Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18-19 (3785-3786), 29 декабря 2008 года

«Адмиралъ» приплыл на истфак

Читаю SMS-ку: «Хочешь сидеть в первом ряду — беги быстрей. Количество девушек, сохнущих по Безрукову, зашкаливает…». Такое сообщение я получил от знакомой студентки за час до мероприятия.

«Надеюсь, что вы фильм смотрели, иначе бы сюда не пришли», — приветствует Андрей Кравчук студентов Исторического факультета СПбГУ и всех, кто пришел на встречу. Режиссер «Адмирала» здесь не один, с ним — Сергей Безруков, Елизавета Боярская и Анна Ковальчук. Исполнитель главной роли — адмирала Колчака Константин Хабенский был в США.

Сергей Безруков

Подпись

Сергей Безруков

Предполагалось, что истфак «разберет» фильм, поставит какие-то вопросы — иначе зачем же было приглашать его создателей? Но преподавателей было мало, в основном в лектории собрались местные студенты, студенты других факультетов и университетов и просто любопытствующие, и «неудобных» вопросов было не очень много.

«Кто это написал?»

Вступительное слово произнес ассистент кафедры истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ Денис Олегович Цыпкин: «Творческий вечер организован специально для студентов. Тем, кто захочет высказаться, мы дадим микрофон». Диалог между публикой и гостями шел через записки, которые передавались в передние ряды, а затем в руки самих гостей. Со временем на их столе собралась пачка бумажек с вопросами от «Можно ли прийти на кастинг вашей следующей картины?» до «Почему в фильме не поднята гомосексуальная тема?».

Не обошлось и без воспоминаний: «Мне здесь сидеть особенно приятно, потому что свое первое образование я получал в ЛГУ / СПбГУ, — по буквам проговорил Андрей Кравчук. — Как сложно это теперь произносится…» (будущий режиссер учился на Математико-механическом факультете — А.А.).

Один из вопросов, озвученных Кравчуком, вызвал всеобщий восторг. Анна Ковальчук не удержалась: «Кто это написал?». Девушка, автор вопроса, поднялась вся красная, как клюква, и молча приняла град аплодисментов. Вопрос был такой: «Сознательно ли вы на протяжении всей картины очерняете революционеров, изображая их зверьми и чудовищами. Осознаете ли вы свою ответственность перед поколениями, не знающими историю? Ведь белые в этом фильме действительно белые и пушистые…».

— Из красных у нас представлено только два человека, остальных мы видим издалека, — поясняет Андрей Кравчук. — Они не представлены зверьми, они никого иголками не тычут, в лицо не бьют. Достаточно вежливые люди, говорят «спасибо», «пройдите сюда», «встаньте, пожалуйста». Матросы, которые убивали в Кронштадте офицеров, это еще не красные. Тогда еще ни белых, ни красных не было. Были офицеры и матросы. Прошу это учитывать, рассматривая политическую корректность нашей картины.

На создание фильма ушло 4 года. Два из них — это исследования и подготовка, два — съемки.

Режиссер подчеркнул, что команда «не старалась сделать историческое кино». Это фильм о «большой настоящей любви, о людях чести, долга и совести, о людях, которые жили в условиях несравненно более чудовищных, чем сегодня, в условиях, когда убийство и война стали нормой». «Мы хотели посмотреть на историю глазами людей, в нее попавших. Наши герои воевали за белых, поэтому мы не могли находиться на позиции красных. Для нас история была предлагаемыми обстоятельствами, а не методом исследования», — объясняет Кравчук.

Все это, однако, не снимает ответственности перед историей, которая, по мнению одних, в фильме обретает реальные очертания, а по мнению других, отражается в кривом зеркале. По данным на конец ноября, фильм посмотрели более

6 млн. человек. Дискуссия вокруг картины воцарилась в интернете в несказанном объеме.

Без ума от Безрукова

— Пью водичку у вас здесь, а на бутылке написано: «С легким привкусом ли-мо-на…», — создает напряжение в публике Сергей Безруков. Тишина страшная. —

«…или грейп-фру-та». — Зал разрывается от хохота, и волна его покрывает все пространство над головами. — То есть, в принципе, что хочешь, то и почувствуешь... Кто что почувствовал в этом фильме, то и хорошо. Главное, чтобы чувствовали, — считает Сергей Безруков.

Елизавета Боярская Анна Ковальчук

Елизавета Боярская

Анна Ковальчук

Актер вел себя перед аудиторией, как настоящая звезда. Он не просто вошел и расположился перед микрофоном, а именно воссел на стуле, вальяжно раскинувшись, скрестил руки на затылке и в такой позе сидел несколько минут, победным взглядом осматривая сотню девушек, каждая из которых, казалось, сгорала от желания перевести его взгляд на себя. Но, к слову, были среди публики и девушки, относящиеся к актеру индифферентно.

Пока актеры отвечали на вопросы, Безруков внимательно изучал записки, в которых, по-видимому, крылись нежные симпатии девушек, в эту минуту с восторгом наблюдавших за каждым его движением.

— Здесь очень много вопросов. И я думаю, так сделаем, — решил актер. — У меня занятость огромная, поверьте. Но мы организуем еще встречу, и я приду сюда и отвечу на вопросы, которые касаются уже меня лично, — актер вселил надежду в трепещущие сердца поклонниц.

Сергей Безруков был воистину гвоздем программы. Когда он говорил в микрофон, было видно, что он, чувствуя энергию публики, прекрасно владеет ею, держит в руках, играет, манипулирует и тем самым доставляет ей массу удовольствия. Не дождавшись конца встречи (у актера были неотложные дела), Безруков раскланялся. Но, не успев сойти со сцены, «столкнулся» с роскошным букетом цветов, ловко врученным женскими руками.

Две женщины, две актрисы

Анна Ковальчук, сыгравшая роль Софьи Колчак, судьба которой была не самой легкой, в лектории истфака была в приподнятом настроении. «У меня здесь несколько вопросов, и все они похожи, — говорит она. — Мне нравится вот этот вопрос: “Почему нет Егора Бероева? Объясните, пожалуйста, почему его нет? Ведь он же должен был прийти!..”» — «Скажу вам честно: я даже телефона его не знаю», — улыбается Анна. Говоря о сложности съемочного процесса, Анна Ковальчук подчеркнула, что «невозможно было с другой площадки прибежать и сыграть там, в «Адмирале»… Нужно было жить этим фильмом». На вопросы о характере героини, Софьи Колчак, актриса ответила точно и парадоксально: «Ощущение жены копилось всю мою жизнь. Софья была слабая, но ее сила в ее слабости, и эта позиция мне очень близка…». Елизавета Боярская, сыгравшая роль Анны Тимирёвой, обнажила тонкости взаимосвязи актрисы с героиней:

— Я боюсь в третий раз смотреть фильм, потому что так тяжело переживать судьбу героини еще раз. Для меня был Колчак, которого я невероятно любила, которого я два года обожала. Именно в костином Колчаке я видела единственного любимого человека. Когда съемки закончились, я не могла понять, куда всё делось, — признается Елизавета Боярская.

«Почему Боярская не целовалась с Хабенским?», — прозвучал вопрос. «Смотрите “Иронию судьбы-2”. Там это есть…», — был ответ режиссера.

— Это совсем не важно, что в фильме нет постельной сцены, — продолжает Елизавета Боярская. — Вспомните стихи Пушкина — как художественно, зримо он выписывает из под платья чуть виднеющуюся ножку — это и есть восторг, нежность, страсть, чувственность…

На типичное утверждение, что, по фильму, Анна Тимирёва — любовница Колчака, Елизавета Боярская возразила: «Аня говорит, что в ней видят жену. Я надеюсь, что во мне не видят любовницу. Анна Тимирёва — возлюбленная в самом высоком смысле этого слова».

«Какая ерунда —
по сравнению с тем, что было…»

Был также вопрос Андрею Кравчуку об интерпретации концовки, где, спустя 30 лет, Анна Тимирёва появляется на съемочной площадке. Режиссер объяснил, откуда она взялась:

— Анна Тимирёва действительно снялась в эпизоде «Бал Наташи Ростовой» первой части четырехсерийного фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука. Она снималась в массовке, у меня есть фотографии, где она в костюме на фотопробах из этой картины. Ее карточка лежала на киностудии «Мосфильм», я эту карточку держал в руках.

В заключение Андрей Кравчук рассказал недавний случай, который, по его мнению, наиболее отражает «назначение» фильма, режиссерскую амбицию, создающую главный пафос:

— Один из моих знакомых опаздывал на фильм в кинотеатр «Октябрь», его вез угрюмый шофер, и знакомый у него спросил: «Вы не видели фильм «Адмиралъ»?». — «Нет, а что?» — «Вы знаете, у меня три недели назад дача сгорела, и я запил. А вот три дня назад посмотрел фильм и подумал: Боже мой, какая ерунда — по сравнению с тем, что было у этих людей…». Спасибо, что вы пришли. Мне было радостно с вами общаться, чувствовать энергию, чувствовать ваш талант, смотреть в ваши глаза.

Купаясь в овациях, Андрей Кравчук сошел со сцены и направился к выходу. Но не тут-то было: оттесненный благодарной публикой к стене, он еще долго выписывал автографы улыбающимся девушкам. 

Александр АЛИКИН,
студент Факультета журналистики
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков