Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18-19 (3785-3786), 29 декабря 2008 года

Живой Журнал Анны Карениной

Писатель Александр Житинский стал известен в середине 1970-х, когда одна за другой в журналах появились его повести: «Снюсь», «Глагол “инженер”» и другие. А второй раз известность настигла его после публикации «Записок рок-дилетанта» в середине 1980-х. Он писал и стихи, и киносценарии («по ним поставлены семь с половиной фильмов», — как рассказывает сам Житинский), а поэтические сборники прошли незамеченными. Сейчас писатель говорит, что пятнадцать лет писания в стол — это серьезная школа.

На встрече вопросов было не очень много, и аудиторию можно условно разделить на две части. Половина — та, что постарше, — знала Житинского-писателя, но плохо ориентировалась на просторах интернета. А из другой, помоложе, некоторые признались, что являются френдами Житинского-юзера по Живому Журналу, но, видимо, не очень-то часто заглядывали в его книги. Однако, основная тема встречи «Интернет и современный литературный процесс» была интересна всем.

А ты записался в писатели?

— С появлением интернета стали возникать вопросы вроде: «Убьет ли интернет книгу?» Дискуссии ведутся до сих пор, но, как видите, книга еще жива. Мы ведь привыкли читать с листа, а не с монитора, — вдохновенно вещал Александр Николаевич.

Иронизируя над минусами интернета, писатель Житинский сетовал на то, что Сеть сильно влияет на культуру письменной речи. В нынешнее время формы существования языка сузились до устной и интернетовской (вместо прежней письменной):

— На бумаге сейчас пишут всё реже. Каждому приходится писать от руки лишь несколько раз в жизни: письмо бабушке да еще — заявление об увольнении по собственному желанию, вот и всё. То ли дело компьютер! С ним все просто: у вас есть пустой экран монитора и клавиатура, вы за считанные минуты набираете какой-нибудь рассказ и одним нажатием клавиши показываете его всему свету (вывешиваете в Живом Журнале, например).

То есть в интернете все враз становятся писателями. Каждый уважающий себя юзер пишет стихи и рассказы. И отсылает их своим друзьям, взамен читая их опусы. При этом произведения таких интернет-пользователей не знают и на соседней улице, где книжный магазин находится! Но сейчас становится все меньше людей, у которых есть желание быть изданными. Такое вот столкновение традиционной литературы и интернета.

«Золотые рыбки» в Сети

Житинский рассуждает об интернете не как человек посторонний, на минутку зашедший в Сеть и испугавшийся нового неизвестного пространства. Он опытный юзер с большим стажем, с одной стороны, а с другой — остается писателем и в виртуальном мире. Можно сказать: он писательствует юзерствуя и юзерит пиша. Александр Николаевич Житинский рассказал о своем опыте общения с интернетом (в форме ЖЖ) и о своем писательском творчестве в интернете:

— Помню, как и сам однажды решил создать произведение сразу в Сети. При этом у меня был договор с одной писательницей, которую я никогда не видел. Мы условились в интернете по очереди посылать друг другу реплики своих персонажей (это была пьеса). Кажется, даже сюжет заранее не продумали — он должен был возникать спонтанно… Но из этого ничего не вышло. Может, в интернете писать трудно? А может, я просто умею сочинять лишь один, а не с кем-то на пару (поэтому, если честно, не понимаю братьев Стругацких — как они умудрялись творить вдвоем?..).

С другой стороны, я бы не приписывал интернету только отрицательное влияние на литературу и современный литературный процесс. Тот факт, что чьи-то произведения выложены в Сети, не обязательно является показателем плохого качества и низкого уровня подобной «литературы». Я уж не говорю о том, что мои книги годами бродят по интернету, без всякого копирайта (к ним, между прочим, прицепились и два чужих произведения — под моей фамилией…), и я, кстати, к этому отношусь спокойно.

Важно другое: читая ЖЖ, периодически натыкаюсь там на талантливейшие творения. Несколько лет назад я издал найденные в Сети произведения двух пятнадцатилетних москвичек. В прошлом году мое издательство «Геликон+» выпустило книгу петербурженки Алины Кудряшевой, стихи которой тоже висят в ЖЖ. И, между прочим, их читают около семи тысяч ее френдов (друзей по интернету) — у меня таких друзей и то меньше… (интервью с Алиной и ее стихи были опубликованы в журнале «Санкт-Петербургский университет», №3-2008. — Ред.)

ЖЖ литературных героев

Но писатель идет еще дальше, активно осваивая пространство Сети. Можно записывать стихи или рассказы на папирусе, пергаменте, камне, бумаге или на экране компьютера. А Житинский рассматривает интернет не только как новый носитель, новое вместилище информации. Он видит в нем новую, необыкновенную и в своем роде уникальную ступень развития литературы. Точно так же кинофильмы в свое время появились как форма развития театральных спектаклей. Но кино — это не новый театр на экране. Так и литература в Сети — это не только литературные творения, выложенные в интернете. Появляются принципиально новые формы существования произведений. И герои книг Житинского перекочевывают со страниц печатных изданий в виртуальные форматы:

— Вот еще пример существования литературы в интернете, — продолжает свое повествование писатель. — Одна из моих последних книжек в прошлом году была издана в печатном виде. Роман «Государь всея Сети» — о том, как современному подростку, единственному сыну олигарха, отрезанному от внешнего мира, приснилось, что он станет новым русским царем. Он убегает от своих многочисленных «нянек», забирается в Сеть и наводняет интернет своими посланиями, в которых утверждает, что является царем Кириллом Первым.

Так вот, я для всех героев этой книги завел в Сети их собственные ЖЖ. Теперь любой пользователь может с ними общаться, так сказать, напрямую — а не через посредничество книги. И хотя, конечно, все ЖЖ веду я, но мои герои теперь живут своей собственной жизнью, наравне с другими юзерами. История каждого из них развивается не по моим замыслам, а сама собой. Наверно, я когда-нибудь напишу продолжение своей книги на основе обсуждений в интернете. Но пока я, хоть и автор, не представляю, что произойдет с ними в следующий момент…

Это все равно как если бы у всех героев, например, «Анны Карениной», появились бы свои ЖЖ — у Анны, у Вронского, у Каренина (в процессе публикации романа по главам — до наступления финала). Их вел бы Толстой, но при этом он вряд ли смог бы полностью контролировать их отношения, да и сам сюжет. Может, тогда Анна и не бросилась бы под поезд… Кто знает, как сложилась бы ее судьба на страницах Живого Журнала?

Соавтор или житель?

Житинский, кстати, не единственный писатель, который ведет активную игру с читателями через интернет. Были сообщения, что Сергей Лукьяненко начал выкладывать главы нового романа в Сети. Читатели присылают ему варианты развития сюжета. А он пишет свою версию следующей главы, кардинально отличающуюся от ожидаемых. И снова выдает эту главу на суд участникам сетевого сообщества…

Но это два разных пути развития литературы в интернете. В одном варианте читатели придумывают сюжет — и все меньше верят в героев. В другом случае книжные герои все больше приобретают ощутимость, реальность — в общении с посетителями Сети. Мне кажется, разница подходов в том, какая роль отводится читателю. И какую роль он захочет играть в мире книжных персонажей — роль создателя нового мира, соавтора Лукьяненко, или жителя другой реальности, который общается с героями Житинского наравне.

— В общем, я бы не стал противопоставлять традиционную литературу и интернетовскую, — заключил Александр Николаевич Житинский, отвечая на один вопросов френдов. — И я не согласен с мнением, что сейчас существуют два типа литературы: в интернете и у крупных издательств-монополизаторов. По-моему, литературе в Сети еще не на что опереться, интернет еще не создал своих классиков. Хотя, бесспорно, это явление — написание произведений в интернете — уже можно назвать литературой. Литературой многожанровой, со своими особенностями, со своими удачами и провалами.  

Маргарита Голубева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков