Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№17 (3784), 28 ноября 2008 года
конференц-зал

Марксизм:
перспективы Возрождения

В рамках Дней петербургской философии-2008 состоялась первая Международная конференция «Марксизм сегодня и в перспективе. К 190-летию со дня рождения Карла Маркса».

Конференцию открыл выдающийся ученый нашего времени, физик, лауреат Нобелевской премии, вице-президент Российской Академии наук, академик Жорес Иванович Алферов. В своей речи он высказал тезис о возрождении марксизма и выразил удовлетворение тем, что участвует в конференции, способствующей такому возрождению.

В.Г.Марахов

В.Г.Марахов

Мысль о возрождении марксизма присутствующие в Актовом зале факультета философии и политологии СПбГУ встретили аплодисментами, как, впрочем, и саму блестящую речь ученого. Тезис о возрождении марксизма был воспринят как конструктивный вклад в понимание перспектив развития учения К.Маркса и его влияния на ход мировой истории и поддержан фактически всеми участниками форума.

На пленарной части нашей конференции с глубоким анализом идей Маркса и марксизма выступил известный шведский социолог профессор Гетеборгского университета Пер Монсон. Он тщательно проанализировал этапы и различные траектории марксизма в мире и высказался о варианте аналитического марксизма в будущем. Еще в начале 90-х годов XX века Пер Монсон писал, что марксизм, накопивший большой критический опыт, касающийся и капитализма, и социализма, не может сойти с исторической арены и будет выполнять свою практическую функцию в России в условиях рыночных отношений.

Большое внимание участники конференции уделили экономическим вопросам. С обстоятельным докладом по теме закона стоимости и закона прибавочной стоимости выступил член-корреспондент РАН Вадим Андреевич Медведев. Критический и дискуссионный характер носило эмоциональное выступление руководителя марксистского семинара при Институте философии РАН Давида Викторовича Джохадзе. Идею Возрождения докладчик дополнил идеей Возвращения к марксизму многих из тех, кто оказался, так или иначе, на перепутье в сложные времена духовных «поисков». Содержательный доклад о материалистическом понимании истории и методологии социально-гуманитарного знания Эдуарда Федоровича Караваева выслушали присутствовавшие на заключительной фазе пленарного заседания. Затем последовал дискуссионный период и, наконец, продолжение обсуждения перспектив марксизма на трех исследовательских комитетах.

Естественно возникает вопрос: а возможно ли действительно, принципиально, возрождение чего-либо? Ведь возрождение — это некое возвращение к прошлому, к такому прошлому, которое характеризовалось определенным расцветом?

Да, возможно! И мы знаем о таком событии в истории человечества. Это — эпоха Возрождения греческого и римского вариантов прототипов культуры, за которой последовала не менее значительная эпоха Просвещения. При переходе от одной эпохи к другой тогда происходила первая в мире научная революция, связанная с физикой Ньютона, с созданием дифференциального и интегрального исчислений, разработанных Ньютоном и с Лейбницем, и c другими открытиями, окрылившими сознание современников надеждой и верой в силу человеческого разума. Эта надежда и вера были осмыслены французскими философами-просветителями XVIII века в понятии цивилизация — наиболее эмоциональном понятии из всего категориального аппарата философии.

Возрождение и Просвещение — это были пять или шесть веков процветания. Не стоим ли мы сейчас на пороге начала подобного длительного периода Восхождения по ступеням современной цивилизации? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде ответить на принципиальный и предельно общий — и потому философский вопрос, в чем состоит формула прогресса?

Ответ на этот философский вопрос существует! Формула прогресса заключается в неравенстве причины и следствия, другими словами, в нелинейности причинных отношений, идея о которых ныне испытывает свой «звездный час». Этому «звездному часу» способствовала новая форма диалектики, рожденная идеями синергетики, а также область нелинейных дифференциальных уравнений в математике. Прогресс без неравенства причины и следствия был бы принципиально неосуществим.

Однако неравенство причины и следствия может привести и к катастрофе. Поэтому такое неравенство с благополучным исходом должно быть обусловлено определенными обстоятельствами. Такими обстоятельствами, в частности, оказалась та парадоксальная ситуация, что мы вернулись ныне почти в то общество, в лоне которого формировался марксизм с его материалистическим видением науки и, в частности, с материалистическим пониманием истории, с его диалектическим методом мышления, с его бесценным опытом критического анализа как капитализма, так и социалистической траектории развития. Поэтому человеческая мысль снова устремляется к осмыслению потенциала и перспектив развития марксизма.

Возрастание интереса к марксизму в наши дни неудивительно, ибо научный потенциал марксизма ощущали не только его сторонники, но очень часто и те, кто придерживался иных теоретических позиций в сфере философской и социально-политической мысли. Влиятельный философ XX века Мартин Хайдеггер в известном «Письме о гуманизме», например, писал: «…нужно…чтобы люди избавились от наивных представлений о материализме и от дешевых опровержений, якобы призванных сразить его».

К сожалению, наивные представления о марксизме сохранились и до наших дней. А дешевые попытки опровержения усилились, было, под влиянием «шока от прошлого». И вместе с идеей «конца истории», высказанной Фрэнсисом Фукуямой, некоторым показалось, что наступил конец и материализму вместе с диалектикой, а также и социально-экономическим аспектам учения Маркса. Но, как сказал бы Марк Твен в таком случае, слухи о подобных перспективах марксовых идей оказались «несколько преждевременными».

Через некоторое время Фрэнсис Фукуяма отказался от идеи «конца истории», а экономический и финансовый кризис, начавшийся ныне в мире, и вовсе повернул массовое сознание к «Капиталу» К.Маркса. Появившийся в настоящее время новый автор нового «Капитала» в Германии, но по имени Рейнхард Маркс, не смог, однако, переключить все внимание на свой труд, но, напротив, в современной ситуации в мире «подлил масла в огонь» и вызвал взлет интереса к тому «Капиталу», автором которого является Карл Маркс.

Поэтому идея о марксистском Ренессансе, естественно, все более занимает умы массового сознания в мире и, конечно, в России тоже.  

В.Г.Марахов,
д.ф.н., почетный профессор СПбГУ,
председатель оргкомитета Конференции
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков