Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 2 (3723), 6 февраля 2006 года

Коммерциализация науки –
неизбежное благо

Образ ученого-анахорета, настолько погруженного в жизнь бактерий или взаимодействие молекул, что закономерности повседневной жизни кажутся ему мелкими и несущественными, уходит в прошлое. Современный ученый знает, что глубина мысли не гарантирует ему успешной научной карьеры, пока существуют такие факторы, как гранты и индекс цитирования. Тезис сегодняшнего дня: каждому ученому необходима предпринимательская хватка. Но с этим можно и нужно поспорить. Зачем отвлекать великих, когда всю организационную работу могут взять на себя специалисты?

Н.Р.Тойвонен

Н.Р.Тойвонен

Николай Рудольфович ТОЙВОНЕН в 1984 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета и защитил кандидатскую диссертацию на кафедре квантовой механики под руководством профессора Валентина Николаевича Островского. В течение десяти лет Николай Рудольфович занимал должность проректора по международным связям в Петрозаводском государственном университете (далее – ПетрГУ). Впоследствии выпускнику ЛГУ пригодились и материализм, свойственный физикам, и уважение к практике, без которой ни одна теория не находит достойного места в жизни. Одним из результатов его работы в Петрозаводске стало создание системы (инфраструктура, включая открытый университет, ряд международных центров, плюс — команды менеджеров и пр.) по оказанию информационно-консультативной поддержки ученым ПетрГУ в организации проектного менеджмента, развитии инновационной и предпринимательской деятельности. Общая численность работников служб составила более 30 человек при 7 выделенных вузом ставках (остальные ставки – на «хозрасчете»).

Николай Рудольфович вернулся в альма матер с хорошим багажом опыта и знаний: участие в разработке и реализации более 200 проектов различного финансового наполнения в области экологии, энергосбережения, лесного сектора, медицины, информационных технологий, менеджмента, многочисленные зарубежные стажировки, знание стран Северной Европы, процессов фандрайзинга и сетевого взаимодействия, контакты с канадскими, американскими, британскими вузами. В ближайших планах – позиционирование СПбГУ в качестве научно-исследовательского центра мирового уровня и совершенствование системы поддержки коммерциализации научно-образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава, в первую очередь, через развитие инновационного и информационно-консалтингового видов деятельности.

– В названии моей должности значится «стратегическое развитие», однако предполагается, что я буду работать и как «теоретик» – над разработкой стратегических направлений развития вуза, и как «практик» – над решением конкретных практических задач, в частности, большая часть времени будет посвящена дальнейшему развитию системы коммерциализации результатов научной деятельности и разработок, – говорит Николай Рудольфович. – Как я понимаю, сегодня речь пойдет о второй части моего функционала, поэтому я буду говорить, в основном, о «коммерциализации». Научное сообщество, как правило, слова «коммерциализация и предпринимательство» не очень любит, как будто их включение в университетский лексикон угрожает статусу университета как храма науки. А на самом деле ситуация прямо противоположная.

В век глобализации преимущество в социально-экономическом развитии на стороне тех стран, которые осознали и включились активно в формирование экономик, построенных на знаниях (англ. knowledge-based economy).

Если проводить комплексный анализ развития коммерциализации в системе высшего образования и науки, то следует принимать в расчет как наши собственные действия в России, так и деятельность зарубежных стран. Приведу несколько примеров, имеющих «территориальную привязку» к региону Балтийского моря, а следовательно, способных повлиять и на деятельность СПбГУ.

Восьмого апреля 2005 года в Хельсинки мне удалось принять участие в семинаре, проводившемся совместно мэрами города Сан-Хосе – столицы Силиконовой долины – и города Эспоо, Финляндия. На семинаре была озвучена договоренность городов о совместной деятельности в сфере инноваций.

В настоящий момент метрополия Хельсинки имеет специально разработанную стратегию развития инновационной деятельности. Стратегия включает задачи по организации полномасштабного содействия становлению Хельсинки в качестве мирового центра в сфере инноваций на законодательном, организационном, кадровом, финансовом и других уровнях. К слову сказать, Финляндия уже и сейчас – признанный мировой лидер в этой области. В упомянутой стратегии – предложения по реформе налоговой системы, миграционной политике страны – реализация специальных мер по привлечению ведущих ученых мира и талантливой молодежи для работы в Финляндии, предложения по объединению институтов, действующих в схожих научных областях, значительное увеличение площадей для размещения новых наукоемких компаний и строительство жилья для приезжающих специалистов и студентов и прочее. Будем откровенны: если Россия не предпримет никаких адекватных шагов, то в соответствии с «принципами академических свобод» мы скоро можем оказаться как без ученых, так и без дополнительных материально-финансовых средств, поступающих от коммерциализации полученных в России результатов научных исследований и разработок, выполненных, кстати, на средства российского бюджета. Следует правильно понимать ситуацию – это будет не вина Финляндии, или Швеции, или любой другой страны мира, поскольку их задача – рост благосостояния граждан своих стран; это будет наша с вами и беда, и, отчасти, вина.

16-18 октября 2005 года в Стокгольме проходил 7-й саммит Форума Балтийского развития (англ. Baltic Development Forum) под названием «Балтийский регион – модельный регион в достижении глобального превосходства в конкурентоспособности и инновационной деятельности к 2010 году». Статистика показывает, что Европа уже давно отстает от США и Азии по темпам развития инновационной сферы. Становится нормой – покупка электроники и других товаров, сделанных в Китае по патентам Силиконовой долины. Имеется ряд документов ЕС, в соответствии с которыми Европа рассматривает Балтийский регион как наиболее перспективный в плане глобального экономического противостояния США и Азии. Почему? В регионе Балтийского моря – 11 стран, среди них – страны с мощным научным потенциалом и сырьевыми ресурсами – Россия, с научными, промышленными и финансовыми ресурсами – Германия; мировые лидеры по организации и реализации инновационной и предпринимательской деятельности – Финляндия и Швеция. Логично предположить, что вместе эти страны смогут создавать систему поддержки инновационной деятельности, результаты которой смогут конкурировать с США и Китаем. Несколько секций этой конференции было посвящено перспективам сотрудничества с Россией в целом и с ее Северо-Западным регионом, в частности, использованию российского интеллектуального, сырьевого и промышленного потенциалов. В регионе Балтийского моря возлагаются особые надежды на Санкт-Петербург как на крупнейший в регионе мегаполис с мощным научным, промышленным, финансовым потенциалом, а также как на партнера по организации сотрудничества с другими российскими регионами. В настоящий момент речь должна идти о налаживании широкого партнерства между научно-образовательным сектором, органами власти и бизнес-сообществом (данный триумвират получил специальное название – Triple Helix) как на международном уровне, так и внутри Российской Федерации, каждого федерального округа, субъекта, города по решению проблем построения экономики на знаниях. Я бы даже сказал так: с учетом геоэкономических, научно-образовательных, историко-культурных и финансово-экономических условий, Санкт-Петербург, как ни один другой город России, имеет уникальные возможности становления в качестве лидера международных партнерств по широкому спектру направлений жизнедеятельности и метрополии, интегрированной в мировое экономическое, научно-образовательное, информационное и другие пространства.

– Вернёмся к проблемам вуза по развитию коммерциализации. А сколько лет у нас осталось на решение этих проблем? Есть ли еще время в запасе?

— Время, безусловно, есть. Однако мы не имеем права откладывать эту работу. В сфере коммерциализации наша главная задача состоит в формировании/выстраивании и организации полномасштабной деятельности «инновационной цепочки» – сети структур, занимающих свое особое место в процессе создания коммерческого товара или услуги на основе результатов научных исследований и разработок. В цепочку могут входить – вуз, отвечающий за организацию обучения основам коммерциализации, защите интеллектуальных прав и начальному инкубированию, далее –инкубатор, научный парк, технологический парк, бизнес-парк и собственно бизнес. Мы должны понять место, задачи и долю участия вуза и его структурных подразделений на каждом этапе коммерциализации, сформировать партнерства, создать команды менеджеров и так далее. Конечно, у нас есть большое подспорье – решение правительства о создании Наукограда в Петергофе, который может стать важнейшим элементом формируемого «интерфейса» коммерциализации результатов научных исследований и разработок СПбГУ на рынке России, Балтийского региона и всего мира.

Вам известно, что в настоящее время реализуется проект администрации Санкт-Петербурга и финского Technopolis по созданию Технопарка с двумя центрами – в районе Стрельны и на севере города. Следует понимать, что обе упомянутые структуры – и Наукоград, и Технопарк – создаются не в качестве структурных подразделений вуза и будут функционировать в соответствии со своими уставными документами. Тогда вопрос – в чем роль и, самое главное, «интерес» СПбГУ. Ответ очевиден – Технопарк и Наукоград создаются в целях развития инновационных видов деятельности и наукоемких малых и средних предприятий, базирующихся на коммерциализации научных исследований и разработок. Вуз, выполняя научные исследования и ведя разработки, создает необходимый для их деятельности «интеллектуальный» продукт. Следовательно, правильно выстроив взаимоотношения с этими и другими структурами «инновационной цепочки», вуз будет играть свою значимую роль и получать причитающиеся ему дивиденды. Говоря «правильно», мы должны понимать интересы как вуза в целом, так и конкретных ученых, являющихся авторами разработок.

Именно поэтому сейчас мы активно работаем с рядом ведущих предпринимательских университетов Европы и мира, среди которых следует выделить Университет Уорвика (англ. University of Warwick, UK) по изучению опыта коммерциализации научно-образовательной деятельности как важнейшего направления стратегического развития вуза. За сорок лет своего существования этот вуз вошел в пятерку ведущих вузов Британии как по уровню и качеству научных исследований, так и по объему привлекаемых финансовых средств.

Важно подчеркнуть, что титул «предпринимательский» не имеет никакого отношения, например, к переходу вуза в ранг «промышленных предприятий» по извлечению прибыли от своей коммерческой деятельности. Основной статьей доходов вуза, как это и положено образовательному учреждению, является предоставление услуг в сфере образования (высшее образование, переподготовка, повышение квалификации, краткосрочные курсы и прочее). Вместе с тем, сочетание передовых научных исследований и разработок, проводимых в вузе, с эффективной коммерциализацией части их результатов и последующим использованием полученных знаний и опыта в учебном процессе является наиболее привлекательным для изучения у молодежи. Кстати, в Университете Уорвика учится самое большое число российских студентов среди всех британских вузов.

Подчеркну еще раз, разговор об эффективной коммерциализации научных исследований и разработок может вестись только в случае, если в вузе имеются результаты мирового уровня, востребованные на рынке инноваций.

Мы активно сотрудничаем и будем привлекать коллег из Британии и других стран для изучения их опыта и создания у нас в СПбГУ своей уникальной системы. Только в этом случае мы сохраним и поможем в развитии нашим научным школам и станем еще более интересны для студентов и бизнеса.

Университет является сложнейшей организацией, вовлеченной в решение задач по широкому спектру направлений в области образования, науки, культуры, инноваций, экономики и так далее. Будучи механизмом государственной политики в области образования и науки, он вовлечен в решение глобальных задач, в то же самое время вуз – структура, существующая в определенном правовом и экономическом поле, и должен следовать определенным законам и правилам. Раньше я уже упоминал, что государственной политикой всех ведущих стран мира является приоритетное развитие экономики, построенное на знаниях. Следовательно, процветание страны, в долгосрочной перспективе, должно строиться не на продаже невозобновляемых сырьевых ресурсов, а на создании наукоемкого продукта и услуг. Страны, экспортирующие товары и предоставляющие услуги, в которых себестоимость материальных ресурсов составляет небольшой процент от общей их стоимости, имеют больше перспектив на процветание. (Так, в диктофоне стоимость металла и пластика составляет максимум двадцать процентов от конечной стоимости продукта. Остальное – ноу-хау, технология.)

Первостепеннейшая задача России – создание эффективно функционирующего интерфейса между высшей школой и бизнесом.

За последние 30 лет в мире были разработаны и внедрены по крайней мере четыре типа аутсорсинга (выполнение всех или части функций сторонней организацией). В начале 70-х это был промышленный аутсорсинг – перенос промышленных предприятий из США, Японии и других ведущих стран в развивающиеся; в 80-х – аутсорсинг в области информационно-телекоммуникационных технологий – перенос производства в Индию; в конце 80-х – аутсорсинг бизнес-процессов, это когда вы звоните в фирму США, а вам отвечают из Юго-Восточной Азии. В настоящий момент наступает 4-й – аутсорсинг инжиниринга. Это наше время – коммерциализация и дальнейшее развитие богатейшего научного потенциала страны.

Решить эту задачу страна может только с участием научно-образовательного сообщества. Следовательно, университет получает новую миссию – содействие экономике в переходе на инновационные пути развития через организацию обучения высококвалифицированных специалистов, востребованных обществом и экономикой, и через ведения научных исследований мирового уровня.

Новые задачи должны найти свое отражение в изменении структуры управления и формировании дополнительного перечня задач, в частности, в создании эффективно функционирующей информационно-консультативной системы содействия коммерциализации результатов научных исследований и разработок, включая и выход на новые рынки товаров и услуг.

Можно рассуждать так: раз вуз должен заниматься коммерциализацией результатов своей деятельности, то давайте из всех профессоров сделаем предпринимателей. Это неправильное решение, поскольку, переключаясь на занятие коммерцией (кстати, очень время- и трудозатратное дело), ученый не сможет полноценно заниматься своей наукой, а это будет означать, что по прошествию нескольких лет мы потеряем высокий уровень исследований в данной сфере и, как результат, по прошествию еще какого-то количества лет потеряем само бизнес-направление. С другой стороны, давайте признаемся честно, коммерциализация, как и любая другая сфера деятельности, требует определенных знаний и сильно наказывает за непрофессионализм. Думаю, со мной согласятся читатели, что ученая степень в «непрофильной» сфере не гарантирует наличие знаний, умения и опыта по маркетингу, кадровой политике, бухгалтерскому делу и прочему.

Приведу несколько примеров. Коммерциализация одной из разработок в области биотехнологии принесла ученому Оксфордского университета более 300 млн долларов в виде дивидендов. При этом собственно коммерциализация была поручена профессионалам, а профессор продолжает заниматься своим любимым делом в вузе. В ведущих британских вузах есть правило – если ученый не хочет покидать науку ради коммерциализации своей разработки, то ему/ей запрещено совмещение должностей в вузе и должности генерального или коммерческого директора в создаваемой фирме – только зам. директора по науке или советник. Меня уверяли в Британии, что это запрещение – плод многолетнего опыта. Вместе с тем, если ученый решил уйти из науки и заняться своим бизнесом на основе результатов, полученных в период его/ее работы в вузе, то аппарат вуза будет оказывать всемерную помощь.

– Означает ли это, что надо увеличить штат университета, чтобы, например, на десять профессоров приходился один менеджер?

– Когда мы говорим об увеличении штата, это немедленно ассоциируется с увеличением административных служб и расходов. В настоящий момент – и это показывает мировой опыт – организация коммерциализации приносит университету такой доход, что уже на полученные от нее средства можно содержать дополнительный штат, который действительно необходим. При этом университет как был храмом науки и образования, так и останется им.

Приведу два примера. Пять лет назад мною была разработана система поддержки проектной деятельности в вузе, включающая создание инфраструктуры и формирование менеджерских команд. Два года назад данная система была полностью внедрена в Петрозаводском государственном университете. Одним из основных ее элементов является формирование команды факультетских менеджеров проектной деятельности, оплата труда которых осуществляется за счет внебюджетных средств факультетов. Функционал данных менеджеров включает оказание содействия ППС факультета по разработке проектных предложений, проведение фандрайзинга, разработку междисциплинарных проектов с участием нескольких научно-образовательных подразделений вуза и др. Сейчас уже можно утверждать, что деятельность менеджеров показала свою состоятельность не только с точки зрения расширения спектра научно-образовательной деятельности подразделений, но и с точки зрения объема привлекаемых финансовых средств – они вышли на самоокупаемость.

Второй пример – в ноябре 2005 г. я познакомился с опытом упоминаемого выше Университета Уорвика по организации их системы проектной деятельности. Выяснилось, что в вузе создана похожая система, только действуют в ней три группы менеджеров – «исследовательские» менеджеры, проектные менеджеры и бизнес-менеджеры. Самое удивительное, что данный вуз, славящийся своей рачительностью (деньги не только там, где их зарабатывают, но и где их экономят), полностью покрывает затраты на деятельность данных менеджеров из своего бюджета.

– Как вы оцениваете состояние дел в СПбГУ? Ведь какая-то работа в этом направлении уже велась на разных факультетах.

– В СПбГУ есть прекрасные примеры эффективной работы в области коммерциализации научно-образовательной деятельности. Мне приятно упомянуть деятельность Института биологии в области биотехнологии (директор профессор Дмитрий Владимирович Осипов и зав. лаб. профессор Михаил Николаевич Смирнов), деятельность матмеха по организации аутсорсинга в области программирования (зав. каф. профессор Андрей Николаевич Терехов) и т.д. Вместе с тем давайте зададим себе вопрос – мы полностью используем возможности вуза по коммерциализации научных результатов, или есть еще возможности? В СПбГУ созданы подразделения, задачами которых являются содействие представителям вуза в организации проектной, инновационной и коммерческой деятельности. Есть высококвалифицированные специалисты, прошедшие специальную подготовку. Следовательно, есть базовые «элементы», которые формируют инфраструктуру. Основные задачи, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию инновационной и коммерческой деятельности вуза, включают: разработку законодательной базы страны, позволяющей вузу становиться владельцем инкубируемых производств и создаваемых предприятий; дальнейшее совершенствование системы менеджерской поддержки проектной, инновационной и коммерческой деятельности в структуре администрации и в научно-образовательных подразделениях вуза; организацию переподготовки всех заинтересованных представителей вуза по проектному менеджменту, фандрайзингу и коммерциализации; создание системы стимулирования представителей ППС и АУП в привлечении в вуз дополнительных материально-финансовых средств и т.д.

– Предположим, я – ученый, и мне хотелось бы заняться коммерциализацией. Какая должна быть последовательность действий в этом случае? Что правильнее – заниматься интересными тебе исследованиями и пытаться в последующем коммерциализовать их результаты, или следовать запросам рынка?

— Вопрос правильный и актуальный. В первую очередь, хочу обратить ваше внимание – основная задача высшей школы – подготовка специалистов и организация научных исследований. Вуз тем и ценен, что научные исследования здесь не являются прямым следствием конъюнктуры рынка, поэтому взаимодействие высшей школы и бизнеса является более сложным. С одной стороны, большая удача для вуза и бизнеса, если исследования выполнены в рамках научных программ и одновременно представляют интерес для экономики. Вместе с тем, было бы неправильно ожидать, что большая часть научных результатов имеет непосредственную коммерческую ценность. Кажется, Альфред Нобель сказал: «Если бы у меня была тысяча идей и только одна из них хорошая, я был бы удовлетворен».

Вместе с тем, в вузах имеется значительный опыт организации научных исследований и разработок на основе хоздоговорной деятельности.

В большинстве предпринимательских вузов процесс коммерциализации построен сложным образом, однако попытаюсь обрисовать одну из цепочек. «Исследовательские» менеджеры (см. выше) проводят работу с учеными факультетов на предмет выявления коммерческого потенциала проводимых ими исследований и разработок. При выявлении таковых работа «закрывается» для внешних (относительно вуза) сторон и ведется планомерная работа по ее «доведению» до патента. Естественно, что ученый не публикует наиболее важные результаты своих работ, пока не получен патент. Далее проводится экспертная оценка по вариантам использования патента, включая его продажу, продажу лицензии или создание своими силами малого предприятия (англ. spin-off company) и так далее. В Британии владение патентом распределяется по 33% между ученым – автором патента, подразделением, где он работает, и вузом. В ходе коммерциализации работы, в зависимости от выбранного варианта, доли акций и «интересы» претерпевают изменения.

Другая цепочка – заказ от бизнеса на выполнение определенных работ. Здесь разработано и задействовано много каналов: в первую очередь, необходимо вести постоянную информационную и рекламную работу, принимать участие в выставках и конференциях, вводить представителей бизнес-сообщества и местных органов власти в общественные и совещательные органы управления вуза и так далее.

В настоящее время большая часть вузов, и не только российских, рассматривают фандрайзинг в качестве основного и наиболее перспективного способа привлечения материально-финансовых средств в вуз. В случае сохранения государственной системы поддержки высшего образования это правильно. Однако события последних лет в Европе показывают обратную тенденцию – правительственные органы власти стимулируют вузы переключаться на работу с «внебюджетными» источниками средств – привлечение финансовых средств в вуз через оказание услуг и продажу товаров научно-образовательного, инновационно-предпринимательского, информационно-консалтингового характера. Даже наш сосед – Финляндия активно обсуждает переход на платные формы обучения для определенных групп студентов и реальное участие вузов в процессах коммерциализации научных исследований и разработок.

– Каким образом будут распределяться полученные от коммерциализации средства? Фундаментальная наука может заработать только на грантах, она требует больше вложений, а зарабатывает меньше.

— С вашего позволения, я не буду касаться проблем реформирования науки в России в целом. Безусловно, я согласен с академиком профессором Людвигом Дмитриевичем Фаддеевым, лекции которого, еще будучи студентом, я имел удовольствие слушать, что фундаментальная наука – это стратегический ресурс страны, и, в первую очередь, задача правительства ее поддерживать и развивать. Другое дело, если правительство создаст условия, в первую очередь налоговые льготы, при которых поддержка фундаментальной науки станет выгодной крупному бизнесу – думаю, высшая школа не откажется от этих средств. Что касается распределения средств, поступивших от реализации коммерческих проектов, здесь ситуация и простая и сложная одновременно – необходимо сформулировать четкие «правила игры», которые учитывают вклад и интересы всех задействованных в процессе коммерциализации сторон на всех этапах его развития, и неукоснительно им следовать.

На прошлой неделе у меня состоялся очень интересный разговор с заведующим отделом интеллектуальной собственности и трансферта технологий СПбГУ Игорем Федоровичем Леоновым и его коллегой Андреем Анатольевичем Матвеевым. Насколько я понимаю, ситуация в отношении «интеллектуальной собственности» в России сохраняется неопределенной, поскольку в 2006 году должны выйти ряд новых законов. Вместе с тем, отдел укомплектован высококвалифицированными специалистами, знакомыми с состоянием дел в области трансферта технологий у нас в стране и за рубежом. И.Ф.Леонов принимает непосредственное участие в разработке российского законодательства в указанной сфере. В отделе имеются предложения по развитию инфраструктуры и направлений деятельности в области коммерциализации в вузе, следовательно, надо объединять усилия и решать задачу сообща.

Безусловно, мы будем сотрудничать и работать вместе над совершенствованием вузовской системы коммерциализации.

– Понятно, как в процессе коммерциализации могут быть задействованы естественнонаучные факультеты. А могут ли быть аналогичные проекты у гуманитариев, социологов, психологов, журналистов?

— Вы правы, для естественнонаучного блока ситуация очевиднее – коммерциализация может заключаться в разработке прототипа товара или технологии. Однако остается значительная ниша для коммерциализации – услуги, где, в основном, и могут приложить свои усилия гуманитарии. К сожалению, в силу короткого времени работы в СПбГУ, я еще не успел изучить всю деятельность вуза в данном направлении. Приведу пример из опыта Шанхайского университета. В ходе проведенных раскопок и исследований сотрудники исторического факультета обнаружили новые формы и способы рисования животных, обозначающие двенадцатилетний цикл. Совместно с факультетом дизайна, они создали предприятие по выпуску различной информационной, иллюстративной и рекламной продукции с использованием найденного материала – календари, блокноты, плакаты и пр.

Мы упустили одну важную составляющую предпринимательской деятельности вуза. Помните, еще в советское время при устройстве на работу выпускникам вуза говорили: забудьте все, чему вас учили, сейчас мы покажем вам, что и как надо делать на самом деле? Следует отметить, что процент российских студентов, которые после окончания университета создают свой бизнес, очень низкий. Однако сейчас интерес у молодежи к организации самостоятельного бизнеса вырос. Кто-то хочет создать свою консалтинговую фирму, кто-то – предприятие в конкретной научно-технической области, но они не знают, как это сделать. Почему бы не предложить этим ребятам дополнительные платные курсы по предпринимательству, например на «непрофильных» факультетах? Рассказать о том, как функционирует предприятие, как его учредить, как устанавливать контакты с бизнес-сообществом, как разрабатывать бизнес-план, где и как можно привлечь финансовые средства на создание своего бизнеса и так далее.

Приведу пример. В одном из шведских вузов студенты экономического факультета с первого курса прикрепляются к определенным предприятиям, где они проходят производственную практику на протяжении всех 5 лет обучения. В ходе учебного процесса они имеют возможность апробировать и применять полученные в вузе знания на этом предприятии, например, осуществляют бухгалтерские проводки, разрабатывают бизнес-планы и стратегии бизнеса и прочее. По окончании вуза они без проблем могут влиться в действующие коммерческие структуры или создать свое предприятие. Это пример одной из инновационных образовательных технологий, применяемых в вузе.

Свою задачу здесь я вижу в налаживании работы с факультетами для поиска, апробации и внедрения интересных и полезных технологий именно для СПбГУ.

– Мы затронули тему студентов. Стратегия, о которой мы говорим, в большей части направлена на получение дополнительных доходов от результатов научной деятельности, а не за счет экстенсивного развития образовательной деятельности – повышения стоимости образования и расширения перечня платных образовательных услуг. Как будет происходить коммерциализация образования?

–Давайте правильно расставим акценты. Речь не идет о коммерциализации университета как организации таковой. СПбГУ – достояние России, и в первую очередь мы должны думать о качестве осуществляемой подготовки специалистов и проводимых научных исследований. Какие вузы пользуются максимальной популярностью в мире у студентов – те, где ведутся передовые научные работы: американские вузы «плющевой лиги», Оксбридж (Оксфорд и Кембридж), Сорбонна и так далее. Наша общая задача – обеспечение позиционирования СПбГУ в качестве ведущего научно-исследовательского университета. Коммерциализация научно-образовательной деятельности является только одним из механизмов достижения этой цели.

В России за последние пять-шесть лет наблюдается спад числа иностранных студентов, желающих обучаться в России. В основном это вызвано кризисом в сфере науки и инновационной деятельности. Например, китайские студенты стремятся выбирать те вузы и специальности, в которых ведутся передовые исследования. Они хотят быть на «острие науки», изучать новые технологии, учиться и работать на современном оборудовании. СПбГУ может сохранить свои позиции ведущего вуза в большей степени только благодаря развитию научных исследований и разработок. В гуманитарных науках главную роль играют другие аспекты. Например – изучение России как нового члена мирового экономического сообщества. Почему иностранцы изучают нашу экономику, юриспруденцию, историю и так далее? Потому что нужны специалисты, которые знают нашу страну и могут помочь в развитии сотрудничества с ней, выхода на ее рынки.

Когда Китай предложил руководству известной Лондонской школы экономики (англ. LSE) создать филиал в Китае и выделил на это баснословные деньги, руководство школы отказалось от предложения со следующей формулировкой: мы не сможем обеспечить качество подготовки и исследований в китайском филиале на том уровне, на котором это ведется в Лондоне. Когда мы говорим о расширении образовательных услуг, то должны понимать, что не можем привлекать больше студентов, пока нет возможности обеспечить высокое качество подготовки. Придется жертвовать очевидными способами получения дохода, чтобы держать марку.  

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков