Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3725), 22 февраля 2006 года
23 февраля — День защитника Отечества

Там, где была война

О лыжном походе, посвященном
62-й годовщине Победы под Ленинградом

Двадцать восьмого января группа в составе 15 человек отправилась в очередной (5-й по счету) лыжный поход по передовой линии обороны Волховского фронта, посвященный 62-й годовщине Победы под Ленинградом. На электричке прибыли в 10:15 на станцию Апраксин. Было тепло, температура минус 4–5 градусов, полное безветрие, настроение у всех чудесное.

По насыпи железной дороги прошли вперед метров 800–900, встали на лыжи. По диспозиции нам необходимо было пройти лесом около километра, чтобы выйти на место бывшей деревни Тортолово, которая в годы войны была мощным опорным пунктом немцев, и за который в 1941–1943 годы шли упорные и кровавые бои. Однако наша первая попытка успехом не увенчалась — мелкий кустарник, стоявший стеной и легший под тяжестью снега на землю, чрезвычайно затруднял передвижение. Выискивая удобную дорогу, мы взяли сильно вправо и вышли на железную дорогу. Вторая попытка тоже не увенчалась успехом, в этот раз нас унесло влево. Время шло, а движение вперед было минимально. Учитывая фактор времени, внесли в диспозицию корректировку.

По железной дороге прошли в обратном направлении метров 400, к ручью Березовому. Через 2 км пути оказались в районе бывшего поселка «1-го Эстонского», который в годы войны тоже являлся мощным опорным пунктом врага на пути к станции «Мга». Сейчас на этом месте располагается садоводство. Ничто не напоминает здесь о тех кровавых и тяжелых боях, которые вели бойцы Волховского фронта летом–осенью 1942 г. Думаю, это место достойно того, чтобы быть отмечено памятным знаком.

По грунтовой дороге, появившейся недавно, двинулись к речке Черной, которая в годы войны разделяла противоборствующие стороны. Дорога проходит через огромное поле. Еще одно безымянное поле войны, на котором прервались жизни тысяч бойцов и командиров Красной Армии. По рассказам ветеранов и местных жителей, оно было забито искореженной нашей и немецкой техникой. Это безымянное поле тоже достойно того, чтобы и здесь стоял памятник защитникам Ленинграда.

Через 2,2 км пути мы стояли на мосту речки Черной. Несмотря на морозы, речушка, которую без всякого напряжения можно перепрыгнуть, в этом месте не замерзла. Подождали отставших, отдохнули и двинулись по разбитой проселочной дороге Келколово—Путилово к Двору охраны (домик лесника). Отрезок пути в 4,3 км требовалось пройти максимально быстро. Дорога, разбитая лесовозами и, наверное, никогда не ремонтировавшаяся, позволяла идти только по одной колее, оставленной колесами машин. Наша женская команда в составе Анны Кравченко, Елены Оскоцкой, Ольги Никитиной рванула вперед и первой достигла цели.

В годы войны эта дорога была единственной грунтовой дорогой Волховского фронта, по которой во время Синявинской наступательной операции летом–осенью 1942 г. войска получали все необходимое для боя. Самолеты врага гонялись здесь за отдельной повозкой и машиной. Вдоль дороги — окопы, траншеи и бесчисленное количество воронок от бомб, снарядов, мин. Не одну сотню погибших воинов «подняли» здесь поисковики. Солдаты Волховского фронта уже тогда назвали эту дорогу «дорогой смерти». Этот участок тоже достоин памяти потомков. Думаю, здесь можно установить два памятных знака, один — у моста р. Черная, другой — у кордона лесника. На пути к дому лесника сделали остановку у бывшей деревни Гайтолово, произвели салют, возложили у въезда цветы. Заезжать в бывшую деревню, за которую в 1941–1943 годах были пролиты реки крови, не стали. Причина одна — серое здание свинофермы, возведенной Министерством обороны в 1980-е годы, отбивает всякую охоту видеть такой позор. Только у нас возможно такое, когда на местах сражений ставят не памятники в назидание потомкам, а свинарники и курятники. Перевели дух у кордона лесника. Кругом тишина, только группа милиционеров, выехавшая на поимку браконьеров, ведет непрерывный огонь по мишеням, тренируясь в меткости.

От кордона лесника отрезок пути в 2,5 км прошли очень быстро. Снега в лесу немного, кое-где из земли торчат бетонные колпаки разбитых огневых точек. Тишина, даже не верится, что здесь шла война.

У взорванного моста форсировали замерзшую речку Черную и вступили в места, неплохо нами изученные за время поисковых экспедиций — бывшая деревня Гонтовая Липка, роща Круглая. До конечной цели осталось совсем немного — 6 км. Время 16:30, немного подмораживает, начинает смеркаться. Все устали, но держатся молодцами. Производим салют из ракетницы, возлагаем цветы.

Последний 10 минутный отдых сделали в районе Рабочего поселка № 7, до финиша — 2 км. Наши девушки снова рванули вперед навстречу вкусному обеду. В 17:50 основная группа лыжников дошла до цели, через 10–15 минут подтянулись отставшие. Наш тыл во главе с

Т.Е.Сохор встретил нас отменным обедом. Рассольник, стаканчик глинтвейна и кружка чая быстро вернули всех в радостное настроение. В 18:30 погрузились в автобус и отбыли в город. Сложный 17-км поход благополучно завершен.  

Е.В.Ильин,
командир поискового отряда «Ингрия»,
доцент исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков