Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№17 (3784), 28 ноября 2008 года
актуальная философия

Пройти через эпоху
духовной реформации

Одним из участников Дней петербургской философии-2008 стал академик РАН Вячеслав Семёнович Стёпин, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Белорусского государственного университета, специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. Вячеслав Семенович детально разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей.

Поколение кризиса

Основной идеей философов, историков, социологов и представителей других научных сообществ сегодня остается необходимость осмысления радикальности перемен в жизни человека на Земле. Наступление переломной эпохи ознаменовано множеством кризисов — экономическим, экологическим, антропологическим. Очередной рубеж столетий вполне традиционно становится временем переоценки ценностей. Однако уровень ответственности за выбор новых путей цивилизационного развития не вполне осознается внутри общества.

В.С.Стёпин

В.С.Стёпин

Речь идет о «людях потребительского общества», процент которых неуклонно растет. В сознании такого человека формируется интерес к развлечениям, ярким впечатлениям, от чего неизменно страдает рациональность мышления. Им свойственны ориентация на достижение видимого успеха, предпочтение легких занятий, склонность к развлечениям и благоговение перед высоким технологиями.

По теории академика В.С.Стёпина, «та цивилизация, которую мы называем современной, техногенного типа — это особый этап цивилизационного развития. В отличие от традиционалистского типа, в нём решающую роль играет научно-технический прогресс».

Не так давно с техническим прогрессом цивилизации были связаны самые радужные надежды человечества. Сегодня становится очевидным, что именно благодаря техногенной цивилизации человечество идет к самоуничтожению. Средства массовой информации, обслуживающие потребительское общество, уже сформировали у массы людей нелогичный тип мышления. Во всем мире продолжают совершенствоваться средства массового уничтожения, растут процессы отчуждения, увеличивается количество побочных продуктов техногенного развития, но общество упорно продолжает базироваться на гибельной системе ценностей техногенной культуры, формируя очередное поколение кризиса.

Кризис поколения

Сегодня, когда и наука разделена на области, не всегда удачно стыкующиеся между собой, где процессы дифференциации явно опережают процессы интеграции, особенно важно мнение В.С.Стёпина, способного, не отбрасывая теории, апробированные в науке, сохранив их содержание, предложить обществу новое видение, аргументировать нарастающее в мире критическое отношение к современным процессам в развитии общества.

Не отрицая ценностей некоторых современных идей, Вячеслав Семенович предлагает заново их переосмыслить, увидеть недостатки и осознать ответственность за надвигающийся глобальный кризис поколения. По его мнению, преодоление глобальных кризисов прежде всего потребует изменения целей человеческой деятельности. Пересматривая представления о мире, наука не отбрасывает прежних фундаментальных теорий, а лишь определяет границы их применимости.

— У человечества есть шанс найти выход из глобальных кризисов, — убежден Вячеслав Семенович, — но для этого придется пройти через эпоху духовной реформации и выработки новой системы ценностей.

Такой шанс В.С.Стёпин называет «благоприятным сценарием», оставляя вероятность реализации в стране сценария менее благоприятного или же катастрофического.

Кризис «человека познающего»?

Благодаря кризису общество меняется, «человек познающий» все больше стремится к ценностям духовного плана, но к чему ведут изменения общества в целом?

— Мало ли к чему мы стремимся! Вот была история римской цивилизации, где процветала философия, был императорский Рим — мудрые люди, но кончилось всё падением нравов и полным распадом общества! Римские легионы наводили страх, а пали под ударами плохо вооруженных варваров, потому что внутри всё сгнило. Это было типичное потребительское общество — «хлеба и зрелищ», — задача которого — получить от тела человеческого максимум удовольствия.

Дискуссия в перерыве пленарного заседания.

Дискуссия в перерыве пленарного заседания.

Нечто похожее происходит и сейчас. С экологическим кризисом нам не справиться. Экономика, которую мы создали — чудовищна — она требует беспрерывного потребления ресурсов. Стремление западных стран удержать свое преимущество на мировом рынке, вероятно, будет стимулировать активное внедрение ценностей потребительского общества, а значит, сохранится недопустимое отношение к природе как к системе ресурсов.

В обществе воцарилась идея, что надо научиться уничтожать, ломать и портить — это выгодно для рынка: автоматически увеличивается потребление. Но это, опять же, требует неограниченного притока ресурсов на Земле. Если такую систему мы распространим на весь земной шар, исход понятен, — констатирует академик В.С.Стёпин.

В различных областях культуры давно идёт поиск новых ценностей, формирование образов нового мировоззрения, которые, возможно, и станут основой нового типа цивилизации, более совершенного по отношению к предыдущим. Значит, есть надежда на спасение человечества, но пройти данный кризисный период придется.

Вступая в эпоху перемен, человек познающий ищет оптимальный путь. Один из благоприятных вариантов развития цивилизации дает теория В.С.Стёпина.

— Моя идея: ищите новые точки роста, которые могут вывести цивилизацию на новый уровень развития. Я вижу эти точки роста — например, масса людей уходят из городов, создают сельскохозяйственные коммуны. Я лично знаю таких людей. В Америке — один мой приятель сейчас живет и трудится на природе, создает свое мировоззрение. Он мой ровесник, а я выгляжу рядом с ним как старик…

Становятся популярны экологические поселения в Ирландии, где активно строят экспериментальные дома нового поколения на основе современных технических достижений. Есть такие попытки и у нас в России, но они вызывают сопротивление системы. «Конечно, старое всегда будет сопротивляться новому», — подтверждает Вячеслав Семенович.

Трудно по-своему выразить общеизвестные истины.
Флакк Квинт Гораций

Любые тенденции к формированию осознанного мировоззрения в современном обществе будут испытывать противодействие экономической и политической структуры. Но при этом никакое противодействие не позволит «человеку познающему» пассивно наблюдать распространение идеологии потребительского общества, так как за этим стоят неизбежный экологический, экономический, антропологический и другие глобальные кризисы.

— Но это вовсе не кризис познающего человека! — убежден В.С.Стёпин. Познающий человек — идея древняя, и попадая в новую среду, она просто интерпретируется. Только благодаря способности адаптироваться к современности философская идея живет, нарастает ее новый смысл, а не теряется старый!»

Новые точки роста способны вывести две противодействующие модели развития на уровень открытого диалога. Важно приостановиться и задуматься, проанализировать уже накопленный опыт.

Вячеслав Семенович Стёпин предостерегает: «Мы не должны сейчас непрерывно поглощать всю возможную информацию. Так в мире появляется огромная масса людей манипулируемых, что может привести наше общество в состояние наихудшего тоталитаризма. Вот тогда исчезнет человек познающий».  

Наталья Давыдова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков