Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3725), 22 февраля 2006 года

Ближний Восток:
история и современность

Палестина веками была известна русскому обывателю, прежде всего как Святая Земля. Она была тесно связана с Россией благодаря поколениям паломников, привлекала большое внимание исследователей. Один из них — профессор Николай Николаевич ДЬЯКОВ, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока.

Сфера его научных интересов — история арабского Магриба: Алжира, Марокко и Туниса, а также история российско-арабских отношений. Н.Н.Дьяков долго жил и работал в арабских странах, включая Ирак, Алжир, Марокко и так далее. Столь актуальная сегодня палестинско-израильская тематика изучалась и изучается на кафедре в рамках ряда курсов по истории стран Ближнего Востока. Более десяти лет кафедра участвует в программе подготовки аспирантов и магистрантов для Палестины, Израиля и других стран региона... Но сегодня мы обсуждаем не только историю, но и недавние события, о которых говорит весь мир.

— Вначале напомним основные даты:

  • 638 г. — взятие Иерусалима мусульманами: праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб вступил в город, произведя впечатление на жителей своим аскетическим видом сурового аравитянина.
  • 1099 г. — взятие Иерусалима крестоносцами и начало векового противостояния христианского Запада и мусульманского Востока на Святой Земле.
  • 1517 г. — включение Палестины в состав Османской империи.
  • 1917 г. — 2 ноября Англия узнала одновременно об Октябрьском перевороте в России и о декларации своего министра иностранных дел лорда А.Бальфура, о намерении Лондона поддержать строительство еврейского национального очага в Палестине.
  • май 1948 г. — образование еврейского национального государства: окончание действия британского мандата и начало Палестинской войны — первого широкомасштабного арабо-израильского конфликта.
Н.Н.Дьяков

Н.Н.Дьяков

Самые ранние свидетельства русских паломников о Палестине относятся к рубежу XI-XII вв. Палестина и христианское население Сирии всегда были связаны с русской культурой. После создания Императорского Палестинского Православного общества в 1882 г. контакты России со Святой Землей стали еще интенсивнее. Создавались «московитские» школы, где преподавали выходцы из России, палестинцы и сирийцы учились и в русских семинариях. На рубеже XIX-XX вв. уже тысячи жителей Палестины, прежде всего арабы-христиане, свободно объяснялись по-русски. Это отмечали многие наши соотечественники-паломники. Практически везде на территории Сирии, Ливана и Палестины они могли передвигаться без переводчика... Тогда же, на рубеже XIX-XX вв., на первой волне иммиграции — алии в Палестине появились и еврейские переселенцы из России. Успешные действия англичан в Палестине в годы Первой мировой войны определили последующие три десятилетия развития ее в рамках британского мандатного режима.

— Получается, что ситуация в начале ХХ века и ситуация в начале XXI века противоположны. Тогда начал строиться Еврейский национальный очаг в Палестине, а сейчас Палестинская автономия в составе государства Израиль...

— Вопрос довольно сложный. С одной стороны, сегодня многие израильские политические деятели и партии признают право Палестины на существование, право иметь свое государство, в то же время есть и немало противников-радикалов, которые утверждают, что в истории никогда не было не только такого государства, но и такой страны, как Палестина. С другой стороны, и государство Израиль признается далеко не всеми палестинцами. А ХАМАСом пока и вообще отвергается...

Проблема заключается в том, что, как и в других регионах Востока, в Передней Азии в древности, да и в средние века, не было четких межгосударственных границ. Палестина входила в состав владений финикийцев и греков, Римской империи и Арабского халифата, держав мамлюков и Османов, не имея при этом национальной государственности. Между тем ее население и в прошлом представляло собой достаточно выраженную этнокультурную группу. Многие деятели локального национализма среди палестинцев, ливанцев, сирийцев и сегодня возвращаются к своим ханаанским или финикийским истокам. Так же, впрочем, как египетские националисты порой вспоминают о великом прошлом эпохи фараонов, а, например, в Ираке подчеркивается величие ассиро-вавилонского наследия. Все эти идеи поддерживают патриотические чувства местных жителей, хотя они мало сочетаются с панисламской идеей единства мусульманской общины — уммы, приоритета веры — ислама, над национальной принадлежностью. Так же, впрочем, как и в христианстве: «нет ни эллина, ни иудея...»

— А если от истории вернуться к современности?

— Реакция самих палестинцев и арабского населения Израиля на итоги выборов в Палестине была сложной. Результат выборов неожиданный, хотя и вполне закономерный. Это — итог многолетней конфронтации на земле Палестины, у границ Израиля. Прямой итог политического развития в последние двадцать лет. Начавшаяся в 1980-е годы геополитическая перестройка прямо затронула Ближний Восток. На палестинской арене выдвинулись тогда новые радикальные силы. Война в Афганистане, распад СССР и всего «восточного блока», крах социалистических и революционно-демократических идеалов, все это вело к тому, что возникший идеологический вакуум быстро заполнялся новыми, а точнее, возрожденными идеалами. Для мира ислама, конечно, это были идеи возврата к первоистокам веры во всей ее чистоте.

Как известно, роль ислама не ограничивается лишь религиозной сферой, по сути, это всеобъемлющая система, которая охватывает философию и право, практически все стороны общественной жизни и быта. Стоило леворадикальным идеям продемонстрировать свою несостоятельность, как в Передней Азии и в самой Палестине с новой силой возникают радикальные исламские движения. Яркий пример — «Движение исламского сопротивления» (ХАМАС). Исторически в Палестине формировались два крыла национального движения: с одной стороны — леворадикальные, революционно-демократические тенденции, которые представляло основанное в 1959 г. «Движение освобождения Палестины», ФАТХ, а с другой стороны — ряд исламистских групп, в частности ХАМАС, основанный в 1987 г. Такой процесс, впрочем, был характерен и для других стран региона. ФАТХ, военно-политическое крыло Палестинского движения сопротивления, выдвигал социально-политические лозунги. Между тем отец-основатель ХАМАСа Ахмед Ясин — лидер «Братьев-мусульман» в секторе Газа — вернул идею национального сопротивления в религиозные рамки. ХАМАС и стал локальной, палестинской фракцией «Ассоциации братьев-мусульман» — широкого движения, возникшего еще в конце 1920-х гг. в Египте, в период противостояния национальных и колониальных сил.

— Это расклад политических сил в стране. А что народ? Почему палестинцы поддержали ХАМАС?

Полное название ХАМАСа — “Исламское движение сопротивления” (по-арабски: Харакат аль-мукавама аль-исламия).

Полное название ХАМАСа — “Исламское движение сопротивления” (по-арабски: Харакат аль-мукавама аль-исламия).

— Тому было немало причин социального порядка. Как известно, для стран Ближнего Востока характерен демографический подъем. Уровень роста населения достигает здесь 3-4% в год. Жители мусульманских стран в возрасте от 15 до 35 лет составляют до двух третей населения. Молодежь Палестины сталкивается с безработицей и многими другими социальными проблемами. На оккупированных Израилем землях безработица составляет подчас больше 30%. Молодое динамичное общество, но не обеспеченное работой. Арабы Израиля также сталкиваются с подобными проблемами, но там они решаются успешнее, хотя и существуют заметные диспропорции в развитии социальной сферы между еврейским и арабским населением. В Декларации об образовании Израиля в 1948 г. отмечалось, что это будет демократическое государство, которое обеспечит равные условия социального развития для всех групп населения — как для евреев, так и для арабов мусульманского или христианского вероисповедания. Однако этот принцип далеко не всегда соблюдался в Израиле.

Еще острее эти проблемы стоят на оккупированных землях, где после 1967 года были созданы сотни еврейских поселений. Большая часть палестинских арабов оказалась за пределами своих исторических мест обитания: в Сирии, Иордании, Ливане и так далее. При каждом же очередном военно-политическом конфликте в первую очередь страдает гражданское население Палестины. И в самом Израиле это ощущается, поскольку функционирование многих отраслей экономики, прямо зависящих от пришлой рабочей силы, оказывается под угрозой: например, предприятий сервиса, общепита, обслуживания туристов. Когда блокпосты перекрывают доступ работникам-палестинцам в Израиль, это ведет к общей социальной напряженности.

В моменты обострения палестино-израильского конфликта леворадикальные идеи ФАТХа или, например, Народного фронта освобождения Палестины встречают меньшую поддержку. Основная часть палестинцев с достаточно низким уровнем образования поддерживает традиционалистские лозунги — именно так ХАМАС и набирал силу. И январские выборы 2006 года — это вполне логичный итог развития событий, драматического развития: весной 2004 г. израильскими силами были уничтожены лидеры ХАМАСа Абд аль-Азиз Рантиси и шейх Ахмед Ясин, в ноябре 2004 г. скончался лидер ФАТХа и ООП, глава Палестинской автономии Ясир Арафат. В итоге в Палестине возник известный политико-управленческий вакуум — оба крыла ПДС лишились своих вождей. Этот сложный поворот способствовал активизации ХАМАСа и других радикальных военизированных групп, включая резко оппозиционное движение «Исламский джихад», которое выступило и против ХАМАСа, и против ФАТХа.

— Как события могут развиваться завтра?

— Выборы 25 января показали настроения в палестинском обществе, но одновременно потрясли не только Палестину. Страна оказалась на пороге важного решения: поддержать радикальный курс своего нового руководства либо сохранить возможность компромисса с Израилем и, следовательно, саму возможность социально-экономического выживания... После известного шока Израиль пошел на выделение дополнительных финансовых средств Палестинской автономии, а лидеры ХАМАСа вступили в переговоры о финансовой помощи с руководством Египта и других арабских стран. Речь, прежде всего, идет о сохранении стабильности, хотя бы зыбкой. Это непросто, поскольку и та, и другая сторона, имея опыт вековой конфронтации, подчас склонны лишь к крайним мерам.

Пока речь идет о поиске путей хотя бы временной политической стабильности. ХАМАС заявляет о том, что готов определить срок такого взаимодействия, хотя до сих пор даже формально не отказался от одной из центральных своих целей — покончить с государством Израиль. Прежнее руководство автономии и находящийся ныне у власти Махмуд Аббас заявляют о том, что от лидеров ХАМАСа и Израиля потребуются серьезные усилия для сохранения мира и стабильности.

— К событиям в Палестине «примкнули» скандал с карикатурами на пророка Мухаммеда в западной прессе и атомный конфликт в Иране...

— Все это — единый сложный клубок проблем. Такие шаги провоцируют взрыв на Ближнем Востоке. Выясняется, что карикатуры на пророка в датской газете появились еще осенью, а в январе были перепечатаны в Норвегии. Некоторое время никакой реакции не было. Скандал вокруг этих карикатур во многом искусственный, но он раздувается в опасной ситуации, и так уже чреватой колоссальным взрывом на Востоке.

Можно только предполагать, кто заинтересован в таком развитии событий. Хочется надеяться, что трезвомыслие все же возобладает над интересами влиятельных военно-политических сил. Но военные бюджеты, как всегда, требуют своего. Напомню не такие уж старые газетные байки о том, что даже шнурки для армейских ботинок обходятся налогоплательщику (конечно же, западному) подчас на порядки дороже, нежели простые «гражданские» шнурки!.. Слишком большие средства выделяются в этом мире на войну. Эскалация же этих расходов напрямую зависит от политических процессов, и наоборот. В Палестине и с той, и с другой стороны также речь идет об амбициях влиятельных «партий войны» огромные средства идут на поддержание сколь необходимой, столь и недостижимой безопасности для Израиля и Палестины.

— Ваши прогнозы?

— Думаю, что здравый смысл возобладает — и та, и другая сторона не пойдут на самоуничтожение. Хотя этот рубеж практически уже достигнут. Несколько успокаивающе подействовало сообщение о том, что, несмотря на все сложные события, израильское руководство предпринимает некоторые шаги доброй воли, например, как уже говорилось, выделяет дополнительные финансы для Палестины. Очевидно, что Израиль готов идти на уступки, оказать политическое и экономическое содействие Палестинской автономии для обеспечения мира у своих границ.

Периоды затишья между Израилем и его арабскими соседями с большой благодарностью воспринимаются основной частью как израильского, так и палестинского населения. Люди понимают, что только совместное развитие, обустройство этой земли, разорванной политическими границами и блокпостами, может обеспечить благополучие той и другой стороны. Лишь это позволит, хотя бы частично, решить проблемы безработицы среди палестинских арабов, поможет обеспечить конкурентоспособность и для ряда отраслей израильской экономики благодаря использованию доступной и лояльной рабочей силы.

Ведь при малейшей напряженности на своих границах Израиль теряет доходы от международного туризма. А это немалые потери, которые не всегда могут быть компенсированы кредитами или финансовой помощью извне. Как и прежде, от мира и стабильности в этой части Ближнего Востока зависит безопасность и будущее всего региона. Мир у стен «Города мира» — Иерусалима — вполне возможен. В Израиле мне приходилось бывать в еврейских домах, где гостили и арабы — бедуины, мусульмане и христиане. Дух мира царил в стенах израильских университетов, серьезных противоречий не было заметно среди разных групп студенческой молодежи, которые в мирном общении лишь обогащались, осваивая культуру и язык друг друга.

— Какова роль России?

— Значительная часть арабов Израиля и Палестины традиционно сориентирована на Россию. Немало палестинцев обучались в СССР. И в Палестине, и в Израиле вы можете встретить много русских жен-красавиц — как у арабов-мусульман, так и в семьях арабов-христиан. Большую роль играет, конечно, и русскоязычная еврейская община Израиля: из 6 млн жителей этой страны, пожалуй, более половины имеют российские корни разных поколений. Это важный фактор развития государства Израиль. Интересно, что подчас и на бытовом, и на бизнес-уровне арабам и евреям бывает легче найти контакты друг с другом с помощью общего для них «великого и могучего» русского языка.

Возвращаясь к общим вопросам, надо сказать, что Россия, к сожалению, может столкнуться в данном регионе с серьезными геополитическими проблемами. Речь идет о новых попытках перераспределения сфер влияния и контроля над жизненно важным, нефтеносным районом планеты. Как известно, здесь сосредоточено до трех четвертей мировых запасов самой высококачественной нефти, месторождения которой расположены, прежде всего, в Аравии, Ираке и Иране. Нефтеразведка, проведенная в странах региона в последние годы, позволила еще оптимистичнее оценить имеющиеся там залежи «черного золота».

Геополитическая заинтересованность внешнего мира в данном регионе не ослабевает. На этом фоне жесткая позиция нынешнего иранского руководства грозит существенным обострением отношений с Западом. К сожалению, обсуждается и уже публикуется и такой, например, вариант развития конфликта, как территориальное расчленение Ирана, как это, собственно, уже делается в Ираке. Иран ведь тоже многонациональная страна. Кроме различных этнических групп собственно иранцев, значительную часть населения здесь составляют азербайджанцы, курды, арабы и т.д. Исламская республика давно стала досадным «бельмом на глазу» у многих на Западе. В этих условиях требуются осторожные, взвешенные шаги, чтобы предотвратить возможный конфликт, грозящий целиком взорвать главное нефтехранилище планеты.

Россия и в этом вопросе выступает буфером, помогая сгладить и решить многие проблемы, в том числе и с целью преодолеть надвигающийся «атомный кризис» вокруг Ирана. Здесь также есть основа для взаимодействия между нашими странами-соседями, и это может подтолкнуть Тегеран к новым соглашениям с Москвой. В феврале ожидаются очередные российско-иранские переговоры. Надеюсь, они дадут положительный результат.  

Вопросы задавал
Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков