Из гостей, на мой взгляд, следует отметить французского профессора Анну ЧЕН (Национальный институт восточных языков и цивилизаций), ведущего специалиста по китайской философии (главным образом по конфуцианству) на Западе; сотрудника Академии наук Франции В.В.ДОРОФЕЕВУ-ЛИХТМАН, специалиста в области пространственно-географических представлений Древнего Китая; профессора Калькуттского университета Сатьяджита ЛАЕКА, специалиста по санскриту и философии ньяя-вайшешики; буддолога Марта ЛААНЕМЕТСА, ученика Л.Мялля (крупнейшего эстонского востоковеда, обещавшего принять участие в наших чтениях в будущем году); С.В.ФИЛОНОВА (Благовещенск), ученика Е.А.Торчинова, ведущего российского исследователя даосизма. После смерти Евгения Алексеевича я составил первую полную библиографию его трудов. Впервые она была опубликована в Благовещенске в журнале «Религиоведение». В расширенном виде библиография переиздавалась в материалах Первых Торчиновских чтений. К сожалению, по вине издательств и редакторов эти публикации содержат множество ошибок и неточностей. Кроме того, для альманаха «Религиозный мир Китая» мной были подготовлены к печати некоторые статьи Е.А.Торчинова, но второй выпуск этого издания до сих пор лежит в одном из московских издательств. Богатое собрание книг личной библиотеки Е.А.Торчинова после его кончины было распределено между нашей кафедрой, библиотекой философского факультета и центром библеистики и гебраистики. Рассказывает аспирант кафедры философии религии
и религиоведения,
|
|
На первом курсе при выборе научного руководителя первым, к кому я обратился, был Евгений Алексеевич – он был, пожалуй, самой яркой фигурой на нашей кафедре. Но, услышав от него вопрос «А знаете ли вы китайский язык?», я понял, что в ближайшее время придется умерить академические аппетиты. Мне не удалось сразу заняться изучением языка, поэтому на первом курсе мой интерес к Востоку в форме научных занятий не реализовался. Но я принимал участие в мероприятиях общества молодых ученых «Традиции Востока», которое патронировалось Е.А.Торчиновым (первым руководителем общества был координатор оргкомитета Торчиновских чтений С.В.Пахомов). Мне даже предоставляли возможность выступать там с докладами – посвященными не специальной востоковедной теме, а общетеоретическим проблемам. (Занимаясь старообрядчеством, я вполне мог сказать что-то небезынтересное тем, кто занимается проблемой традиции в конфуцианстве или буддизме.) Со временем мой интерес к Востоку, прежде аморфный и вызванный, скорее, неординарностью личности самого Е.А.Торчинова, приобрел более определенные черты. В настоящий момент я занимаюсь арабистикой (хоть это и не главный предмет моих занятий).
«Путь Востока» – так называется ежегодная конференция молодых ученых, которая проводится на нашем факультете. По Восточному пути пошел и я – свое место на нем я нашел именно благодаря Евгению Алексеевичу, который превратил для меня Восток из чего-то отдаленного, экзотического в доступный для изучения предмет.
– Кандидат философских наук, старший преподаватель нашего факультета Сергей Владимирович Пахомов был учеником Е.А.Торчинова, — продолжает рассказ Петр Нешитов. — Он написал под руководством Евгения Алексеевича кандидатскую диссертацию и в настоящее время является одним из ведущих специалистов по тантре в России.
|
Сергей Владимирович больше занимается тантризмом, который оперирует терминами из индуистской традиции.
Как ученик Е.А.Торчинова, С.В.Пахомов инициировал проведение Торчиновских чтений. Евгений Алексеевич покинул нас в июле 2003 года, а уже в феврале 2004 года прошли Первые Торчиновские чтения.
Определенный успех был достигнут уже тогда: в первых чтениях приняли участие около тридцати человек. Участники приехали из разных городов России, а также Украины.
Вторые Торчиновские чтения проходили уже при моем участии в качестве секретаря оргкомитета. Оргкомитет возглавила профессор Марина Евгеньевна Кравцова – доктор филологических наук, и.о. заведующего кафедрой философии и культурологии Востока, ведущий в нашей стране специалист по истории культуры и искусства Китая. Вторые чтения уже стали заметным событием в востоковедческой жизни нашей страны. Круг городов, делегировавших своих представителей, расширился. Из одного только из Киева приехали девять участников, а кроме того, было представлено полтора десятка городов России. Во Вторых Торчиновских чтениях приняла участие специалист по русской культуре из Японии Нагако Сираи, – это был первый шаг на пути к тому, чтобы конференция приобрела международный характер.
Вторые Чтения отличались богатством проблематики и во много сформировали парадигму конференции вообще – Третьи чтения проводились по той же схеме, которая была выработана во время Вторых (это касается, в первую очередь, предложенных к обсуждению тем и набора секций).
|
Сейчас настало время подводить итоги Третьих Торчиновских чтений. Состав участников увеличился. Международный характер конференции стал еще более выраженным – в этом году у нас было шесть участников из дальнего зарубежья (они представляли Индию, Францию, Польшу и Эстонию). Сегодня Чтения можно с полным правом назвать мероприятием традиционным, которое, к тому же, вызывает в научных кругах значительный резонанс.
Из сотрудников нашего факультета, выступивших с докладами на Чтениях, я бы отметил профессора М.Е.Кравцову, чье сообщение было посвящено государственной религии Древнего Китая; профессора А.С.Колесникова, выступившего с докладом на тему «Амин ар-Рихани: мост между Востоком и Западом»; старшего преподавателя А.В.Парибка, ведущего российского специалиста по палийскому диалекту, на котором написан буддийский канон Типитака, что дословно переводится как «три корзины мудрости». Кроме того, приятно отметить, что в чтениях приняли участие преподаватели и студенты восточного факультета СПбГУ, а также сотрудники Института востоковедения, Института философии, Института антропологии и этнографии РАН.
– Я окончил Тартуский университет в 1985 году как психолог, но уже в студенческие годы стал заниматься буддизмом и востоковедением под руководством самого известного в Эстонии, одного из самых выдающихся в бывшем Советском Союзе буддологов и востоковедов –Линнарта Мялля.
|
В Тартуском университете, на философском факультете – который охватывает у нас все гуманитарные науки: историю, языкознание, собственно философию (это самый большой факультет), – есть Центр востоковедения (Centre for Oriental Studies). Он относится к историческому отделению. Центр – это небольшая исследовательская группа под руководством господина Мялля. Занимаемся мы, в первую очередь, махаянскими сутрами.
Мы занимаемся историко-филологическим изучением священных текстов (сутр) Махаяны.
В Тартуском университете довольно развита и широко представлена такая область гуманитарного знания, как семиотика (сегодня всем известна Тартуско-Московская семиотическая школа, сложившаяся уже в 1960-е годы). Семиотика имела довольно сильное влияние и на нашу область – Л.Мялль в 60-70-е годы много сотрудничал с семиотиками. Так что наш путь мы считаем историко-семиотическим.
На религиозные махаянские тексты мы смотрим в первую очередь как на исторические источники. Наш метод можно определить как структуральный: путем исследования внутренней структуры текста мы пытаемся найти смысл, который в него заложен. В отношении литературного стиля и структуры эти тексты очень сложны.
В традиционном буддизме Китая и Тибета махаянские сутры понимаются как «истинное слово Будды» и интерпретируются некритично, как чисто религиозные тексты. В Китае на основе этих сутр уже в древние времена формировались различные философские школы – именно в духе старых философских школ они и до сих пор интерпретируют эти тексты. Западный путь другой.
– Петербургская школа востоковедения имеет давние традиции. Есть ли у вас контакты с петербургскими коллегами?
– В советские времена контакты были очень тесными. Л.Мялль получил свое востоковедческое и буддологическое образование в Москве и в Петербурге и очень много сотрудничал с российскими учеными. После распада Советского Союза и восстановления Эстонией независимости эти связи стали более редкими. Сам я последний раз был в Петербурге тринадцать лет назад.
|
В прошлом году я был на стажировке на Тайване. Там я встретил Кирилла Солонина, который заведует здесь кафедрой философии и культурологии Востока. Мы беседовали и вместе высказали идею, что надо больше сотрудничать. Меня пригласили на конференцию, и я очень рад, что у меня была возможность выступить с докладом и пообщаться с коллегами. Я думаю, что наши традиционные связи будут возобновлены.
– Торчиновские чтения могут к этому послужить.
– Да, конечно. Эта конференция – очень хороший повод сюда приехать.
Однако конференция и сама по себе очень интересна. Можно услышать, какие идеи высказывают русские и украинские коллеги, какие проводят исследования.
– Что вам показалось особенно интересным, что запомнилось?
– Конференция очень обширная, и большинство выступлений я, к сожалению, не слышал... В буддологической секции доклады были очень интересные. Первым я, наверное, назвал бы доклад А.В.Парибка – можно сказать, что он тоже принимает структуральный подход, изучая тексты раннего буддизма. В секции Дальнего Востока мне был очень интересен доклад Анны Чен из Франции.
– Что значимого для буддологии происходит сегодня в Тарту?
– В Эстонии, кроме Центра востоковедения, уже четвертый год действует не относящийся к университету, негосударственный Институт буддизма. Через этот институт мы осуществляем просветительскую работу – распространяем информацию о буддизме. Вы знаете, что у вас, у нас и везде на Западе буддизм год от года становится все более популярным. Интересующихся много, но получить о буддизме научного вида информацию и буддологическое образование трудно. Поэтому мы основали институт, где есть лекционные курсы, семинары, и желающие могут изучить санскрит, классический китайский или тибетский языки.
Открываются, таким образом, два пути: академический путь – через университет, и путь просвещения в институте.
|
– В России сегодня велик интерес к буддизму, как никогда он стал оказывать влияние на массовую культуру.
– С российскими буддистами у нас есть связи. В Петербурге живет Андрей Терентьев, издающий журнал «Буддизм в России» – мы получаем номера этого журнала и в курсе, что здесь происходит.
С тех пор как буддизм стал распространяться на Западе, он сразу стал влиять на массовую культуру. В 60-е годы в Америке и в Западной Европе был популярен дзэн-буддизм, пришедший из Японии – он имел очень сильное влияние на движение хиппи. Сейчас популярность дзэн-буддизма стала немного ниже, но очень популярен тибетский буддизм тантристского направления – он стал уже частью массовой культуры. Многих молодых людей на Западе буддизм привлекает своей экзотичностью, ритуалами и так далее – но о сути буддизма у них очень ограниченные представления.
Мы думаем, что именно образование – очень важно. Роль образования в становлении человека я подчеркивал и в своем докладе.
– Не могли бы вы немного рассказать о вашем докладе?
– Мой доклад был посвящен Гандавьюхасутре – одному из важнейших текстов Махаяны (я буду продолжать исследование этого текста – это мой докторский проект; вскоре я буду защищать докторскую диссертацию, тема которой «Гандавьюхасутра как исторический источник»).
По-моему эта сутра звучит очень современно и ничуть не утратила своего значения.
– Вы были у нас 13 лет назад. Бросаются ли в глаза какие-то изменения?
– У меня пока не было возможности гулять по городу. Я хотел бы придти на Невский, посмотреть, что стало по-другому. Наверное, увижу развитие коммерциализации – как и у нас... Вокруг Балтийского вокзала ничего особенно нового не было. Появились ларьки. Вокруг университета – все как раньше. Конечно, в помещениях кафедр появились компьютеры...
– Вы отметили какие-то изменения в людях?
– Трудно сказать. По моему впечатлению, нет очень больших изменений. Может быть, люди стали более открытыми... Выглядеть люди стали лучше – я об одежде. Видно, что общество развивается, как и у нас в Эстонии – там изменения очень большие, если сравнивать с тем, что было 15 лет назад. У нас, я думаю, изменений больше, чем здесь. Но я не успел погулять по городу, и мои впечатления очень субъективны.
Беседовал Вадим Хохряков
© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков