Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18-19 (3785-3786), 29 декабря 2008 года
конференц-зал

Интернет развивается,
проблемы остаются

Главной задачей объединенной конференции является «развитие междисциплинарных исследований особенностей применения технологий информационного общества в социально-гуманитарной сфере, формирование электронного документного пространства и развитие общества знаний». На протяжении десяти лет конференция продолжает включать самые разные аспекты «интернетной» общественной жизни: образование — электронные библиотеки, интеграция электронных коллекций, дистанционное обучение, проблемы воспитания; электронное правительство и способы эффективного взаимодействия власти и населения; проблемы права в Интернете. В этом году конференция проводилась по двум направлениям: «Гуманитарная информатика» и «Электронное правительство в информационном обществе».

«Закона об Интернете
в России нет…»

Ведущий юрист интернет-сферы, доцент СПбГУ и «ветеран» конференции Виктор Борисович Наумов рассказал об истории развития регулирования информационного общества. Закона об Интернете в России нет, система правовых проблем до сих пор осмысляется, только на основе этого осмысления удастся построить иерархию юридических отношений, которая будет закреплена в разрабатываемом законодательстве. Сейчас регулирование информационных правоотношений происходит в рамках различных отраслей права — конституционного, гражданского, уголовного, административного, информационного и т.д.

За 15–17 лет развития Интернета было разработано значительное количество реализованных и нереализованных нормативно-правовых актов, и весь этот период законотворчества и правоприменения можно разделить на пять этапов. Принятые с конца 1991 года законы о СМИ (ст. 24 касается «иных СМИ», в том числе и телекоммуникационных сетей), первые редакции законов об авторском праве охарактеризовали первый этап формирования правовых основ в сфере информатизации; второй этап — предметные информационные законы «Об информации, информатизации и защите информации», закон «О связи»; третий этап характеризует появление в 1999 году судебных дел, связанных с Интернетом (доменные споры), и развитие судебной практики; четвертый этап — 2001–2004 гг. — интерес к электронному документообороту (сейчас наиболее развивающееся направление); единственный принятый предметный закон «Об электронной цифровой подписи» оказался не очень удачным и стал лишь дополнительным административным барьером для участников отношений. В 2006 г. (5 этап) приняты новая редакция закона «Об информации», закон «О персональных данных» и осуществлен запрет спама посредством закона «О рекламе». Борьба с интернет-преступностью и правонарушениями в этой сфере осложняется колоссальными массивами данных, их «текучестью», незащищенностью протоколов обмена информацией, сложностью обеспечения доказательств в сети — в отличие от материальных, интернет-доказательства изменчивы и нестабильны, анонимные сообщения запрещены, но ответственности за нарушение не предусматривается. В поправках к 4 части ГК РФ фактически запрещен доступ к электронным коллекциям библиотек.

Директор Российской ассоциации электронных библиотек — некоммерческого партнерства «Электронные библиотеки» Александр Борисович Антопольский видит свою роль в «интеграции информационных ресурсов по стране, однако как это будет сделано — неизвестно. Электронная библиотека — это информационная система публичного доступа (не нужно путать с обычной библиотекой, просто используется не очень удачный перенос смысла)». Проблема авторского права вообще на сегодняшний день одна из самых острых: с одной стороны, пользователю недоступен огромный плат информации, с другой — ущемляются права (в основном материальные) автора этой информации.

Новые технологии в образовании традиционно интересуют многих. Владимир Николаевич Лупанов, кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета (ИНЖЕКОН) уже перестроил свою систему преподавания и сейчас читает дистанционный курс для студентов в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), где располагается один из 15 филиалов ИНЖЕКОНа — курс востребован русскими и небольшим процентом русскоговорящих студентов.

— Один из видов получения знаний в системе непрерывного образования — технология дистанционного обучения (ТДО). В режиме реального времени проводятся интерактивные видеоконференции — чтение лекций, общение со студентами, тестирование, в их почтовом ящике я вывешиваю открытый журнал с системой оценок — визуальный контакт с человеком намного продуктивнее общения в чате. В разрабатываемых сейчас «Технологиях управления знаниями» система образования будет строиться не на поурочном, «классовом» принципе, а на предоставлении желающим возможности получения знания с помощью различных технологий. На конференциях, где обсуждаются проблемы информационного общества, часто возникают проблемы из-за неопределенности понятия «информация». Есть несогласованные данные, далее различно структурированная информация, а получающий и обрабатывающий ее человек превращает информацию в знания. Сегодня информация — это переходящая из одного состояния в другое материя, которую трудно поймать, как черную кошку в темной комнате. Нужно исходить из интересов потребителя, для которого нужны информационные технологии лишь как инструмент, а не останавливаться на самих информационных технологиях (ИТ).

С докладом о психологических основах киберэтики, моральном становлении подростков выступил заведующий лабораторией «Психологические проблемы информатизации» Факультета психологии МГУ Александр Евгеньевич Войскунский. Угрозой здесь видится возможность анонимного существования в Интернете. Путем личных бесед, опросов (причем применялось моделирование ситуации — «что бы вы делали, если…; как поступили бы в таком случае…») выяснилось, что в реальной жизни подросток не совершил бы преступления, а взлом сайта, банковских карт или покупка через чужие электронные кошельки интернет-товаров и услуг «не кажутся детям слишком уж предосудительным занятием».

«Одну из наиболее известных психологических теорий нравственного развития разработал Лоуренс Кольберг, — продолжает А.Е.Войскунский. — Достижение определенной стадии моральных суждений не гарантирует нравственных поступков, соответствующих тому же уровню», но «в основе морального воспитания и развития ребенка должна лежать педагогически и психологически обоснованная организация детских отношений, как межличностных, так и опосредованных современными телекоммуникациями (среди которых в первую очередь должны быть отмечены мобильная связь, социальные сети, блоги, чаты, групповые формы дистанционного обучения и т.д.). В этом случае можно надеяться, что дети освоят способы «социальной координации» собственного поведения с поведением других детей, начнут дорожить их переживаниями, разделять их впечатления и чувства. С опорой именно на эти психологические нововведения в моральной сфере следует планировать активные методы обучения детей и подростков нравственному поведению в сфере применения информационных технологий».

Оформлять справки
не выходя из дома

Научно обоснованные выводы докладчиков конференции передаются более широкому кругу общественности и власти, где они сейчас особенно востребованы.

— Мы включились в процесс информатизации с начала 90-х годов, — говорит председатель программного комитета конференции Николай Валентинович Борисов. — Сотрудничаем с конференцией «Региональная информатика», проводимой уже 16 лет, и выделили свой аспект. Когда в 1998 году проводили первую конференцию, мы еще сомневались, стоит ли объединять такое широкое понятие, как «современное общество», и тогда довольно узкую технологическую среду — «интернет». Основным тезисом было: информационное общество развивается так быстро, что мы не можем действовать методом проб и ошибок, кто отстает на какой-то период времени — отстает навсегда.

В начале 2008 года на федеральном уровне принята «Стратегия развития информационного общества», и речь идет уже не о формировании, а о развитии такого общества. Сейчас в рамках административной реформы на всех уровнях государственной власти разрабатываются регламенты по наиболее доступному для граждан оказанию услуг в электронной форме: с возможностью оформления социальных льгот, прав собственности, прав на трудовую деятельность и так далее прямо из дома, в центрах коллективного доступа, на работе.

Термин «электронное правительство» выбран для удобства краткого наименования; конечно, никто всерьез не рассматривает это как технологизированно-роботизированный процесс. В основе этого проекта лежит экономия человеческого потенциала, который можно потратить на развитие личности. Сегодня, когда для развития экономики и общества выбран инновационный путь, основывающийся на знаниях, важны информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); информационное общество — это не самоцель, а основа той экономической стратегии, которую выбрало правительство. В недавнем послании Федеральному Собранию президент несколько раз упомянул Интернет как среду свободного, нерегулируемого государством общения граждан, дающую в том числе и возможность борьбы с коррупцией, помогающую в установлении независимости судов. Продолжать перестраиваться будут и общество, и госслужащие, в обязанности которых входит оказание услуг с использованием ИКТ.

Может быть, одним из важнейших итогов всего существования конференции, образованной в 1998 году Междисциплинарным центром дополнительного профессионального образования, стала разработка в 2000 г. нового образовательного стандарта «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук». Студенты профессионально изучают те вопросы, которые обсуждаются на конференции, сами принимают участие в подготовке и обсуждении докладов и, скорее всего, будут воплощать в жизнь выводы конференции.  

Ксения Капитоненко
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков