Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3726), 7 марта 2006 года

С.Г.Еремеев:
«Профсоюзы —
это индикатор настроений коллектива»

На наши вопросы отвечает доцент Станислав Германович ЕРЕМЕЕВ, председатель профсоюзного комитета сотрудников университета.

С.Г.Еремеев

С.Г.Еремеев

— Станислав Германович, вы ведь уже были председателем профкома в 80-е годы? Почему вернулись? Ведь должность-то хлопотная, трудоемкая…

— Причин несколько. Главное: сегодня для университетского коллектива, для Петербурга да и для всей страны наступил новый этап. Мы теперь живем в другом обществе, где отношения между трудом и капиталом совершенно изменились. В 90-е годы отсутствовали многие общественные институты. А теперь, в новой фазе жизни мы думаем о том, чтобы общественные институты вновь стали работать. Сегодня экономика на подъеме, и в нынешней инновационной экономике роль университетов особенно высока. Но насколько защищены трудовые интересы граждан?

Мнение о том, что профсоюзы сегодня отмирают, — ложно. Оно идет от непонимания сущности профессиональных союзов, которая изменилась. По мере стабилизации экономики значение рынка труда возрастает, растет и социальная составляющая жизни — все более становятся необходимыми инструменты, помогающие гармонизировать отношения работодателя и работников.

В университете мы прошли важные этапы развития. Если 15 лет назад стояла задача сохранения коллектива в условиях социальных катаклизмов, то сегодня иной этап и иная задача: развитие, совершенствование, движение вперед. Это видно по многим параметрам. Растет финансирование университета, и бюджетные, и внебюджетные средства. Выросли возможности университета для решения многих вопросов, в том числе и социальных.

— На что профком в первую очередь обращает внимание?

— Профсоюзы — это живая обратная связь руководства университета с коллективом, индикатор наболевших проблем и вопросов, которые требуют активного вмешательства.

Главный вопрос, над которым мы работаем, — оплата труда преподавателей, научных сотрудников и других категорий сотрудников университета. Что тут можно сделать? Возможности весьма ограничены. Параметры бюджетного финансирования задают правительство и Министерство образования. Наш ректор многие годы ставит вопросы увеличения средств на зарплату сотрудников на самых высоких уровнях. Мы же стараемся продвигать решение этого вопроса по профсоюзной линии — на встречах с администрацией, при заключении отраслевого тарифного соглашения.

Осенью 2005 года по инициативе профсоюзов было проведено Городское собрание работников образования, где собрались представители Министерства образования РФ, администрации Санкт-Петербурга, Совета ректоров вузов Петербурга, представителя президента в СЗФО. Состоялся заинтересованный диалог, обсуждались многие актуальные вопросы — в том числе и вопросы оплаты труда, устойчивого финансирования вузов.

Кроме прямого увеличения сумм зарплаты, есть и опосредованные вещи, влияющие на улучшение качества жизни. Например, как государство финансирует науку, какие средства выделяет на приобретение оборудования, приборов, реактивов, на поддержание инфраструктуры университета.

Другой важный вопрос — улучшение условий труда сотрудников университета. Скажем, нынче грянули сильные морозы, и важно было обеспечить хорошие условия в рабочих помещениях университета. Но в этом году административно-хозяйственные службы хорошо подготовились к зиме, и мы получили мало жалоб на условия труда. В профкоме активно работает инспекция по охране труда и технике безопасности, которая помогает решать эти вопросы. Сейчас она готовит новое соглашение по охране труда и технике безопасности.

— Что удалось сделать за прошедший год?

— В рамках социального партнерства между сотрудниками и администрацией университета был принят новый Коллективный договор на 2006/2007 гг. Это не просто формальный акт, это документ, затрагивающий гарантии универсантов на оказание социальной помощи. И я благодарен членам профсоюзного комитета, которые принимали деятельное участие в подготовке Коллективного договора: профессору Егорову Н.В. (ПМ-ПУ), профессору Трегубову В.П. (председатель производственной комиссии профкома), Леониду Иванову (заместителю председателя профкома) и председателям профбюро подразделений университета. Со стороны администрации университета была оказана конструктивная помощь — в разработке договора участвовали и планово-финансовое управление, и административно-хозяйственные службы, и юридическое управление. Поэтому мы смогли учесть все реалии и возможности, которые есть на сегодняшний день.

— Вы сказали, что роль профсоюзов сегодня изменяется. В каком направлении?

— Наша глобальная цель — чтобы, при всей многопрофильности, территориальной разбросанности, многоструктурности университета каждый сотрудник чувствовал себя членом единого коллектива. Наша задача — формирование чувства сопричастности, вовлеченности в университетские проблемы. Чаще всего это происходит через работу в комиссиях профсоюзного комитета.

Например, детская комиссия профкома организует помощь детям и внукам сотрудников. В Новый год устраивали детские праздники на двух площадках: в Петродворце — на базе клуба, а на Васильевском острове – на базе Центра делового сотрудничества и бизнеса, многим известного как бывшая “Восьмерка”. В весенние каникулы будут традиционные Книжкины именины. Эти праздники дают возможность сотрудникам разных факультетов и институтов чувствовать сопричастность к чему-то общему. Или возьмем традиционный новогодний вечер профсоюзного актива, где мы не только подводим итоги за год, но и просто общаемся с коллегами.

— Многих волнует вопрос медицинского обслуживания в университете...

— Да, организация медицинского обслуживания в рамках программ по полису ДМС — тоже наша забота. Все уже знают, что в районных поликлиниках оказывают довольно ограниченный спектр бесплатных услуг по полису ОМС, поскольку здесь обязательства государства сведены к минимуму. И поэтому мы приветствовали инициативу руководства медицинского факультета организовать поликлиническое обслуживание на базе медицинского центра “Делор” по договорам дополнительного медицинского страхования (ДМС). Университет нашел финансовые средства, чтобы оплачивать половину стоимости лечения каждого владельца полиса ДМС (2000 из 3800 рублей в год), а остальную сумму сотрудник может выплачивать по частям, ежемесячно или ежеквартально.

По-моему, это важное социальное завоевание: мы дали возможность каждому работающему в университете получить доступ к социальным благам. Этому предшествовала немалая работа — на совещаниях с деканами и директорами институтов, с руководителями служб университета, на еженедельных совещаниях у ректора и так далее Организационный период завершился, и теперь вопрос, насколько эффективно медицинский факультет сможет реализовать эту программу. А мы будем держать этот вопрос под контролем, регулярно мониторить качество и уровень оказываемых медицинских услуг.

К вопросам сохранения здоровья я бы отнес и нашу традиционную заботу — организацию отдыха сотрудников университета в летний период. То, что мы смогли сохранить университетскую базу отдыха в сложный период жизни страны, — это большой социальный успех. В оздоровительном комплексе “Университетский” работает высокопрофессиональный коллектив под руководством доцента экономического факультета П.В.Воробьева. Так что огромное количество универсантов имеет возможность отдохнуть и даже поправить свое здоровье летом.

Университетскую базу отдыха университет содержит и развивает с 1986 года, и она продолжает оставаться важным социальным объектом нашего внимания. Этот пример показывает, что когда есть понимание важности осуществляемого дела, то находятся и средства, и люди.

Вопросы, связанные с обеспечением жильем, тоже продолжают волновать универсантов. Правда, с принятием нового Жилищного кодекса прежние государственные жилищные программы уже не работают. И магистральный путь решения жилищных вопросов — повышение общего уровня жизни, повышение доходов, увеличение зарплаты. Но в высшей школе продолжают сохраняться низкие ставки заработной платы, а рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Петербурге уже зашкаливает за 1000 долларов. И дешевых ипотечных кредитов пока нет. Казалось бы, что же может сделать университет в этих условиях?.. Конечно, возможности университета ограничены. Но мы ищем какие-то возможности, чтобы решать эти вопросы.

Мы пытаемся реализовать в Петродворце проект строительства жилого дома для сотрудников университета, прежде всего для творческой молодежи. Ищем, привлекаем инвесторов, чтобы выстроить дом с долевым участием университета. И при этом пытаемся выйти на себестоимость, а не на рыночную стоимость жилья. Сегодня в Петербурге правила строительства такие: нужно платить огромные суммы за землю (1 квадратный метр — 100 долларов, а у нас пятно застройки 15 000 кв.м, вот и считайте), да плюс отдать городу 10% построенного жилья.

Мы ведем переговоры с администрацией Санкт-Петербурга, чтобы убедить город помочь университету. Ведь мы собираемся строить не коммерческое жилье (там все расходы и обременения ложатся в цену квартиры), а бюджетные ассигнования Министерства образования на капитальное строительство не предусмотрены. Но в программах городского бюджета университет не учитывается, их аргумент: вы, дескать, вуз федерального подчинения, и деньги должны идти от федералов. А мы пытаемся убедить городскую администрацию, что мы все считаем себя петербуржцами, и университет является визитной карточкой Петербурга — так же, как Эрмитаж или Мариинский театр. И убеждаем их изыскать средства для помощи университету.

— И вы не теряете надежду на решение этого сложного вопроса, несмотря на неудачи? Раньше, помню, профсоюзы действовали чаще с помощью забастовок, митингов, манифестаций… Но, похоже, на митинге льготных условий для строительства жилья вряд ли добьешься.

— Каждому времени своя тактика. Вообще я — сторонник диалога, моя позиция — поиск возможностей решения конфликтов и разумных выходов из сложившейся ситуации. Сегодня в стране и в городе назрела масса нерешенных вопросов. И позиция «бомбометателей» только подогревает протестные настроения, но не решает вопросы, скажем, пенсионного обеспечения. На мой взгляд, в нынешнем положении было бы опасно подогревать эти настроения. Куда важнее пытаться анализировать причины создавшегося положения, ставить актуальные вопросы и требовать поиска их решения. Или подсказывать эти решения. Поэтому я всегда выступаю за конструктивный диалог.

Хотя существующее трудовое законодательство дает нам такие инструменты, как забастовки, акции протеста и прочее в том же духе, но крайние меры — это все же крайние меры, и когда-то они исчерпают свою эффективность. А с помощью переговоров можно решить многие проблемы. И я рад, что такую позицию председателя профкома поддерживает большинство в нашем профсоюзном комитете. Хотя некоторые считают, что надо занять более жесткую позицию.

Скажем, сегодня реформа здравоохранения не приводит к положительным результатам. И насчет медицинского обслуживания универсантов тоже ведь можно было бы сказать: государство не обеспечивает, а что мы можем сделать? Но университет нашел возможности для решения этого вопроса. Или другой пример: недофинансирование из бюджета. Но в университете созданы условия, чтобы каждое подразделение привлекало дополнительные внебюджетные источники зарабатывания денег. В результате этой деятельности растет консолидированный университетский бюджет.

— А вопросами питания профсоюзы тоже занимаются?

— В университете существует сеть буфетов и кафе, комбинат общественного питания «Гермес» в Петродворце и столовая на базе Центра делового сотрудничества и питания. И усилия профсоюзного комитета направлены на осуществление анализа организации системы общественного питания. Каковы цены, ассортимент, качество продукции? Конечно, время бесплатных завтраков прошло, в бюджете университета нет средств на дотирование питания сотрудников. И мы не можем директивно приказывать руководителям этих буфетов, столовых, кафе, но рычаги воздействия на них все же есть. Например, можно ставить вопрос о разрыве арендных отношений, если качество питания будет низким. Но это мера крайняя, лучше в диалоге с администрацией договариваться о подборе меню, ценах и качестве блюд. Или о диетическом питании, поскольку в университете довольно много сотрудников старшего возраста.

Сейчас мы готовим анкетирование сотрудников университета совместно с НИИКСИ и комиссией общественного контроля о работе пунктов питания. Когда будет эта информация, тогда можно будет делать выводы, искать разумные компромиссы по цене и качеству питания.

— Насколько совпадают интересы администрации университета и профсоюзного комитета?

— Наверное, каждый руководитель мечтает о том, чтобы никто к нему не приставал, не приносил проблемы, нерешенные вопросы. Но жизненная реальность — другая. И каждый руководитель как социальный партнер уделяет внимание обеспечению обратной связи с коллективом, чтобы знать, как реализуются управленческие задачи. Профсоюз — это прекрасный индикатор настроений коллектива. А наличие верной информации обеспечивает верные решения.

С середины 80-х мы работаем вместе с Людмилой Алексеевной Вербицкой. И за эти четверть века научились понимать друг друга, приходить к общему мнению, решать трудные вопросы. У администрации университета есть понимание важности решения социальных проблем в коллективе — чего, скажем, нет на уровне министерства или руководства города. В университете социальное партнерство реализуется ежедневно, ежечасно, ежесекундно. Важно, что есть гармония отношений, что у администрации университета есть чувство долга перед коллективом, а у сотрудников — чувство ответственности за свою работу.

— Если переводить вопрос в другую плоскость, спрошу более конкретно. Представим такую гипотетическую ситуацию: сотрудник Центра русского языка и культуры приходит на прием к председателю профкома С.Г.Еремееву жаловаться на какие-то действия… директора Центра С.Г.Еремеева? Насколько это возможно?

— В этом нет необходимости. В нашем Центре работает профбюро (председатель — Любовь Михайловна Карамышева), и все вопросы решаются. Это нормальное положение, когда проблемы решаются до того, как они перерастают в конфликт. А все конфликты между администрацией и коллективом (там, где они возникают), на мой взгляд, возникают из-за личности конкретного руководителя. По-моему, это вопрос прежде всего профессионализма руководителя. Всякое дело надо делать профессионально. У профессионалов много возможностей решать вопросы, не доводя их до крайности. А университет всегда славился своим профессиональным подходом к любому делу. Так что нам надо соответствовать этой высокой марке.  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков