижов прекрасно знал устройство всех оптических приборов кафедры и являлся рационализатором их усовершенствования. И.М.Пискижову принадлежит также ряд изобретений, связанных с его непосредственной работой. С войны И.М.Пискижов пришел с медалью “За победу над Германией” – тяжелые ранения рано вывели его из строя, но в университете он быль удостоен медали “ За трудовую доблесть”, двух почетных грамот, многих благодарностей. Мастерство, вдумчивость, отзывчивость и добросовестность его высоко ценились на факультете. 55-летие со дня рождения И.М.Пискижова было отмечено очерком “Мастер высокого класса”. Следует отметить, что монографии тогда иллюстрировались с помощью обычных фотографий, и на Ивана Максимовича, как говорится, была “очередь”. Однако, как вспоминает его жена, Ирина Михайловна, он лишь после окончания рабочего дня начинал заниматься очередной серией фотографий для учебников. Много внимания уделял Иван Максимович и сотрудникам кафедры минералогии. Там Наталья Ивановна Краснова проводила очень необходимый для студентов фотопрактикум, причем Иван Максимович никогда не отказывал ни в каких консультациях, а напротив, помогал устройству практикума. Известна работа И.М.Пискижова, сделанная совместно с В.Н.Швановым, “Измерения формы песчаных частиц под микроскопом”.

После окончания войны вернулись уцелевшие сотрудники. Погибли на фронте аспиранты кафедры В.А.Затоковенко и Б.А.Аверьянов.

Лабораторную работу в это время выполняла С.Т.Иовчук. Большую пользу, кроме И.М.Пискижова, приносили лаборанты кафедры З.Л.Ерофеева и Э.Л.Абрамова И.А.Алексеева. Изо дня в день они вели необходимую работу на кафедре, помогая проведению практических занятий, изготовляя иллюстрационный материал к лекциям, подбирая коллекции шлифов и образцов. В улучшение условий труда на кафедре много усилий вложила препаратор Е.Ф.Микалюкина, проработавшая в стенах университета свыше 40 лет.

Многие сотрудники понимали, какое значение имеет для кафедры их работа, и отдавали все силы и умение работе кафедры, несмотря на невысокие зарплаты. Многие годы, склонившись к столу, выполняла Э.Л.Абрамова многочисленные иллюстрационные плакаты, позволяющие доходчиво объяснять студентам сложнейшие диаграммы состояния вещества..

Большое значение для петрографов имеет качество изготовления микропрепаратов. На высоком техническом уровне они делались сначала А.Ф.Рихтером, которого учил сам А.А.Иностранцев, затем И.М.Пискижовым, Н.П.Егоровой, Е.Д.Шиллинг, а в последние годы – М.Г.Цюпак. Всем им кафедра и факультет бесконечно благодарны за их благородный труд.  

Л.Г.Порицкая,
старший научный сотрудник, куратор музея

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков