Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3725), 22 февраля 2006 года
23 февраля — День защитника Отечества

В честь дедушки

Меня назвали в честь дедушки, Николая Васильевича Карнаухова, 1908 г. р. С детства я слышал рассказы о нем, но они стали столь привычными, что попросту «пролетали» мимо ушей. Для поколения 1960-х годов деды, не вернувшиеся с войны или умершие от ран после нее, были явлением, если не сказать рядовым, то привычным, обыденным.

Дед погиб, когда ему было 35 лет. Наверное, нужно было перешагнуть собственное 35-летие, чтобы понять, что уходить в таком возрасте слишком рано…

В отличие от многих семей, где предвоенные и военные фотографии большая редкость, моя семья обладает огромным архивом, но военных фотографий деда там нет. Нет, потому что их, вероятно, и не было.

Н.В.Карнаухов начал свой трудовой путь электромехаником на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А.Жданова. Врожденная грамотность, целеустремленность, сила воли и природное ораторство привели к тому, что в середине 1930-х годов Николай Васильевич становится инструктором Кировского райкома партии Ленинграда и курирует работу партийной организации Судостроительного завода.

С бабушкой, Марией Ивановной Карнауховой (дев. Первушина), они жили на одной улице, возле Кировского завода. Дед долго ухаживал за ней, ожидая, когда она подрастет, чтобы жениться. Свадьба состоялась 4 июля 1932 г. Они прожили душа в душу чуть более 10 лет. В конце 1936 г. родилась дочка Эльвира (моя мама), а в 1937 г. молодой семье Карнауховых в построенном Судостроительным заводом доме на проспекте Стачек дали большую комнату с балконом в коммунальной квартире. Дом находился (да и сейчас мы там живем) недалеко от Судостроительного завода, где работали молодые Карнауховы, и недалеко от Красненького кладбища, где будут похоронены все родственники, погибшие в дни блокады Ленинграда.

Мария Ивановна Карнаухова  (дев. Первушина). Фото конца 1930-х годов Николай Васильевич Карнаухов. Фото конца 1930-х годов

Мария Ивановна Карнаухова (дев. Первушина). Фото конца 1930-х годов

Николай Васильевич Карнаухов. Фото конца 1930-х годов

Начало войны застало Николая Васильевича в Москве, где он обучался в Высшей партийной школе. Перед отъездом на фронт он заехал проститься с семьей. Прощания почти не получилось: удалось только бросить взгляд на семью и помахать им рукой. Маленькая Эльвира очень отчетливо запомнила, как прогудела внизу машина, и мама Маша, взяв дочку на руки, вышла на балкон. На проспекте стояла открытая «эмка», отец был в форме, в портупее, и, не выходя из машины, помахал им рукой и уехал. Ребенок, конечно, ничего тогда не понял, да к тому же заградительные аэростаты, висевшие над городом, куда больше привлекали ее внимание. Это была последняя встреча семьи Карнауховых. В 1943 г. пришла «похоронка», а позднее и письмо друга…

Много лет бабушка искала какие-нибудь сведения о муже. Бесконечно приходили ответы, не оставляющие надежду. Спустя почти 20 лет, в начале 1960-х годов, в газете «Комсомольская правда» была напечатана статья «Братство» об антифашистском мятеже в концентрационном лагере Дахау в 1944 г., где среди участников «братства» названа и фамилия моего деда.

Документов, подтверждающих этот факт, нет. Вели ли бабушка и мама после этой статьи дальнейшие поиски — я не знаю. Но теперь, когда все документы сосредоточены у меня в руках, этот поиск попробую провести я сам.  

Николай Сохор,
студент исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков