Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 3 (3725), 22 февраля 2006 года

Матрос с «Авроры»
помогал фронту

В семье моего дедушки, Владимира Федоровича Амбражевича, очень чтят память об Андрее Павловиче Подлесном — матросе с легендарного крейсера «Аврора», участнике Цусимского сражения. Он не был моим родственником, но на протяжении почти четырех десятилетий жизнь родителей моего дедушки, всех членов семьи — братьев и сестры была тесно связана с А.П.Подлесным.

Андрей Павлович Подлесный

Снимок Андрея Павловича Подлесного сделан фотокорреспондентом «Ленинградской правды» на палубе крейсера «Аврора» 7 ноября 1950 г. На обороте дарственная надпись: «На долгую и добрую память моему ученику Владимиру Федоровичу Амбражевичу от старого Авроровца Цусимы Подлесного Андрея Павловича. 1 мая 1951 г.»

В музее крейсера «Аврора» в начале 1950-х годов был выделен специальный стенд, на котором можно увидеть вещи, принадлежавшие Андрею Павловичу — бескозырка, Георгиевский крест, рукописный дневник, который он вел во время похода 2-й Тихоокеанской эскадры из Петербурга на Дальний Восток. Впервые мой дедушка прочитал этот дневник холодной и голодной зимой 1941-1942 гг. Прочитанное он, пятиклассник, воспринимал с трудом, спотыкался на старой, дореволюционной орфографии: окончание «аго», «ъ» и прочее.

В музее можно познакомиться и с материалами о подвиге, который А.П.Подлесный совершил в ходе сражения русского и японского флотов в Корейском проливе. Во время боя снаряд перебил электрический кабель рулевого управления. Лишенный управления крейсер стал мишенью для артиллерии японских судов. А.П.Подлесный под огнем противника сумел быстро восстановить кабель и тем самым спас «Аврору» от неминуемой гибели — «Аврора» вновь стала управляемой и пользуясь высокой скоростью вышла из-под огня.

Но в биографии А.П.Подлесного есть еще одна страница, связанная с героической обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Когда началась война, А.П.Подлесный был уже на пенсии, отработав до этого около пятнадцати лет начальником электроцеха Сясьского целлюлозно-бумажного комбината в поселке (ныне город) Сясьстрой Волховского района Ленинградской области. Но спокойно отдыхать ему не пришлось: в марте 1942 г. ГКО СССР принял постановление о создании в короткий срок в пос. Сясьстрой верфи для строительства деревянных барж. Дело было очень срочное, неотложное: знаменитая ледовая Дорога жизни, связывавшая осажденный Ленинград с Большой Землей, с наступлением тепла и освобождением Ладоги ото льда перестанет действовать. Связь можно будет осуществлять, только задействовав флот Северо-Западного пароходства и Ладожскую военную флотилию. Но летом и осенью 1941 г. пароходство понесло большие потери в подвижном составе из-за сильных штормов и бомбежек вражеской авиации. Трудностей было очень много. В марте стояли еще трескучие морозы, через снежные сугробы пробивались с трудом: надо было расчищать площадки для стапелей, а сил было мало. Из Ленинграда на автомашинах по льду Ладоги привезли группу специалистов-кораблестроителей — истощенных, обессиленных от голода. Работоспособных взрослых из местного населения было мало, поэтому набирали на судоверфь женщин и подростков от 14 лет и старше. Среди принятых в электроотдел верфи, возглавить который был приглашен А.П.Подлесный, оказался, когда подрос, и мой дедушка Владимир Федорович.

Несмотря на все трудности, 15 апреля заложили первые три баржи, а 22 мая их уже спустили на воду. За навигацию 1942 г. здесь построили три десятка судов грузоподъемностью 385 тонн каждое. А всего за годы блокады в Сясьстрое было построено 99 судов. Это был большой вклад в обеспечение бесперебойных перевозок грузов и людей по водной Дороге жизни, в создание необходимых условий для прорыва и снятия блокады Ленинграда.

«Дед», как уважительно, по-доброму звали за глаза А.П.Подлесного, всегда присутствовал при сборке прошедших ремонт электродвигателей — замерял точность, проверял чистоту обработки вала, шабровки подшипников. Успехи судостроителей во многом зависели от электриков, которые обеспечивали бесперебойную работу различных станков, электроинструментов. И здесь очень пригодился бесценный опыт начальника электроотдела А.П.Подлесного, его флотская выучка, умение работать в боевых условиях. Многие судостроители Сясьстроя отмечены правительственными наградами. А.П.Подлесный награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За оборону Ленинграда», мой дедушка, Владимир Федорович,— медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Андрей Павлович Подлесный был высокого, как сейчас сказали бы, баскетбольного роста. Будучи уже пожилым и даже в очень преклонном возрасте, ходил прямо, с развернутыми плечами, сохраняя флотскую выправку и стать. Это был очень доброжелательный, интеллигентный человек, в чем-то даже аристократичный, уважающий людей и сам уважаемый. У всех, кто с ним близко общался, остались светлые воспоминания.  

Софья Королева,
студентка химического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков