Санкт-Петербургский университет
   1   2   С/В   3   4   
   6   С/В  7-8  9  10-11
   12-13  14 - 15  16  17
   18  19  20  21  22  23
   C/B   24  25 26 27 
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3722), 23 января 2006 года

Голос из Англии

Лондон

Я не большой любитель исторических музеев, картинных галерей и прочего. И когда попадаю в новые города, стараюсь проводить там минимум времени. При знакомстве с новым городом мне важно, какой запах стоит на его улицах, какие люди ездят в общественном транспорте, какая из улочек в котором часу затихает. Мне кажется, так впечатление от города сложится более верное. Подход спорный, и я не берусь ни в коем случае отстаивать свою правоту.

На мой взгляд, существуют три варианта знакомства с новым городом.

Первый, самый необъективный и поверхностный – это изучать город из окна туристического автобуса – посещать знакомые всем места, ходить, не отрываясь от группы туристов, слушать экскурсовода и прочее. Необъективен этот вариант потому, что каждый город стремится показать туристу лучшую свою сторону, как бы фасад, чтобы привлечь его еще раз. Поэтому в ход идет то, что хорошо продается – известные на весь мир и оттого избитые достопримечательности, маршруты, по которым прошли до вас миллионы ног.

Второй – более глубокий, который практикую я – это ходить по улицам города. Просто ходить – часто без цели, без какого-либо смысла, смотреть на людей, здания, витрины магазинов. Стараться заметить то, чего не замечают туристы, стараться находить места, не упомянутые в большинстве путеводителей.

И, наконец, третий – это прожить в городе, по меньшей мере, месяц-другой. Ходить на работу или учебу, стать одной из капель в человеческом потоке, который ежедневно наполняет улицы больших городов.

Всякий раз, попадая в Лондон, я вступал в него с Ливерпульского вокзала, который находится рядом с более чем оживленным деловым районом Лондона. В следующую секунду, когда я выходил с вокзала, у меня появлялось ощущение, что я попал в самое сердце мира. Каждую секунду в этом месте перегонялась финансовая и культурная кровь всего мира. По сравнению с тихим и практически «провинциальным» Питером, Лондон сшибает с ног. Возникает неповторимое чувство скорости, энергичности, гордости от осознания того, что вы хоть немного причастны к жизни вокруг, и в то же время – чувство одиночества, потерянности в этом океане людей. Я его называю «чувством Гавроша». Именно так, наверное, ощущал себя маленький герой «Отверженных» Гюго, засыпая в своем давно обветшалом и никому не нужном слоне. Мимо вас проносится мир, и ему безразлично, живы вы или в следующую секунду вас не станет.

Наверное, если подсчитать людей различных национальностей, населяющих улицы Лондона в течение дня, то окажется, что народ, который наименее представлен среди них – это сами англичане. Весь обслуживающий персонал в ресторанах, на вокзалах и прочих общественных местах будет состоять из индусов, в обеденное время в деловом районе Сити будут отдыхать толпы японских, немецких, французских и американских бизнесменов, в дни каникул достопримечательности Лондона будут атакованы легионами русских школьников. Англичан нет. Даже когда я углублялся в респектабельные спальные районы, мне было как-то неудобно иногда, что я – белый. Без сомнения, это дело привычки – ведь ни Петербург, ни даже Москва далеко не столь же многонациональны, как европейские столицы.

Тем не менее на улицах Лондона есть нечто, что напоминает о том, что вы находитесь в Англии – это сами улицы. Как и в самом обычном английском городе, они постоянно изгибаются, меняют направление, переходят одна в другую. Англичанам кажется, что кривые улицы придают живописности городскому пейзажу. Наверно, поэтому большинство дорог в Англии (кроме федеральных автотрасс) очень всегда узкие и изогнутые. Конечно, само покрытие не в таком ужасном состоянии, как в России, более того – оно лучше, мне кажется, и не может быть, но вот проблема в том, что на многих дорогах, особенно проселочных, две машины не могут разъехаться. Для этого по бокам дорог делаются специальные «карманы», куда автолюбитель может отъехать, чтобы уступить дорогу встречному. Извилистость дорог также объясняется тем, что когда они строились, требовалось класть их в обход частных владений фермеров, которые, конечно, не желали, чтоб через их участок шла дорога.

Гуляя по улицам Лондона, я заметил интересную деталь: многие дома построены по всем правилам построения крепости: от тротуара сначала идет «вал» – металлическая решетка, поднимающаяся на метр-полтора от земли. За ней начинается ров – углубление в земле где-то метра на два. Ширина углубления – около метра. И только потом идет непосредственно стена здания. С помощью такой конструкции домовладельцы отвоевывают еще один этаж: получается освещенный подвал. В гостиницах там обычно устраиваются столовые. С другой стороны, это наглядный пример того, что англичане рассматривают свой дом не иначе как «крепость». Они ужасные «домолюбы»: очень любят украшать комнаты всевозможными фотографиями своего семейства, картинами и прочим, любят натаскать домой тысячу разных невероятно милых и бесполезных безделушек, любят, наконец, превращать десять квадратных метров садика при доме в некое подобие ежегодной выставки цветов в Челси.

В Париж, в Париж!

Когда мой год проживания в Англии уже начал подходить к концу, мне вдруг пришла в голову идея поехать куда-то отдохнуть от работы, от учебы – закончившейся и предстоящей. Мысль о том, чтоб посетить Париж, родилась сама собой. Судите сами: билет в оба конца Лондон-Париж на поезде под Ла-Маншем стоит 59 фунтов, что примерно раз в пять меньше билета до Парижа из Питера на самолете. Финансовые возможности у меня были, время до отъезда в Россию, после того как я уволился с работы и сдал экзамены в колледже, тоже оставалось.

Мое первое приятное впечатление от поездки было получено еще в Лондоне. При получении Шенгенской визы во французском консульстве с меня не взяли за нее плату. Оказалось, что существует соглашение выдавать разрешения на въезд бесплатно для лиц некоторых национальностей моложе 26 лет. Не знаю, действует ли это в России, но для меня это было своего рода приятным и неожиданным сюрпризом.

Одна из интересных особенностей Парижа: в нем до сих пор слова «Свобода, Равенство, Братство» являются как бы паролем. Непокорность Франции проявляется даже в магазинных ценниках – почти повсеместно цены на них указаны не только в евро, но и во франках. В какой еще стране одна из газет будет называться «Liberation» – «Освобождение»? В каком городе стены одного из кинотеатров могут быть в качестве оформления исписаны словами «свет», «демократия», «герои», «сопротивление», «желание», «будущее», «секс», «тишина», «мораль», «созидание», «мятеж», не говоря уже о словах вышеупомянутого лозунга Великой Французской революции? Где всего лишь за одну неделю вы сможете поучаствовать в нескольких массовых манифестациях? Я участвовал в двух из них – одна антивоенная, на другой – студенты-архитекторы выступали против какой-то местной реформы образования. Заметил две примечательные вещи: во-первых, обе они носили в высшей степени мирный характер – просто люди шли организованной колонной по улицам, выкрикивая лозунги и не нанося решительно никакого ущерба ни прохожим, ни городу. Студенты развешивали плакаты со своими требованиями кое-где на памятниках и входах в метро, но на этом их революционная деятельность ограничивалась. Даже движение почти совсем не перекрывалось, хотя демонстрация шла прямо по проезжей части – было такое ощущение, что колонна –огромное транспортное средство, настолько она подчинялась сигналам светофора и указаниям регулировщиков.

На улицах Парижа очень много маленьких кафе со столиками прямо на улице. Что интересно – стулья при этих столиках стоят не друг напротив друга, как у нас, а друг рядом с другом лицом к улице. Это связано с, как я это называю, «национальной забавой парижан», а именно – сидением часами в уличных кафе, попивая кофе, глядя на спешащих мимо людей и ведя оживленный разговор со своим собеседником. Эти кафе придают улицам какой-то даже «богемный» вид.

Не стану утомлять читателей историческими, географическими и тому подобными справками о Париже. Вы найдете подобную информацию, открыв любой путеводитель. Там она будет более полной и более точной, чем сообщу вам я.

Зато я расскажу вам мои впечатления о Париже с поправкой на российскую действительность. Дело в том, что, к моему искреннему сожалению, не все в России могут позволить себе съездить в европейские столицы. Я расскажу о том, как экономно посетить Париж. Все это можно назвать чем-то вроде «Увидеть Париж и не умереть с голоду по приезде домой».

И Лондон, и Париж просто созданы для сравнительно недорогостоящей поездки. Особенно это касается молодежи, которая еще не успела нажить себе язву желудка и может выдержать пару недель питания черт-те чем. Самая большая статья моих расходов за всю поездку была – оплата гостиничного номера. Те, у кого нечего красть, вполне могут пожить в хостелах, проживание в которых обойдется вам где то в 15-20 евро в день, в зависимости от вашей неприхотливости и вашего желания жить в комнате с тремя-пятью совершенно незнакомыми людьми. Если же вы относитесь к числу тех, у кого есть что красть – я бы сказал, что имеет смысл раскошелиться на гостиницу – чтобы себе дороже не вышло.

Что касается питания, то в Париже одному человеку вполне можно питаться на 5-7 евро в день (в Лондоне это составляет 5-7 фунтов) . При этом вы даже не будете голодать, правда, эта цифра не включает обеда в ресторане или кафе – питаться придется исключительно бутербродами из супермаркетов. Вести такой режим постоянно – прямая дорога к проблемам желудка, но прожить так две недели можно. В Париже ищите супермаркеты под вывесками Leader Price, G24, Franprix. В Лондоне – под вывесками Tesco, Asda, Sainsbury.

Если ваша поездка будет проходить в летние месяцы – настоятельно рекомендую носить с собой весь день бутылку с питьевой водой. Температура воздуха может быть очень высокой в Лондоне, а в Париже – и того больше. Причем в течение дня вы сможете пополнять бутылку. Дело в том, что, во-первых, воду из-под крана в обеих европейских столицах пить вполне безопасно, а в Париже, кроме всего прочего, по всему городу рсставлены колонки с питьевой водой. Они, в частности, есть на каждом кладбище, в обоих лесах, Булонском и Винсенском, на некоторых бульварах. В общем, главную задачу – избежать солнечного удара и чувствовать себя комфортно – можно с легкостью разрешить.

Что касается достопримечательностей, то никто не заставит вас платить за то, что вы будете гулять по этим улицам, дышать этим воздухом, наблюдать за жителями и туристами. Все это бесплатно, и это – главные достопримечательности любого города. Вход в Собор Святого Сердца (Cathedrale de Sacre Cаur) и Собор Парижской Богоматери (Cathedrale de Notre Dame de Paris) – бесплатный. Единственное, за что с вас все же умудрятся взять плату – это за то, чтоб показать вам вид на Париж с высоты этих зданий. Не попадайтесь на эту уловку. И уж точно – не тратьте 10 евро на то, чтоб взобраться на вершину Эйфелевой башни. Поступите лучше так: как-нибудь вечером, после наступления темноты, придите к Собору Святого Сердца. Он стоит на вершине холма, и потому там перед вами предстанет восхитительный (и абсолютно бесплатный) вид Парижа, который, кстати, будет включать и Эйфелеву башню. Что касается Лондона, то там естественных (то есть географических) точек, с которых можно было бы обозревать город, нет, потому вам придется раскошелиться на колесо обозрения «Лондонский Глаз» (London Eye) прямо напротив здания Парламента, обзор города с Собора Святого Павла (Saint Paul’s Cathedral) или с одного из небоскребов Сити.

Из музеев в Париже действительно имеет смысл посетить только Лувр. И даже туда часто можно пройти бесплатно. Из остальных музеев стоит посещать только те, которые относятся к тому, чем вы действительно увлекаетесь (например, Музей современного искусства). В Лондоне все музеи государственного значения – бесплатные. И потому, даже если вы не большой поклонник истории или живописи, то все равно имеет смысл понасиловать себя и провести какое-то время там.

Связаться с домом и не заплатить при этом ни копейки из Парижа тоже возможно: на первом этаже Центра Помпиду (Pompidou Centre) можно совершенно бесплатно получить право на то, чтоб пользоваться Интернетом в течение 50 минут. За это время вы сможете написать письма друзьям и знакомым о том, как замечательно вы проводите время.

Продолжая тему бесплатных удовольствий, хочется посоветовать всем и каждому оказаться в Париже 21 июня. В это время проходит Праздник музыки (Fete de La Musique) – так парижане отмечают самый длинный день в году. По всему городу проходят сотни бесплатных концертов самых разных направлений: от хорового пения до электроники. Если купить с утра газету, содержащую программу дня, то можно убедиться в том, что, начиная с полудня, каждые полчаса где-то в городе стартует очередной концерт. Длятся они недолго, и потому за день реально можно прослушать штук десять, а то и пятнадцать. Вечером под открытым небом проходит самый большой концерт с участием самых главных звезд франкоговорящего шоу-бизнеса. Он-то и привлек меня как большого любителя современной популярной французской музыки. Концерт проходил в этом году в Версале и шел четыре с половиной часа. Атмосфера была самая оживленная и дружелюбная. Никто даже не напился. Зато, вернувшись в Париж уже полвторого ночи, я с удовлетворением заметил, что все, кто возвращался со мной из Версаля на том же поезде, успели изрядно накачаться за те полчаса, которые занимает дорога. В ту ночь мне нужно было пройти через половину Парижа по набережной Сены от конечной остановки электрички до моего отеля. Было где-то три часа ночи, и народ веселился, как мог. В центре города сотни людей с головой погружались в пьяное веселье. Улицы, в обычное время чистые настолько, что на них можно сидеть в белых брюках, теперь застилали осколки битых бутылок, горы мусора, результаты смешивания разных видов алкоголя. На площадях стоял устойчивый запах мочи. Повсюду сновала вдрызг пьяная молодежь весьма опасного вида, иногда они катались по улицам на украденных в ближайших супермаркетах тележках для продуктов. Впрочем, ни одной драки я не заметил.

Заключение

Мой год в Англии подошел к концу. Для меня он оказался весьма удачным: мои результаты итоговых экзаменов оказались одними из самых лучших в группе, я нашел работу, постарался изучить чужую культуру.

Пусть результаты и не кажутся на первый взгляд впечатляющими, однако это лишь потому, что я прожил в Англии только год. Будь у меня больше времени – я уверен, что смог бы добиться большего.

Мне хотелось в своих небольших отчетах рассказать читателям о тех мелких (а иногда – не таких мелких) деталях английского характера, быта, уклада жизни. К сожалению, я не смог рассказать и половины того, что мне хотелось. Причина тому проста – по ходу написания этих отчетов я группировал мои впечатления по темам. Однако многие из них столь разрозненны, что каким-то образом сгруппировать их не представляется мне возможным.

Посему хотелось бы в этом небольшом заключении еще раз подчеркнуть главную мысль. Пока я жил в Англии, мне было трудно – смешно было бы это скрывать. В какой-то момент я был очень близок к тому, чтоб вернуться. И тем не менее, в конце концов моя жизнь наладилась, когда я принял эту новую страну как свой – пусть и временный – дом.

Мне кажется, что человек, который действительно чего-то хочет – обязательно добьется этого. В какой бы стране он ни жил, каков бы ни был его социальный статус – в современном мире так много новых горизонтов, что наши возможности ограничивают только наши же желания. Нехватка времени, отсутствие путей, ходов – лишь удачно придуманные оправдания бездействию и апатии. Все зависит от наших приоритетов.

Неважно, что мы захотим от жизни. Пусть это не будет пресловутое стремление вперед и вверх. Главное, чтобы при этом мы чувствовали себя счастливыми. Но если у нас нет внутреннего мира с собой – перемена места жительства не изменит этого. Наша страна не хуже ни одной другой. Обрести гармонию с самим собой – значит, в конечном итоге, стать счастливым там, где ты живешь.

Я испытал это на себе.  

Никита Немыгин,
студент

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков