Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18-19 (3785-3786), 29 декабря 2008 года

Относительна даже одновременность

Можно ли время повернуть вспять? Одинаково ли течет время для разных людей?

Вот точный текст современного определения секунды, утвержденного на XIII Генеральной конференции по мерам и весам в 1967 году: «Секунда равна 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133». Уже отсюда видно, что время — это вотчина физиков.

Но вначале определим само понятие. Время в физике — это динамическая характеристика окружающего нас мира. Да, дефиниция излишне расплывчатая, но в оправдание заметим, что термин «время» слишком прочно вошел в наш обиход, и разграничить, где заканчиваются физические определения и начинаются философско-бытовые, практически невозможно. Поэтому ограничимся именно таким определением и не станем вторгаться на чужие территории.

Какими же качествами обладает эта динамическая характеристика? С точки зрения физиков, наиболее интересные ее свойства — относительность времени и направленность времени.

Девушка на коленях или раскаленная сковородка?

Все знают, что время относительно, хотя это было установлено сравнительно недавно. Еще до начала позапрошлого века люди верили в абсолютное время. Абсолютность времени означала, что любое событие может быть однозначно охарактеризовано неким параметром (а именно моментом времени, в которое оно произошло), и все правильно идущие часы измерят одинаковый интервал времени между двумя событиями. Такое понимание близко к «обывательскому», ведь в повседневной жизни мы привыкли, что наши часы подчиняются этому условию. В самом деле, как-то трудно спорить с тем, что если первая пара начинается в 9.00, а заканчивается в 10.35, то (за вычетом пятиминутного перерыва посередине) студентам предстоит слушать лекцию 90 минут, и преподавателю предстоит ее читать те же 90 минут.

В действительности ситуация сложнее. Благодаря работам выдающихся физиков и математиков конца XIX — начала XX веков (можно назвать, к примеру, Х.Лоренца, А.Пуанкаре, Г.Минковского) была создана теория, которую сейчас принято называть специальной теорией относительности. Фактически она основана лишь на принципе относительности Галилея, утверждающем равноправие всех инерциальных систем отсчета. Иными словами, все физические события и явления должны выглядеть одинаково как для неподвижного наблюдателя, так и для наблюдателя, который движется относительно первого с постоянной скоростью. Это требование, известное еще в классической ньютоновской механике, на первый взгляд достаточно невинно. И правда, каждый из нас, путешествуя в электричке или в самолете, взглянув в окно, замечал, что это не мы проезжаем мимо деревьев, домов или пролетаем мимо облаков, а наоборот, все вокруг нас движется, убегая назад, а мы сидим неподвижно на одном месте и созерцаем это движение. Однако будучи распространенным на все без исключения физические явления, принцип относительности приводит к ряду нетривиальных следствий.

Во-первых, пользуясь этим принципом, можно вывести преобразования Лоренца, показывающие, что пространство и время связаны между собой. Более того, их необходимо рассматривать как один объект — четырехмерное пространство-время, в котором наряду с тремя пространственными вводится четвертая (хотя и не вполне равноправная) временная координата. Пространственные и временная координаты в преобразованиях Лоренца «перемешиваются». В это вполне можно поверить, вспомнив, например, армейский афоризм про «копать от забора до обеда».

Во-вторых, из подобного вывода следует существование скорости, одинаковой для всех инерциальных систем отсчета. Экспериментально было установлено, что такой скоростью является скорость света в вакууме (c = 299 792 458 метров в секунду).

И вот здесь уже зарыта совершенно непостижимая с точки зрения здравого смысла собака. Только представьте: футбольный нападающий, допустим, «Зенита» бежит со скоростью c, и навстречу ему с такой же скоростью бежит защитник, скажем, «Реала». Что происходит с точки зрения защитника? Казалось бы, ответ должен быть таким: в «своей» системе отсчета защитник неподвижно стоит на месте, а нападающий бежит на него с удвоенной скоростью, c + c = 2c. Но система защитника — инерциальная, а мы сказали, что скорость нападающего — одинакова для всех инерциальных систем. Значит, нападающий бежит на него со своей скоростью c. В чем дело? Где же нападающий потерял половину своей скорости? И как оказалось c + c = c?

Интуиция сыграла с нами злую шутку. Существование скорости, одинаковой во всех инерциальных системах отсчета (постулат о постоянстве скорости света), противоречит классическому закону сложения скоростей, которым попытался воспользоваться наш здравый смысл. Закон сложения скоростей (вместе с нашей интуицией и здравым смыслом) справедлив лишь для медленных движений. Но им нельзя воспользоваться при движении со скоростями, близкими к скорости света.

Но вернемся к теме времени. Из преобразований Лоренца можно извлечь несколько любопытных следствий. Одно из них — относительность одновременности. Если в какой-то системе отсчета два события происходят в один и тот же момент времени, то в другой системе отсчета эти события происходят, вообще говоря, в разные моменты времени. Другое следствие — релятивистское замедление времени. Если в какой-то системе отсчета между двумя событиями, произошедшими в одном месте, прошло некоторое время, то в другой системе отсчета между этими же событиями проходит большее время (то есть, с точки зрения любого наблюдателя, все физические процессы в движущейся относительно него системе отсчета проходят медленнее).

Мы видим, что теория относительности опровергает абсолютность времени. Каждый наблюдатель имеет свое собственное время, и два временных промежутка, измеренные при помощи двух правильно идущих, но разных часов, уже не обязательно будут одинаковыми. Время стало субъективным понятием, зависящим от того, кто его измеряет. Эйнштейну приписывают анекдот, раскрывающий сущность относительности времени: «Когда у вас на коленях сидит хорошенькая девушка, час пролетает как минута, но даже минута на раскаленной плите кажется часом».

Почему же мы не наблюдаем в нашей жизни этих замечательных свойств времени? Ответ все тот же — мы слишком медленно двигаемся! Например, чтобы лекция, которую неподвижный профессор читает 90 минут, промелькнула для студента за 10 минут, последнему нужно двигаться со скоростью, равной примерно 0,9938*c, то есть, практически со скоростью света. Чего, конечно, быть никак не может, как бы ни хотелось этого некоторым особо торопливым студиозусам.

Может ли время течь вспять?

Еще одно необычное следствие теории относительности в том, что в геометрии четырехмерного пространства-времени не существует упорядочения по времени. Это значит, что не любые два события связаны причинно-следственной связью, то есть мы не всегда можем сказать, какое из двух событий лежит в прошлом, а какое — в будущем. В квантовой механике направление времени тоже ничем не выделено. Известна квантово-механическая теорема, утверждающая, что если в нашем мире поменять ход времени на противоположный (изменить направление движения всех частиц), правое на левое (зеркально отразить пространство) и все частицы заменить античастицами, то законы науки не изменятся. Вообще говоря, законы физики, управляющие поведением материи в обычной ситуации, не изменятся и после выполнения всего двух последних операций. То есть в обычной ситуации изменение направления течения времени не должно повлиять на физические процессы.

Тем не менее, в нашей жизни движение вперед и назад по времени очень даже различимы. Наше «повседневное» время — одномерно, оно представляет собой прямую (иначе говоря, ось), где из любых двух несовпадающих точек одна всегда является будущим по отношению к другой. Все мы живем, двигаясь из прошлого к будущему, а контрамоты — люди, передвигающиеся в обратную сторону по оси времени — существуют только в фантастических романах братьев Стругацких.

Представим себе, что со стола на пол падает и разбивается на куски чашка. Если заснять ее падение на пленку, то при просмотре фильма мы сразу сможем сказать, в каком направлении прокручивается пленка. Если мы увидим, как разбитые куски вдруг сами собой собираются вместе, и целая чашка запрыгивает обратно на стол, то смело можно утверждать, что фильм идет задом наперед, потому что в обычной жизни такого не бывает.

Но почему же в нашей жизни нет самостоятельно склеивающихся чашек, саморемонтирующихся новостроек и людей, помнящих завтрашний день? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть две различные стрелы (оси) времени. А именно, стрелу термодинамическую, указывающую направление, в котором возрастает энтропия (функция, являющаяся в некотором смысле мерой беспорядка системы), и стрелу психологическую, задающую направление, в котором мы ощущаем ход времени. Важное утверждение состоит в том, что психологическая стрела определяется термодинамической, и они всегда направлены одинаково.

Поясним это утверждение. Идея его в том, что состояний беспорядка в мире всегда гораздо больше, чем состояний порядка (отсюда же, например, вытекает второй закон термодинамики, неубывание энтропии). Например, существует 5! = 120 различных вариантов перестановок 5 букв е, в, я, м, р, но при этом из них можно составить лишь одно осмысленное слово — «время». Следовательно, беспорядок будет расти со временем, если вначале было состояние высокого порядка — ведь когда мы начнем переставлять буквы в слове «время», то с большой вероятностью мы получим чепуху, бессмысленный набор букв. Далее, можно показать (количественным расчетом), что увеличение беспорядка в окружающем мире при попытке упорядочить память всегда больше, чем увеличение порядка самой памяти. Но это в точности и означает, что направление времени, в котором мы запоминаем прошлое, совпадает с направлением, в котором растет беспорядок! То есть субъективное ощущение времени — психологическая стрела — задается в нашем мозгу термодинамической стрелой.

Перефразируя ироничного С.Хокинга, это можно выразить еще и так: если вам придет в голову прочитать и запомнить каждое слово из этой статьи, то ваша память получит около двадцати тысяч единиц информации, и порядок в вашей голове возрастет примерно на двадцать тысяч единиц. Но пока Вы читали данную статью, по крайней мере 100 калорий упорядоченной энергии, которую вы получили в виде пищи, превратились в неупорядоченную энергию, которую вы передали в окружающий воздух в виде тепла. Беспорядок во Вселенной возрастет при этом примерно на двести тысяч миллионов миллионов миллионов единиц, что в десять миллионов миллионов миллионов раз превышает указанное увеличение порядка в вашем мозгу.

Однако это, конечно, не отменяет необходимости наводить порядок в головах. Что, в общем-то, и было главной целью данной статьи. Хочется верить, в какой-то степени это получилось.  

Михаил ПАХНИН,
студент 5 курса Физического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков