Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3726), 7 марта 2006 года
от первого лица

Л.А.Вербицкая:
«Необходимо повышать статус
университетского преподавателя и ученого»

Группа компаний РБК работает в сферах масс-медиа, специализируясь на деловой информации. Ежегодно РБК проводит конкурс на соискание национальной премии «Персона года». Цель этой акции – содействовать достижению единства между бизнесом, обществом и государственной властью. Лауреатами премии становились спикер палаты российского парламента Сергей Миронов, министр экономического развития и торговли Герман Греф, академик Жорес Алфёров. Персона года, по мнению руководителей РБК, – это человек, олицетворяющий значимую тенденцию развития страны, формирующий будущее России. Премия «Персона года» за 2005 год вручена ректору нашего университета Людмиле Алексеевне Вербицкой.

Л.А.Вербицкая

Л.А.Вербицкая

Держу в руках солидную деревянную доску с металлическими барельефами – награда и впрямь впечатляет.

– Приятно, конечно, – улыбается Людмила Алексеевна, – но ведь мы все хорошо понимаем, что помимо персональной оценки деятельности ректора, основной смысл присуждения премии – отметить заслуги старейшего в стране Санкт-Петербургского университета.

– Насколько я понимаю, о пройденном напоминает этот приз, а основное содержание первых месяцев 2006 года – планы на будущее, работа по дальнейшему развитию образования и науки в современном быстро меняющемся мире?

– Не совсем так. На состоявшемся недавно заседании коллегии Министерства образования и науки прежде всего говорили об итогах минувшего года. Руководитель Федерального агентства по образованию Г.А.Балыхин констатировал, что ситуация в последнее время изменилась во многом к лучшему: вузы получили средства на обновление оборудования, пополнение библиотек, капитальный ремонт и строительство. Но, конечно, в основном речь шла о перспективах. Сделан уже хороший задел для развития образовательных процессов. В конце декабря принята федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Стратегическими задачами программы являются совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования, совершенствование экономических механизмов. Кроме того, нас ознакомили с методическими рекомендациями по реализации приоритетной национальной программы образования. В проекте постановления правительства «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» подчёркивается, что ежегодно вузы на конкурсной основе смогут получать солидную бюджетную поддержку, если создают и вводят в практику образования новые качественно усовершенствованные методы и формы. Примечателен и проект указа президента РФ «О государственной поддержке способной и талантливой молодёжи». В нём предполагается учредить на 2006-2008 годы ежегодно 2500 премий в размере 60 тыс. руб. на каждого для государственной поддержки способной и талантливой молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. И что мне особенно приятно, в конце декабря правительство подписало федеральную целевую программу «Русский язык (2006-2010 г.)».

– У вас была возможность выступить на заседании коллегии?

– Конечно. Прежде всего, я говорила о самой важной проблеме, стоящей сегодня перед высшим образованием – его качестве. Мне кажется, что это должно стать приоритетным направлением функционирования всех проектов и программ, заложенных правительством и министерством. Впрочем, по цифрам, с которыми нас ознакомили, можно составить представление о том, насколько возросла заинтересованность правительства в нашей сфере: в прошлом году на образование было выделено 89 млрд руб., в этом году в бюджете заложено 132 млрд. Правда, сейчас решается вопрос о внебюджетных финансовых поступлениях (в прошлом году они составляли 68,8 млрд руб.). Есть идея на основе поправок в бюджетный кодекс регулировать в министерстве внебюджетные поступления.

Конечно, я уделила внимание и тому, как идёт в нашей стране Болонский процесс. К сожалению, надо констатировать, что есть вузы, которые воспринимают этот интеграционный и полезный для развития отечественного образования процесс чисто утилитарно – практически не меняя ничего, «вписаться» в систему дипломов европейского уровня.

В который раз я говорила о вузовской науке, о необходимости финансирования и вливания новых сил и средств именно в вузовскую науку, так как основные научные кадры, а также молодое пополнение сосредоточены именно в университетах. Если сравнить с учреждениями академий наук, то в среднем каждое из них готовит пять аспирантов в год. Смешно даже сравнивать с одним нашим университетом, где ежегодно диссертации защищают сотни аспирантов. Поэтому я ещё раз говорила о том, что правительство должно пересмотреть отношение к системе вузовской науки. Ну и, конечно, как я уже сказала, с большим удовлетворением я отметила появление федеральной программы «Русский язык».

Было очень приятно, что практически все тезисы моего выступления поддержали коллеги. А особенно запомнилось выступление профсоюзного лидера Г.И.Меркуловой – достаточно эмоциональное и аргументированное.

– Скажите, пожалуйста, ощущали ли вы такую же поддержку коллег на заседании правления Союза ректоров, которое прошло вслед за заседанием коллегии министерства?

–Выступление главы Карелии Сергея Катанандова было во многом созвучно моему пониманию развития образовательных и научных проектов в России. На заседании правления Союза ректоров многие говорили о воспитании молодёжи в вузах, о статусе преподавателя, о необходимости адекватной оценки его труда, создания таких условий для работы, при которых преподавателю не нужно искать дополнительный заработок, а следовательно, он может более углублённо относиться к своим прямым обязанностям.

Говорили и о качестве образования. Основным содержанием заседания правления ректоров было обсуждение доклада, подготовленного к Государственному совету, который состоится 24 марта. Если учесть, что предыдущий Госсовет проходил пять лет назад, то предложений, замечаний, новых идей коллегами было высказано немало – на сегодняшний день стали более чётко очерчены проблемы развития образования в информационном обществе. Кстати, многое из выступлений ректоров было включено в качестве предложений в документ, который готовится к Госсовету.

– Людмила Алексеевна, понятно, что изменения, которые происходят и готовятся в образовательной сфере, в числе прочего призваны улучшить материальное положение людей, занятых в образовании и науке. Я, например, не сомневаюсь, что мы доживём до таких времён, когда преподаватель и учёный будут получать не менее 30 тыс. руб. в месяц. Но это в будущем, а как обстоят дела сегодня?

– Вы же сотрудник университета и, наверное, на собственном кошельке ощущаете, как сказывается финансовое положение университета на заработной плате. Мы стараемся практически каждый месяц выплачивать дополнительные деньги к зарплатам универсанта. Довольно значительную премию наши преподаватели и сотрудники получили к Новому году. Сейчас мы планируем дополнительные выплаты. Я только хочу напомнить, что иногда нам не удаётся найти суммы на доплаты, и вот тогда универсант искренне недоумевает, отчего ему «уменьшили оклад». На самом деле наши мизерные оклады остаются неизменными – дело как раз в дополнительных выплатах. И может быть, это хорошо, что люди недоумевают, значит, получать достаточно приличные суммы денег стало привычкой. Может быть, это маленький, но всё-таки шаг в сторону повышения статуса университетского преподавателя и учёного.  

Наталия Кузнецова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков