Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3722), 23 января 2006 года
мир и мы

Для адаптации к Болонскому процессу
России потребуется время

В конце декабря Петербург посетил государственный секретарь Швейцарии по вопросам образования и науки господин Чарльз Кляйбер (Charles Kleiber). Наш корреспондент побеседовал с ним о проблемах Болонского процесса: в Швейцарии он почти завершен.

 

— Господин Кляйбер, вы были в числе тех, кто подписал Болонскую декларацию еще в 1998 году. Почему Швейцария решилась на этот шаг?

— Швейцария — маленькая страна, граничащая сразу с несколькими государствами Европейского Союза: Германией, Италией, Францией. Мы бережно относимся к традициям нашего образования, но в то же время понимаем, что развиваться может лишь открытая система. У студентов должна быть возможность получать знания в разных университетах и странах: мобильность — это ключ к качественному образованию. Здесь можно вспомнить Средние века, когда молодые люди пересекали Старый Свет из конца в конец, чтобы послушать лекции знаменитого профессора. Важен и еще один аспект. Хотя Швейцария находится в самом сердце Европы, членом ЕС она не является. Вместе с тем, единый рынок рабочей силы уже давно стал фактом. Признание наших дипломов о высшем образовании – необходимый шаг на пути к интеграции в этот рынок. Как вы знаете, Болонский процесс должен быть в целом завершен к 2008 году. В Швейцарии все основные требования выполнены уже сегодня.

— Есть ли в вашей стране те, кто недоволен Болонским процессом?

— Конечно, есть. Люди с трудом привыкают к новому. Во многих университетах Швейцарии диплом о высшем образовании можно было получить за три года. Теперь же на бакалавра надо учиться четыре.

— В России диплом специалиста получают через пять лет. Нарекания связаны как раз с вынужденным сокращением программ и, как следствие, снижением качества образования.

— Я понимаю. Эта проблема актуальна для многих европейских стран. Однако опыт показывает, что отдельные курсы могут читаться в магистратуре в рамках более специализированных программ, а не в первые годы обучения, как это делается сейчас.

— Здесь возникает другой вопрос. Признан ли в Швейцарии диплом бакалавра? В России пока что нет.

— В Швейцарии диплом бакалавра воспринимается как свидетельство о высшем образовании. Все бакалавры востребованы рынком труда: их с удовольствием берут на работу банки, промышленные предприятия, государственные учреждения. Многие, поработав несколько лет, возвращаются в университет, чтобы продолжить обучение в магистратуре. Это потенциальные кадры для науки — часть из них окажется в аспирантуре.

— Какую оценку вы дали бы российской системе образования?

— У вас очень сильные естественнонаучные школы, высок уровень подготовки магистров и аспирантов. Цель моего нынешнего визита, например, — установить контакт с петербургскими университетами, наладить студенческий обмен между нашими странами. Я думаю, что Россия успешно интегрируется в Болонский процесс. Но для того чтобы осознать перемены и эффективно к ним адаптироваться, потребуется время.  

Игорь Макаров

 

 

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков