Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18-19 (3785-3786), 29 декабря 2008 года
уходящая натура

Храм, универмаг
и борода Деда Мороза

Вёсельная, Остоумова, Опочинина, Карташихина, Канареечная улицы. Непарадный, но своеобразнейший, несколько замкнутый мир Гавани. В начале XX века гаванская застройка была крайне живописна: солидные многоэтажные доходные дома (в том числе «морской фасад» того времени на Опочининой улице) и многочисленные деревянные домики. В наводнения местность часто затапливалась, что нашло свое отражение в литературе — рассказ, к примеру, Михаила Зощенко «Утонувший домик». Однако ирония Михаила Михайловича — «кура вброд могла перейти» была, пожалуй, несколько преувеличенной. На недавней выставке в Русском музее «Власть воды» впервые единым блоком демонстрировалась кинохроника великого ленинградского наводнения 1924 года. Немалая часть кадров отснята в Гавани — затопления были весьма серьезны. Тут же с экрана глядели и персонажи Михаила Михайловича Зощенко — вот Вася Конопатов с инвалидом Гаврилычем помпою откачивают воду из подвала, вот чумазый мальчишка переплывает улицу на плоту. Смеется.

Тихвинская церковь. Вид со Среднегаванского проспекта.

Тихвинская церковь. Вид со Среднегаванского проспекта.

Тихвинская церковь, алтарная сторона.

Тихвинская церковь, алтарная сторона.

Колокольня Пантелеймоновской церкви и дом причта.

Колокольня Пантелеймоновской церкви и дом причта.

Были у гаванских жителей свои чтимые храмы. Главный их них, деревянный храм XVIII века Пресвятой Троицы, в котором, среди прочего, находился образ «Явление Св. Троицы преподобному Сергию», принадлежавший Петру Великому, был снесен в 30-е годы XX века. К сохранившемуся храму Божией Матери (Милующей) мы обязательно вернемся в одном из следующих путешествий. Сегодня же речь пойдет о церкви Тихвинской Божией Матери — памятнике с необычной и трагической судьбой.

Участок №3 по Карташихиной улице (№11 по Среднегаванскому проспекту) был в начале XX века пожертвован знаменитому Пюхтицкому Успенскому монастырю. В 1903–1906 годах архитектор Виктор Никанорович (по другим данным Никандрович) Бобров возвел здесь пятиглавый каменный храм с изящной двухъярусной шатровой колокольней. Не в первый раз мы говорим о том или ином зодчем дней минувших как о тонком и умелом стилисте. Абсолютно уместно это и в случае архитектора Боброва. В массиве собственно храма, в мощных тяжелых абсидах, в обработке оконных проемов явственно ощущается византийское влияние, луковичное же пятиглавие и шатровая колокольня типично русские, — однако сложились эти составляющие в гармоничное и выразительное сооружение. Говоря о Викторе Боброве как о стилисте, необходимо вспомнить о еще одной его малоизвестной постройке — доме причта Пантелеймоновской церкви (Соляной пер., 17, двор). На крошечном участке земли рядом с замечательным памятником XVIII века Бобров возвел лаконичное здание с мансардным этажом и миниатюрным двориком, ничуть не мешающее церкви, но дополняющее ее и являющееся вместе с нею единым законченным ансамблем.

Тут позволим себе отвлечься. В конце 80-х годов прошлого века вокруг Пантелеймоновской церкви архитектором Б. была затеяна дискуссия, принять участие в которой довелось и автору этих строк. Суть дискуссии сводилась ко вполне безумной в данном случае идее о том, что надлежит вернуть все “как было”, то есть ко времени постройки храма И.К.Коробовым, что означало уничтожить и важные в пропорциональном и конструктивном плане перестройки Беретти, и пристройку Боброва. В результате мы получили бы абсолютно незнакомый памятник. Разум тогда, по счастью, возобладал. Воссоздание приблизительных фасадов «как было» в иных случаях возможно — например, при почти полном уничтожении памятника, как в ситуации с палатами Кикина. Там это получилось. Однако мы имеем куда более фатальный пример Меншиковского дворца, когда вместо подлинного фасада середины XVIII века мы видим новодел 70-х годов века XX.

Вернемся, однако, на Карташихину улицу. Тихвинский храм недолго простоял в первозданном виде. После революции его закрыли и перестроили под универмаг. Что же тут трагического и тем более необычного для того времени? — спросите вы. А дело в том, что перестраивал его тот самый Виктор Никанорович Бобров. В 1929 году 65-летний зодчий, до революции член епархиального братства Пресвятой Богородицы, калечил и кромсал свое детище. Рушилась двухъярусная колокольня, в прах рассыпалось луковичное пятиглавие. Никаких оценочных характеристик мы не даем. Нам в последнее время все более подозрительно пресловутое сослагательное отношение к истории («Вот если бы я получил Нобелевскую премию, как Пастернак, то ни за что бы не отказался от нее»). Да ты получи ее сначала! Особенно в те годы. К тому же Нобелевские премии доставались не всем. Кого-то зарыли в колымской мерзлоте, кто-то уничтожал свое творчество.

В начале 30-х открылся Гаванский дом промкооперации. В обезображенный храм бодро потянулись продающие и покупающие. В 1935 году умер архитектор Виктор Бобров. Церковное предназначение здания постепенно забывалось. Гаванские жители привыкли к универмагу. Забегая вперед, скажем, что нынче закрыт и универмаг, здание пустует, дальнейшая судьба его не определена и вызывает вполне естественно тревогу. А тогда… В Новый год возле универмага ставили елку, возбужденный народ валил поживиться чем-нибудь. Ну и мандарины, конечно, куда же без них…

Надо сказать, что в тяжелые годы застоя населению оказывались кое-какие услуги. После войны на участке №9 по Среднегаванскому было построено длинное пятиэтажное здание. Среди прочих очагов культуры, таких, как например, пивной бар, там находилась знаменитая фирма «Невские зори». В прейскуранте услуг ее был вызов Деда Мороза с клееной бородой и разбитною Снегуркой на дом. Так что можете включать машину времени (а это каждый может сделать). Набрать номер А7-02-15. Или А7-10-36. И вот он, Дед Мороз, вот она, Снегурка. «Здравствуйте, детки! Хорошо ли вели себя, милые?»  

Александр ГУЩИН
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков