Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3722), 23 января 2006 года
голос ветеранов

Хорошо,
когда приходят ветераны

Не первый год в детском литературном объединении «Мыс» идут встречи с разными интересными людьми нашего города. Особое место занимают беседы с участниками Великой Отечественной войны. Их рассказы пополняют знания по истории нашей страны. Ответы на вопросы детей помогают им разобраться в истоках Победы, лучше понимать проблемы, которые волнуют сегодня.

Я благодарна Совету ветеранов СПбГУ, который сердечно и по-деловому отнесся к моей просьбе найти, порекомендовать для диалогов с детьми участников Победы. Много душевных сил и времени уделяет на организацию этих ценнейших встреч со школьниками заместитель председателя Совета ветеранов по идеологической работе Константин Алексеевич КРАСНУХИН при активном содействии председателя Совета Иннокентия Павловича ЗИНОВЬЕВА и руководителей факультетских ветеранских групп.

Руководитель литературного объединения «Мыс» Центра эстетического воспитания «Аккорд» Московского района Светлана Петровна Кудрявцева и заместитель председателя Совета ветеранов СПбГУ Константин Алексеевич Краснухин на очередной встрече со школьниками Московского района. 2005 г.

Руководитель литературного объединения «Мыс» Центра эстетического воспитания «Аккорд» Московского района Светлана Петровна Кудрявцева и заместитель председателя Совета ветеранов СПбГУ Константин Алексеевич Краснухин на очередной встрече со школьниками Московского района. 2005 г.

Дети с интересом слушали ветеранов, задали много вопросов М.А.Алексееву, К.А.Краснухину, Д.Д.Котиковой, А.А.Канарейкину, В.С.Маслову, Л.А.Масловой, а затем писали о своих впечатлениях, сочиняли свои пословицы, поговорки о смелости, находчивости воинов.

В словах детей, подростков – живой интерес к истории, желание понять причины гитлеровского нашествия, истоки нашей Победы, восхищение стойкостью, героизмом участников войны, чувства благодарности, любви, готовности помочь ветеранам.

Женя П., 3 класс: «Дорогая Димара Дмитриевна, мы все Вас уважаем. Я Вам желаю быть здоровой, никогда не умирать. Вы очень красивая… молодая…. Очень-очень хорошая и добрая».

Сергей П., 3 класс: «Я бы рад помочь Вам в деле… Вы прошли такую Блокаду… как Вам удалось… ведь было мало запасов еды, и мне было Вас жалко. Вы очень добры. Если бы Вы были злыми, то не прожили Блокаду. Вы помогали друг другу…».

Сергей Н., 3 класс: «Мне очень понравилось, как Вы нам рассказали про все, что Вы видели. И мне понравились песни того времени. Их пела Анна Ковалева. Антон Алексеевич, мне очень нравятся такие люди, как Вы. За такую храбрость, смелость, силу воли, умение. Без Вас армия не справилась бы».

Лена В., 3 класс: «Мне очень понравилось, как Вы говорили. С гордостью, с уверенностью. Все же это была правда: Вы воевали, сражались, защищали Родину. Вам было нелегко: у Вас погибали друзья, родные. Мне жалко, что это было, и хочу сказать Вам спасибо за то, что Вы помогли нам со страшным врагом».

Богдан Н., 3 класс: «… Мне понравилось, как Вы отвечали на вопросы и как отвечали на мой вопрос».

Александра В., 3 класс: «Рассказывали Вы очень интересно и отвечали на вопросы очень понятно и интересно».

Как видим, детей продолжает интересовать, волновать война как тяжкое, трагическое событие, в котором принимали непосредственное участие их деды и прадеды. Интересует психология участника войны в боевой обстановке. Задумываются и над тем, как повели бы они себя, окажись в том времени, чем они могут быть полезны ветеранам сейчас. В одном из сочинений восьмиклассник Саша К. требовательно пожелал, чтобы школа учила, как не растеряться в жизни. Ветераны помогли отвечать на этот важнейший вопрос Саши. Все наши дорогие гости – университетские участники войны – говорили о любви к Родине, взаимопомощи, силе воли, уверенности в себе, знаниях, навыках, физической подготовке. Очень помогла решать жизненную проблему Саши военная биография моего учителя студенческих лет Михаила Алексеевича Алексеева, дважды попадавшего в фашистский плен и дважды успешно бежавшего из него. Когда шести-семи-восьмиклассники писали о встрече с Михаилом Алексеевичем, анализируя его поступки во время побега и советы им, слушателям, они и сами делали выводы. Однако разговор был не прост.

Наташа Б., 7 кл.: «Мы спрашивали, как ему удалось бежать. Он сказал, что главное – не унывать, верить в удачу и не сдаваться.

Михаил Алексеевич не очень высокий, не очень крепкого телосложения, но многочисленные знаки отличия на его груди говорят о героическом прошлом Михаила Алексеевича. Мы задали ему много вопросов, на все он отвечал как правдивый, мужественный и смелый человек. Он нам задал только один вопрос: «Как бы вы себя подготовили к таким испытаниям?» Мальчики говорили о занятиях спортом, закалке, силе духа. Некоторым детям казалось, что «заранее никак нельзя подготовиться к испытаниям судьбы. Ведь ты не знаешь, какие именно будут эти испытания».

Но все вместе мы пришли к выводу: рецептов на все случаи жизни, конечно, невозможно дать, но можно на основе рассказов и советов ветеранов определить некоторые основные принципы подготовки к испытаниям:

  • Не дать страху сковать тебя. Не паникуй!
  • Хорошо знай свои задачи и умей трезво оценивать обстановку.
  • Составь план действий, не бездействуй.
  • Ищи помощников.
  • Лови удачный момент и обдуманно рискуй».

20 апреля старшие «мысовцы» присутствовали на научной конференции «Истоки Великой Победы», организованной ректоратом и Советом ветеранов СПбГУ в честь 60-летия разгрома фашистской Германии. Участвовали и в экскурсии по местам боевой славы, которую организовал Е.В.Ильин – доцент исторического факультета университета. Отрадно, что одна из наших активисток в августе стала студенткой этого давно привлекавшего её факультета.

В текущем учебном году наше содружество с Советом ветеранов СПбГУ продолжается; расширяется и круг выступающих, и тематики встреч, ибо наряду с ветеранами войны в беседах со школьниками будут принимать участие и более молодые члены научно-педагогического коллектива СПбГУ. Они расскажут об основных направлениях научно-исследовательской работы в университете, о её главных достижениях.

Первую беседу на районной встрече членов школьного литературного клуба «Мыс» провела Марина Аркадиевна Гиталова, выпускница юридического факультета, опытный правовед с 30-летним стажем работы. Старшеклассники с большим интересом слушали содержательный рассказ о своих правах и обязанностях в области гражданского и уголовного права.

На следующем заседании объединения доцент кафедры экологии почв Александр Иванович Попов познакомил слушателей с интересными и сложными проблемами почвоведения и их огромной ролью в экономике сельского хозяйства страны. Запланированы также выступления сотрудников геологического, физического и других факультетов СПбГУ.

Расширяется и круг слушателей. Вот уже не первый год на встречи приходят члены Советов музеев боевой славы нескольких школ Московского района. Школьники ждут этих встреч. Карина М. просто и задушевно написала: «Хорошо, когда приходят ветераны». А ветераны, молодея душой, говорят: «Очень хорошо, что мы им нужны».  

С.П.Кудрявцева,
руководитель детского литературного объединения «Мыс»
Центра эстетического воспитания «Аккорд» Московского района,
кандидат педагогических наук, выпускница ЛГУ 1954 г.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков