Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№17 (3784), 28 ноября 2008 года
устроители дней

Санкт-Петербургское
философское общество

История и современность

Общество любителей философских знаний

«Содействовать утверждению и распространению у нас философии» — так определил главную задачу Общества любителей философских знаний философ В.С.Соловьев в 1880 году в пояснительной записке министру внутренних дел. Записка прилагалась к уставу Общества, направленному на утверждение в министерство. Устав представлял собой довольно лаконичный документ и содержал всего 14 параграфов, в которых отразились основные принципы организации философского общества и видение его деятельности учредителями. Целью Общества должна была стать «разработка философских вопросов и распространение философских знаний», которая будет достигаться посредством проведения публичных и закрытых чтений, докладов, выпуска периодических изданий и философской литературы.

Идея создания философского общества принадлежала В.С.Соловьеву, который в момент организации Общества занимал центральное положение в среде оте­чественных философов, по свидетельству известного историка философии и этика Э.Л.Радлова. Для Соловьева не представляло труда заручиться поддержкой виднейших представителей отечественной культуры и науки: в состав Совета Общества любителей философских знаний вошли профессор Санкт-Петербургского университета К.Н.Бестужев-Рюмин, генерал-майор от кавалерии А.А.Киреев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии М.И.Каринский, этик Э.Л.Радлов, члены Ученого комитета министерства народного просвещения В.С.Соловьев и Н.Н.Страхов. Свою подпись под проектом Философского общества поставили академик А.Бутлеров, член Государственного совета М.Островский и князь Н.Волконский.

Пространная пояснительная записка министру внутренних дел, составленная Соловьевым, произвела необходимый эффект — из министерства и III отделения были получены положительные резолюции, а сам Соловьев произнес блестящую речь в Ученом комитете министерства народного просвещения о необходимости создания философского общества в России. В выступлении Соловьева философия предстает как универсальная деятельность, которая «должна служить связующим и обобщающим началом для всей области человеческих знаний», поэтому философское общество должно состоять из представителей научной и «вообще умственной» деятельности, и должно содействовать «философской разработке научных знаний и распространению философского образования».

Однако долгое хождение устава Общества по министерским кабинетам, его многочисленные исправления затянулись на несколько лет, и влияние на дальнейшую судьбу Общества оказали исключительные внешние обстоятельства: убийство императора Александра II и политическая реакция внутри страны. Правительство теперь испытывало сильное недоверие к либеральным инициативам интеллектуалов, в том числе и к созданию разного рода объединений и сообществ. Новый министр иностранных дел граф Д.А.Толстой посчитал организацию Философского общества «праздной затеей и вовсе не нужной русскому обществу». Разочарованный Соловьев бросает всяческие попытки создания Философского общества, несмотря на оптимистическую позицию прочих «членов-соучредителей».

Первое российское философское общество

Проходит без малого 20 лет, и философская общественность в России возвращается к идее создания Философского общества. На этот раз инициатива принадлежит женщине — Марии Безобразовой, профессиональному философу, блестяще защитившей диссертацию в Цюрихском университете, дочери известного оте­чественного экономиста. Она не только снова воодушевляет Соловьева, но и собирает заново совет учредителей, дополняя его новыми персонажами. Так, помимо прежних членов, в учредители вошли ученые А.И.Введенский, И.В.Помяловский, Н.Г.Дебольский и другие. Времена как нельзя больше соответствовали задумке философов: при Санкт-Петербургском университете уже открылись Математическое, Историческое и другие научные общества, в Москве имело большой успех Психологическое общество, занимавшееся также философскими проблемами.

Учредительный лист подписали более 80 человек, о которых философ А.И.Введенский позже скажет: «Вряд ли можно назвать хоть какой-нибудь род умственной деятельности, который бы не выставил своих представителей в числе учредителей этого Общества».

Таким образом, можно отметить, что цель, поставленная в далеком 1880 году — объединить при помощи философии лучших представителей отечественной мысли — была достигнута.

Проект Философского общества утверждался решением Совета Санкт-Петербургского университета и министра народного просвещения. Это знаменательное событие произошло через 3 месяца после составления нового устава общества: 22 октября 1897 года.

Согласно уставу, Общество было вверено Историко-филологическому факультету университета, однако подчинялось исключительно собственному председателю и Комитету. Устав Философского общества в основном состоял из переработанного устава 1880 года и фрагментов уставов уже существующих научных обществ.

Цель общества — распространение философских знаний — не изменилась, к ней лишь добавилась такая позиция, как «разработка философских вопросов». Общество планировало проводить публичные собрания, открытые чтения, осуществлять «печатание своих изданий», создание библиотеки, «предложение тем и выдачу за них денежных премий и медалей». Председателем Общества на первом собрании был избран профессор А.И.Введенский, в состав Совета общества вошли: академик А.С.Фаминцын, профессор В.М.Бехтерев, профессор Э.Л.Радлов, Я.Н.Колубовский, А.П.Нечаев, И.И.Лапшин. Общество было вольно выбирать в свой состав почетных и действительных членов, а также членов-соревнователей. Практически сразу в почетные члены были приняты: писатель Лев Толстой, психолог Вильгельм Вундт, философы Куно Фишер и Герберт Спенсер, историк философии Эдуард Целлер, философ Михаил Иванович Каринский. В числе членов-учредителей можно встретить имена психолога и физиолога В.М.Бехтерева, государственного прокурора А.Ф.Кони, философов Н.А.Бердяева и Л.М.Лопатина и других известных деятелей российской культуры и науки конца XIX столетия.

Философское общество регулярно проводило собрания членов — «годичные» и «обыкновенные». На годичных собраниях обсуждался отчет за истекший год, проводились выборы председателя и членов Совета общества, заслушивалась речь, произносимая одним из членов общества. Такие собрания были публичными и проводились в Актовом зале университета. Порой бывало, что собрания Философского общества были столь многочисленны, что публике не хватало мест даже на хорах, и многие желающие послушать выступления членов общества вынуждены были стоять в проходах между рядами кресел.

Популярность таких заседаний была неимоверной: на них для выступлений приглашались крупнейшие отечественные и иностранные философы, читавшие лекции по самым актуальным философским вопросам, например А.И.Введенский выступал с лекцией «Судьбы философии в России», В.С.Соловьев впервые на таком заседании прочел свой известный труд «Жизненная драма Платона», Н.О.Лосский выступал по вопросу «Сознание и знание».

Открытыми для широкой публики также были «обыкновенные» и «мемориальные» собрания. На «мемориальных» заседаниях чествовалась память известных почивших философов, таких как О.Конт, С.Н.Трубецкой, В.С.Соловьев, А.Н.Бекетов. Таким образом, деятельность Философского общества имела еще и просветительскую сторону: публикации и выступления членов общества неизменно вызывали живой и неподдельный интерес у публики, тем самым знакомя широкую аудиторию с философской проблематикой и неординарными воззрениями отечественных мыслителей.

Что касается издательской деятельности Философского общества, то тут необходимо указать на огромное число философских и научных трудов, изданных в рамках деятельности общества либо его членами.

Статьи членов общества, как правило, публиковались в «Журнале министерства народного просвещения», «Вестнике Европы», «Русской мысли», но основным печатным органом Философского общества стал журнал «Вопросы философии и психологии», издававшийся Московским Психологическим обществом. Среди крупных философских трудов, опубликованных обществом, отметим издание переводов работ Декарта, Мальбранша, Платона, собрание сочинений Канта. У Общества имелась собственная философская серия — «Труды Общества», в которой были изданы переводы классических философских произведений: «Трактат о началах человеческого знания» Дж.Беркли, «Разыскания истины» Н.Мальбранша, «Этика» и «Политика» Аристотеля, «Феноменология духа» и «Наука логики» Г.Гегеля, «Факты сознания» И.Фихте, «Пирроновы положения» Секста Эмпирика, «Об уме» К.Гельвеция и др. Силами членов общества был издан целый ряд трудов философов-современников, например, Виндельбанда и К.Фишера. Помимо зарубежных философов под эгидой Философского общества публиковались М.И.Каринский, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев и другие отечественные мыслители.

Советская эпоха и «философские пароходы»

В 1917 году деятельность Философского общества по понятным причинам была прервана.

Лишь через несколько лет общественного хаоса, хозяйственной разрухи (к началу 1921 года) члены Общества решили возобновить его деятельность.

Требовалась легализация Общества в новых условиях — большевистская власть требовала множество разрешений, согласований и утверждений в различных инстанциях. Кроме того, в переработанном уставе Общество лишалось своей материальной и финансовой самостоятельности и фактически становилось полноценной (и следовательно подконтрольной) частью университета. Изменения коснулись и состава Общества: многие члены Общества умерли, многие эмигрировали, председателем был выбран Э.Л.Радлов, в состав Совета общества дополнительно избрали Н.О.Лосского и А.А.Франковского.

Несмотря на тяжелейшие экономические условия, давление властей и всяческие бюрократические препятствия уже в первый год работы Философское общество провело целых 14 заседаний: философы старались проводит заседания по два-три раза в месяц. На собраниях были прослушаны доклады Н.Лосского, Л.Карсавина, И.Колубовского, Н.Болдырева и других.

Практически на первом заседании был поставлен вопрос о продолжении издательской деятельности Общества. Финансирование изданий пришлось вести из собственных средств членов Общества. В марте 1921 года Общество открыло собственную «Книжную лавку философов», предполагаемая выручка от коммерческой деятельности которой должна была быть направлена на издательские нужды Общества. В декабре была выдвинута идея создать собственное издательство под названием «Academia», которое и было немедленно зарегистрировано. Названием своим, «Academia», издательство обязано названию школы Платона, первый том работ которого и мыслился открывающим издательскую деятельность обновленного Философского общества. Начиная с 1921 года Общество печатает работы Л.П.Карсавина, С.Л.Франка, Г.Риккерта, Ф.Ф.Зелинского, О.Шпенглера.

Особо стоит остановиться и на возобновленном Философским обществом издании периодики. Впервые за свою историю Философское общество смогло обзавестись собственным печатным органом — журналом «Мысль». Издание первого выпуска журнала стало своеобразным событием для российских интеллектуалов. Журнал включал несколько разделов, в том числе и доклады, прочитанные на заседаниях Общества, и критические статьи о философских новинках, и переводы зарубежных философов, а также хронику и библиографии. Всего Общество успело напечатать три номера «Мысли», четвертый номер был запрещен правительством большевиков и уничтожен прямо в наборной мастерской типографии.

В 1922 году большевики решают, что «интеллигенция начинает поднимать голову… и со временем будет представлять угрозу», — как писал в Москву Зиновьев, начальник Петербурга. Власть решает арестовать большинство членов Философского общества. Правда уже через несколько дней всех арестованных отпускают, но лишь с одной целью — выслать их за границу.

На двух печально известных пароходах в 1922 году и в 1923 из России уплывают наиболее активные члены Философского общества. После таких потерь Санкт-Петербургское Философское общество прекращает свою деятельность. И уже в мае 1923 года в Петроградский университет поступает сообщение правительства о том, что Философское общество «исключается из числа обществ, состоящих в введении университета».

Санкт-Петербургское философское общество сегодня

«Новейшая» история Философского общества началась в 1994 году, когда по инициативе ряда преподавателей философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета была создана Ассоциация философских обществ, призванная собрать различные философские объединения в городе и Университете, создать единой поле философской мысли, обеспечить петербургским философам возможность диалога.

Уже в 1998 году Ассоциация преобразуется в Санкт-Петербургское философское общество, председателем которого избирается декан Философского факультета, профессор Ю.Н.Солонин. Ровно через год создается собственное издательство Общества, которое ориентировано прежде всего на возрождение журнала «Мысль» и издание трудов членов Общества.

На сегодняшний день Санкт-Петербургское философское общество объединяет более 600 человек, среди которых не только профессиональные философы, но и виднейшие представители науки и культуры России. Тем самым реализуется цель, поставленная учредителями Общества более века тому назад. В состав Общества входят различные ассоциации и центры, например, Платоновское общество, Центр изучения средневековой культуры, Феноменологическое общество, Общество им. Макса Шелера и другие.

Другая задача Общества — развитие философского знания и его рапространение — реализуется в рамках глобального проекта Философского общества — Дней петербургской философии, которые проводятся ежегодно вот уже в восьмой раз. Задача Дней петербургской философии — установление связи между философией и обществом, придание философии характер публичности, создание пространства диалога между интеллектуалами, обществом и властью.  

Дмитрий Гусев,
аспирант кафедры этики;
Анастасия Козырева,
аспирантка кафедры онтологии и теории познания

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков