Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 2 (3723), 6 февраля 2006 года
По следам «Петербургских университетских чтений»

Иван Михайлович Гревс –
знаменитый универсант:
человек, учитель и ученый

Двадцать девятого ноября 2005 года на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета произошло знаменательное и памятное событие в жизни современной гуманитарной науки – представители трех кафедр факультета (истории Древней Греции и Рима, истории средних веков и исторического регионоведения) в рамках Петербургских Университетских чтений отметили 145-летний юбилей со дня рождения профессора Ивана Михайловича ГРЕВСА (1860-1941). Научная конференция состоялась в помещении Музея истории университета, центральный зал которого – университетский храм вместил несколько десятков участников, докладчиков и гостей; в их числе были москвичи – академик С.О.Шмидт, заведующий кафедрой региональной истории В.Ф.Козлов и А.Г.Смирнова, а также директор Международного благотворительного фонда им. Д.С.Лихачева А.В.Кобак. Удивительной была сама атмосфера конференции – торжественная по значимости, напряженная в работе, вызвавшая полное удовлетворение в итоге. Каждый из докладчиков, представляя «своего Гревса» – классического историка, медиевиста, краеведа, экскурсиониста и профессора – вносил лепту в создание цельного образа ученого и человека. Не случайно в завершение конференции профессором Э.Д.Фроловым было предложено продолжить традицию петербургских университетских чтений на примере фигуры Н.П.Кондакова. В.Ф.Козлов также полагал полезным выпуск серии сборников по классикам отечественного краеведения с учебно-педагогической целью, для возрождения социального краеведческого движения в России и с точки зрения перспективы исследования локальной культуры как важного фактора в изучении мировой истории и культуры. В рамках юбилейной конференции прошла презентация сборника научных статей под названием «Проблемы исторического регионоведения».

«Петербургские Университетские чтения». Научная конференция, посвященная 145-летию со дня рождения Ивана Михайловича Гревса.

«Петербургские Университетские чтения». Научная конференция, посвященная 145-летию со дня рождения Ивана Михайловича Гревса. 29 ноября 2005 года (в помещении Музея истории СПбГУ). Члены президиума (слева направо): к.и.н., доцент В.Ф.Козлов (РГГУ, Москва), д.и.н., профессор С.О.Шмидт (РГГУ, Москва), д.и.н., профессор Ю.В.Кривошеев (СПбГУ), д.и.н., профессор А.Ю.Дворниченко (СПбГУ), директор Международного благотворительного фонда им. Д.С.Лихачева А.В.Кобак, к.и.н., доцент И.Л.Тихонов (СПбГУ).

Организаторы конференции намерены выпустить ежегодный том «Петербургских Университетских чтений – 2005», где планируется публикация докладов участников конференции: Шмидт С.О. «И.М.Гревс и воспитание историей», Фролов Э.Д. «Труд И.М.Гревса по истории римского землевладения», Вахромеева О.Б. «Иван Михайлович Гревс (1860-1941): портрет университетского профессора», Тихонов И.Л. «Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в конце XIX – начале XX вв.», Кобак А.В. «Изучение наследия Н.П.Анциферова в Ленинграде 1980-х годов», Лебедева Г.Е., Якубский В.А. «О.А.Добиаш-Рождественская и марксистская концепция крестовых походов. Из истории отечественной медиевистики 30-х годов», Козлов В.Ф. «И.М.Гревс и краеведческая литература первой трети XX в.», Смирнова А.Г. «Роль И.М.Гревса в разработке методики экскурсоведческой работы», Кривошеев Ю.В. «Петроградский экскурсионный институт: естественно-научный отдел», Лелина Е.И. «Институт научной педагогики: экскурсионный отдел», Вержбицкий К.В. «Тацит в трактовке И.М.Гревса», Сердюкова С.Г. «И.М.Гревс и И.С.Тургенев», Прокопьев А.Ю. «Раннее новое время в трудах университетских историков начала XX в.», Мандрик М.В. «Д.М.Петрушевский и И.М.Гревс», Мельников А.В. «Отзыв академика Д.М.Петрушевского о научной деятельности И.М.Гревса в связи с получением им степени доктора исторических наук», Мещенина А.А. «В.И.Сергиевич – профессор Санкт-Петербургского императорского университета».

Без малого полвека жизнь и деятельность профессора И.М.Гревса были непосредственным образом связаны с Санкт-Петербургским университетом. Все началось в 1879 г., когда Иван Михайлович поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета с целью приготовления к серьезному занятию литературой, интерес к которой возник у юноши под впечатлением от литературных занятий, вечеров и спектаклей, организованных школьным учителем и талантливым педагогом В.П.Острогорским. Однако казенная атмосфера, царившая в высшем учебном заведении в начале 1880-х гг., не оправдала надежд юноши на интенсивные занятия западноевропейской и русской филологией. Он с горечью сообщал домашним в Лутовиново (Бирюченский уезд Воронежской губернии), что большинство лекций слушал с трудом. Положительные отзывы первокурсник оставил только о двух лекторах–филологах, профессоре О.Ф.Миллере и приват-доценте Е.Е.Замысловском. Переписка И.М.Гревса с родственниками и друзьями в гимназический и первый университетский периоды, хранящаяся в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук – «энциклопедия души», «картина мировоззрения» молодого человека, которая иллюстрирует одну из его творческих особенностей в области создания «биографий и характеристик» современников. На втором курсе И.М.Гревс окончательно разуверился в столичном преподавании и все более обращал свои взгляды на историко-филологический факультет Московского университета, где, по его мнению, в те годы преподавали светила науки – С.М.Соловьев и В.О.Ключевский. И.М.Гревс сознавался, что петербургские университетские «историки привлекли его не сразу», и первые встречи с ними в аудиториях вызывали скорее негативную реакцию. Исключение составил профессор русской истории К.Н.Бестужева-Рюмина.

В начале 1880-х гг. студент И.М.Гревс – активный представитель петербургского студенчества – не был далек от занятий политикой. Он переживал «тягостную раздвоенность между Сциллой революции, которая принималась насильственно, и Харибдой науки, к которой не мог подступить». Поворотным моментом в судьбе Ивана Михайловича явилась встреча с профессором В.Г.Васильевским. В своих «Записках» И.М.Гревс писал об учителе: «Как часто случайности определяют в судьбах человека очень важные факты, целые основные линии в его жизни. Я про себя могу сказать, что стал средневековым историком только потому, что В.Г.Васильевский, единственный из профессоров, сумел оказать на меня – не преднамеренно, а в силу своего выдающегося таланта – глубокое научное влияние». И.М.Гревс посвятил своему университетскому учителю исследовательский биографический очерк, который назвал почтительным образом «В.Г.Васильевский – учитель науки» (1899). В очерке Иван Михайлович начертал образцовый портрет университетского профессора. Этот образ в полной мере может быть отнесен и к самому автору. И В.Г.Васильевскому, и И.М.Гревсу в разные годы приходилось руководить кафедрой средней истории Санкт-Петербургского университета («двигать на ней науку») и владеть аудиторией («двигать ее наукой»), для чего требовались основательная ученость, возникавшая на основе общего научного образования, и полнота философско-религиозного мировоззрения, кроме того, блестящая специальная подготовка, находившаяся в постоянном движении на пути к усовершенствованию.

В качестве выпускного сочинения в 1883 г. Иван Михайлович написал работу под названием «Римско-Византийское государство в VI в. по новеллам Юстиниана и другим законодательным сборникам христианских императоров», избрав девизом сочинения фразу «Кто не дерзает – ничего не достигает». 8 февраля 1884 г. на торжественном университетском акте выпускник удостоился золотой медали с надписью «Преуспевшему». Тогда же по ходатайству академика И.М.Гревс был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию и для занятия в скором будущем кафедры В.Г.Васильевского.

Составным элементом учения в университете Иван Михайлович считал непосредственное дружеское взаимодействие, первоначально возникшее на основе подготовки литографированных курсов лекций профессоров к печати и участия универсантов разных факультетов в работе «Научно-литературного общества» (1882-1887). Студенческое «братство» переросло с годами в дружбу И.М.Гревса с братьями Ольденбургами: историком Федором Федоровичем (1862-1914) и востоковедом Сергеем Федоровичем (1863-1934), филологом Дмитрием Ивановичем Шаховским (1861-1939), естественником Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945), историком Александром Александровичем Корниловым (1862-1925), историком Львом Александровичем Обольяниновым (р.1861), ботаником Андреем Николаевичем Красновым, юристом Сергеем Ефимовичем Крыжановским (1862-1935), врачом Николаем Григорьевичем Ушинским (1863-1934), юристом Николаем Васильевичем Харламовым (1860-1925), историком Александром Сергеевичем Лаппо-Данилевским (1863-1919) и др. Со временем идейно-нравственные основы союза, пронизанные дружескими и родственными связями, переросли в отношения мужей – жен. Постоянными спутницами «приютинцев» были: Мария Сергеевна Зарудная (1860-1941), в замужестве Гревс; Наталья Егоровна Старицкая (1860-1943), в замужестве Вернадская, двоюродная сестра М.С.Гревс; Александра Павловна Тимофеева (1864-1891), в замужестве Ольденбург; Мария Дмитриевна Бекарюкова (р.1864), в замужестве Ольденбург, двоюродная сестра И.М.Гревса; Елена Дмитриевна Бекарюкова в замужестве Лаппо-Данилевская, двоюродная сестра И.М.Гревса; Анна Николаевна Сиротинина (1860-1951), в замужестве Шаховская; Татьяна Александровна Корнилова, в замужестве Харламова; Екатерина Антиповна Федорова (1867-1942), в замужестве Корнилова.

После окончания Петербургского университета И.М.Гревс, параллельно работая над магистерской диссертацией, посвятил себя преподаванию в средней школе; ей он отдал около двух десятилетий жизни. Преподавая гуманитарные дисциплины (психологию, историю, географию) в частных и специальных мужских и женских средних учебных заведениях столицы, молодой ученый полагал, что каждый будущий профессор университета должен иметь опыт преподавания в младшей школе, так как «самым сложным объяснением различных предметов и явлений может быть самое простое объяснение в детской аудитории». Неудивительно, что вокруг преподавателя всегда собиралась внимательная и благодарная аудитория.

В 1884-1889 г. И.М.Гревс погрузился в разработку отдельных вопросов, связанных с написанием магистерской диссертации, для чего изучал государственное устройство Римской империи последних веков. Новая работа разбирала установление императорского строя в римском мире в начале христианской эры, то есть процесс, который коренным образом изменил «снизу доверху все здания римского государства». Исследователь оказался в числе отечественных историков, впервые обратившихся к социально-экономической истории древности. В 1886 г. была опубликована его первая научная работа. Это была подробная критическая статья по книге французского историка Н.Д.Фюстеля де Куланжа о римском колонате.

Подготовка магистерской диссертации затягивалась. В 1888-1889 гг. И.М.Гревс успешно сдал магистерские экзамены и летом 1889 г. отправился в первое путешествие на Запад. В частности, пребывание в Париже окончательно склонило историка в сторону романского средневековья. Он с большим интересом изучал труды французских историков Франсуа Гизо (1787-1874), Огюстена Тьери (1795-1856), Жозефа Эрнеста Ренана (1825-1892), Габриэля Моно (1844-1912), Ахила Люшера (1847-1909), Гастона Буасье (1823-1908), Шарля Жиро (1802-1882) и других. Иван Михайлович нередко говорил, что среди всеобщих историков в России он один из немногих являлся «последователем французской, а не немецкой школы». И.М.Гревс разделял исторические взгляды недавно умершего Н.Д.Фюстеля де Куланжа, признавая непрерывность исторического развития и влияние на него многих равноправных факторов, как из области социально-экономических отношений, так и из истории культуры и психологии. Под влиянием работ французского историка ученый считал, что античные корни западноевропейской культуры оказали непосредственное воздействие на развитие духовной и материальной культуры средневековья и нового времени, и более того, продолжали «жить» в эти эпохи. И.М.Гревс вслед за Фюстелем де Куланжем отвергал резкое противопоставление средних веков последующим эпохам и не принимал взгляда, согласно которому культура средневековья считалось созданной варварскими германскими племенами.

По возвращении из-за границы И.М.Гревс был утвержден в звании приват-доцента Санкт-Петербургского университета по кафедре всеобщей истории. В январе 1890 г. он начал чтение лекций в университете. Вступительная лекция под названием «История государства и общества в период падения Римской империи» традиционно состоялась в одной из аудиторий университета при большом скоплении студентов, государственных сановников и коллег профессоров. Лектор знакомил слушателей с существовавшими научными взглядами на императорский Рим и с тем, можно ли вообще было говорить о падении великой империи. Ученый изложил свое видение предмета, которое заключалось в поиске и нахождении «золотой середины» в историографии вопроса.

С 1892 г. И.М.Гревс начал преподавать на Высших женских (Бестужевских) курсах, с которыми, по словам профессора, его связала «сама судьба». На ВЖК училась супруга Ивана Михайловича и его старшая дочь Екатерина. И.М.Гревс, будучи популярным профессором, читал лекции по всеобщей истории и вел семинарские занятия; готовил и проводил ближние и дальние экскурсии со слушательницами (так, в 1907 и 1912 г. состоялись две поездки участников исторического семинария профессора в Италию); в качестве талантливого руководителя возглавлял историко-филологическое отделение курсов; как прогрессивно настроенный общественный деятель не раз защищал первый женский университет от нападок клеветников в периодической печати и с университетской кафедры. С небольшими перерывами И.М.Гревс преподавал на Бестужевских курсах до 1919 г., то есть до времени их слияния с Петроградским университетом.

Подготовка к лекциям и практическим занятиям на первых порах требовала от молодого преподавателя много времени и сил, которые он тратил не раздумывая и часто в ущерб научной работе. Проведя 1890-1892 и 1894-1895 годы в заграничных командировках, преимущественно во Франции, Швейцарии и Италии, по возвращении в Россию исследователь находился в постоянном поиске формы магистерской диссертации. С 1895 по 1905 г. в «Журнале Министерства народного просвещения» (который до своей кончины возглавлял В.Г.Васильевский) он начал публиковать отдельные фрагменты будущей диссертации; статьи выходили под общим названием «Очерки из истории римского землевладения». С 1895 г. из-за ухудшения здоровья академика В.Г.Васильевского его ученику было поручено чтение обязательных курсов по истории средних веков в университете.

В 1899 г. И.М.Гревс опубликовал первый том диссертации под названием «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно во время Римской империи», а в 1900 г. состоялась защита магистерской диссертации, оппонентами которой выступили профессора Н.И.Кареев и Ф.Ф.Соколов. Готовившийся второй том исследования заключал в себе материалы о развитии императорской земельной собственности от начала империи до ее падения и должен был ответить на вопрос о причинах падения Римской империи. Но работа не была завершена, и в печати появился лишь отдельный очерк. Причина новой задержки заключалось в том, что в 1901 г. в журнале Klio немецкий исследователь О.Гиршфельд опубликовал статью, источники которой во многом напомнили И.М.Гревсу его подготовительные материалы. И.М.Гревс позже признавался: «Сливки были сняты, и я махнул рукой на неоконченный труд. Сделал я это напрасно; у меня работа ставилась иначе и гораздо шире». В последние десятилетия жизни ученый возвращался к теме «Очерков по истории римского землевладения», но, по его словам, уж было слишком поздно «что-то пополнять и перестраивать». Был опубликован лишь отдельный сюжет, бывший частью второго очерка из предполагавшегося второго тома.

В 1899-1902 гг. И.М.Гревс был отстранен от преподавания в высшей школе. В произошедших крупных студенческих волнениях в феврале 1899 г. преподаватель занял сторону учащегося юношества, не удержавшись от высказывания собственного мнения по поводу действий ректора В.И.Сергеевича. Это был печальный факт в биографии ученого. По возвращении в университет И.М.Гревс был избран профессором и получил заведование кафедрой всеобщей истории.

Появление Ивана Михайловича в университете совпало с важными переменами в жизни российской высшей школы начала XX в. В Санкт-Петербургском университете и на Бестужевских курсах в 1904-1905 гг. кипела работа по созданию автономии. И.М.Гревс, отдавая много сил различным общественным занятиям, был заметной и активной фигурой университетской жизни. Он участвовал во всероссийских съездах профессоров, на которых подготовлялся проект автономии университетов, окончательно установленной законом 27 августа 1905 г. Как популярный представитель от профессуры, Иван Михайлович выдвигался от историко-филологического факультета университета в комиссию, созданную по инициативе министра просвещения И.И.Толстого (1858-1916) для выработки нового университетского устава. Среди заявленных им конструктивных мер было предложение о включении в состав Совета профессоров младших преподавателей, составлявших бесправное большинство профессорско-преподавательской корпорации столичного университета. Но с изменением правительственной политики в отношении высшей школы отпала какая-либо необходимость в реформах.

В начале XX в. главной заботой И.М.Гревса в университете являлась организация предметной системы, с чем было связано введение в программу ряда специальных курсов и семинариев, а также необходимость устройства специальных научно-исследовательских кабинетов и библиотек. Предметная система дала И.М.Гревсу возможность расширить рамки педагогической деятельности и проявить свойственную ему инициативу.

В 1900-1910-е гг., несмотря на большую общественную и внеуниверситетскую нагрузку, И.М.Гревс в значительном объеме продолжал читать лекционные курсы и вести практические занятия в alma mater. На страницах его дневниковых записок сохранился подробный перечень лекционных и семинарских занятий – три или четыре дня в неделю по паре часов И.М.Гревс читал в университете и на ВЖК, еще один день (домашний) отводил для семинарских встреч. Иван Михайлович был талантливым лектором и собирал большие аудитории. О его лекторских особенностях остались многочисленные свидетельства его учеников. Профессор был внимательным к своей аудитории. Так, нередко он сердечно говорил робким первокурсникам, приветствуя их стремление заниматься наукой: «Не бойтесь, наука покладиста». Предметом специальных занятий И.М.Гревса становились различные темы («История развития городской культуры в Италии от упадка в Римском мире до так называемой эпохи Возрождения», «История французской культуры позднего средневековья», «Городская культура Италии в X-XIII в.: общество, учреждения, духовная жизнь», «История культуры в позднее средневековье: Рим, Венеция, Флоренция» и др.). Работая над новыми курсами, Иван Михайлович много времени проводил в библиотеках. Будучи уже зрелым ученым, он полагал, что подготовка к лекциям должна занимать больше времени и сил, чем написание научных сочинений. Девиз ученого звучал так: не много трудов – а много учеников. И.М.Гревсу удалось издать лишь незначительную часть своих лекционных материалов; большинство их осталось в рукописном состоянии. Как на Бестужевских курсах, так и в университете профессор объявлял лекционные курсы параллельно с темами практических занятий. Семинарские занятия профессора были посвящены различным темам («Памятники раннего францисканства», «Развитие коммунальных учреждений в средневековом Кельне», «Документальная и монументальная история городов римской Галлии», «Дино Компаньи и Флоренция во время Данте» и др.).

Возвращение профессора в высшую школу повлияло на рождение качественно нового вида семинара. Он получил название «исторического семинария» и состоял из пяти отделов (исторического, философского, русской филологии, классического и музея искусств, позднее присоединился кабинет вспомогательных исторических дисциплин). Среди учеников Ивана Михайловича, посещавших его исторический семинарий, помимо учащегося юношества, были бывшие его ученики, известные в будущем историки и краеведы (Н.П.Анциферов, Т.Б.Лозинская, Е.Ч.Скржинская, В.В.Бахтин, О.А.Добиаш-Рождественская, Г.П.Федотов, Л.П.Карсавин, А.Н.Шебунин, Е.В.Ернштедт, Ж.П. и Н.П.Оттокар, Е.Я.Рудинская, К.В.Фроловская и др.). Со многими из них профессора связывало особое состояние, которое он называл «единением души», основанное на полном взаимном доверии, вере в человечность друг друга, подкрепленной едиными творческими мотивами. Ученики отмечали отеческое отношение со стороны учителя (в письмах они называли его не иначе как Padre). Во взаимоотношениях со многими он проявлял себя бережным, внимательным, участливым, ободряющим наставником и другом. Со стороны учеников И.М.Гревс ожидал преданного отношения к идеям семинарского братства, однако на этой почве встречались и трагические размолвки, например, Иван Михайлович болезненно переживал разрыв с Л.П.Карсавиным. Учительство – главное стремление профессора, составляло полноту его творческой жизни. Будучи ученым «от души, а не от разума», он черпал из истории «пищу для сердца», и поэтому его воспитание историей было сродни средоточию душевного и нравственного воздействия на учеников. В ходе семинарских занятий педагогическое мастерство И.М.Гревса раскрывалось в полной мере. «Он был незаменимым руководителем семинарских занятий, внимательным, благожелательным, готовым всегда придти на помощь разъяснением, указанием, умело направляющим, но никогда не навязывающим свою мысль, свою точку зрения, напротив – искренне приветствующим самостоятельный подход к вопросу и независимость точки зрения», – вспоминала бестужевка К.В.Фроловская. Иван Михайлович был лишен честолюбия. По природе он не был лидером, но всегда вел за собой своей внутренней энергией, исходил из потребности воспитывать юношество на примерах великого культурного наследия прошлого. Не случайно, что вокруг фигуры И.М.Гревса – «гуманиста в условиях XX века», сплотились стройные ряды его учеников, столь не схожих между собой людей. Иван Михайлович, как совестливый и добрый человек, как «потомок обрусевших выходцев эпохи Просвещения», считал необходимым отплатить другим добром. В узком кругу постоянных участников семинара профессор учил своих учеников заниматься наукой, быть свободными и независимыми в ее сфере, т.е. знать, каким путем, через какие источники, книги, справочники подойти к разработке вопроса и как с ним справиться, демонстрируя совершенство комплексного источниковедения. Профессор часто повторял ученикам слова Фюстеля де Куланжа о том, что история – нелегкая наука, «предмет ее изучения бесконечно сложен; человеческое общество представляет собой тело, гармонию и единство, которую можно охватить лишь при условии последовательного рассмотрения, причем с очень близкого расстояния». Ученый называл свой семинарий «местом, в котором проходили коллективные занятия учащихся с профессором в области медиевистики и древности». Для обычного учебного процесса он считал их аксиомой и сожалел, что эта важная учебная форма, так широко распространенная в западных университетах, не считалась важной в России, где, по его мнению, отсутствовала научная традиция и «не было того первоначального зерна, которое должно было сплотить чужих поначалу людей».

В своей педагогической деятельности И.М.Гревс уделял особое место историческим экскурсиям как специальному способу для «приближения учеников к истории». Из педагогического интереса к историческим «ближним и дальним» экскурсиям, проводимым в рамках учебного процесса, родилась увлеченность родиноведением, в 1920-х – начале 1930-х гг. переросшая в профессиональное занятие краеведением. И.М.Гревс, уволенный во второй раз из университета (по официальной версии, по выходу на пенсию), находился в числе многочисленной гуманитарной интеллигенции, нашедшей приложение своих специальных знаний в области провинциальной истории и древностей. Развитие исторического краеведения в 1920-х – начале 1930-х гг. явилось результатом глобальных изменений в социально-экономической и политической истории России, оно происходило в условиях кризиса новой системы и было насильственно приостановлено в момент усиления новой официальной идеологии. Профессор оказался в некоторой степени подготовлен к новым общественным задачам. В специальных краеведных изданиях

И.М.Гревс публиковал десятки исследовательских статей и очерков. Он писал о том, что пренебрежительное отношение к локальным историческим процессам и объектам приведет к исчезновению «живой ткани прошлого», без чего невозможно способствовать процессу гуманизации исторического знания в целом. Используя необычайную методологическую гибкость исторического краеведения, он предлагал применять в рамках родиноведения синтетические приемы научных исследований. В качестве концептуального осмысления исторического прошлого России Иван Михайлович работал над созданием цельного полотна местной истории, выдвигая действенным способом объединения «духовную консолидацию локальной общности», осознававшей себя значимой частью всего народа и человечества.

В начале 1930-х гг. «старик Гревс», «беспартийный», как называли его младшие университетские коллеги, опять был призван на государственную службу. Сила, влекущая в Ленинградский университет, милое сердцу учебное заведение, была столь велика, что он был готов позабыть «выдворение на пенсию» десятилетней давности ради того, чтобы вновь обратиться к слушателям с родной кафедры. Судьба была милостива к нему. В 1934-1935 учебном году профессор вернулся в Ленинградский университет, где преподавал на кафедре средних веков. В 1938 г. ему была присвоена степень доктора исторических наук. 17 мая 1940 г. сотрудники исторического факультета, большинство из которых были его учениками, отметили 80-летие ученого; торжество прошло, по его просьбе, «в стенах университета, скромно и среди своих».

В последние годы жизни Иван Михайлович продолжал много работать. Наряду с научными планами, он ставил перед собой научно-учебные и педагогические задачи. Единственно возможным творческим занятием для него оставалась подготовка большого двухтомного труда «Очерки по истории римского землевладения». В университете его жизнь состояла из занятий с аспирантами и студентами старших курсов на кафедре средних веков. Для желающих он по традиции организовывал средневековые семинары по вопросам итальянской истории, заботился о пополнении кафедральной библиотеки. Кроме того, профессор не оставался безучастным к многочисленным просьбам учителей и еженедельно консультировал старшеклассников и педагогов по основным вопросам средневековой культуры. Темы для университетских курсов И.М.Гревс черпал из прежних разработанных сюжетов, основывал их на материалах научных поездок. Он шел от истории раннего средневековья к позднему, отдельно захватывая романское средневековье, в чем видел определенную преемственность «школы», к которой принадлежал. Для пользы дела останавливался со студентами на изучении важнейших источников эпохи, например, на всестороннем рассмотрении Салической правды в 1935-1936 учебном году, Силясь вести университетское преподавание «на прежнем» уровне, И.М.Гревс с горечью отмечал неподготовленность студенчества 1930-х годов к университетским курсам и самостоятельной учебно-научной деятельности.

Жизнь И.М.Гревса, отданная подвижническим идеалам и служению науке – это характерный и вместе с тем показательный пример «университетской биографии» рубежа XIX-XX веков. Борец, идеалист, веривший в прогресс науки, эволюцию человеческого разума и совершенствование человеческого духа, он был горд тем, что в своем повседневном профессорском труде на университетской кафедре воплощал идеалы юности.  

О.Б.Вахромеева,
к.и.н., доцент кафедры исторического регионоведения
исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков