Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№17 (3784), 28 ноября 2008 года
актуальная философия

Петербуржцев отличает
стремление узнавать новое

На наши вопросы отвечает Александр Владимирович ДЬЯКОВ, профессор Курского государственного университета, редактор философского журнала «Хора».

— Давно ли вы участвуете в Днях петербургской философии?

— Впервые я участвовал в этой конференции в 2004 году. Я готовился к защите докторской диссертации, часто бывал в Петербурге и не мог обойти вниманием столь замечательное событие.

А.В.Дьяков

А.В.Дьяков

— Какую роль Дни петербургской философии играют в жизни города?

— Мне кажется, что конференция позволяет представить «лицо философии». Санкт-Петербург находится в очень выгодном положении: чтобы услышать и увидеть интересных людей, не нужно никуда ехать, они приезжают сами. Это делает город одним из центров интеллектуальной жизни страны, упрочивает его статус культурной столицы. Петербуржцы всегда отличались, к примеру, от москвичей своим стремлением узнавать новое вместо того, чтобы пропагандировать самих себя. Это очень хорошая черта, только она и может способствовать интеллектуальному и научному росту человека.

Вместе с тем, мне кажется, что петербургская ситуация действует отчасти расслабляюще: за новым никуда не нужно ехать, оно идёт в руки само. Поэтому возникает склонность пассивно впитывать — ведь прилагать усилий по добыванию информации не нужно. Это делает общую атмосферу Петербурга несколько сонной. Конечно, я говорю не обо всех петербургских философах — здесь много людей энергичных и ищущих. Но общее ощущение именно таково.

В целом же Дни петербургской философии оказывают на город самое благоприятное воздействие: на секции приходят отнюдь не только философы. К примеру, я встретил на секции, посвящённой проблемам медиа, свою бывшую студентку — журналистку, работающую в Петербурге. Это лишь единичный пример, но мне кажется, он свидетельствует о том, что конференция выходит далеко за рамки чисто философской проблематики.

— Как вы полагаете, на что могут повлиять Дни петербургской философии?

— Установить однозначные причинно-следственные связи здесь крайне сложно. Ведь философия очень редко имеет немедленные следствия. Самый важный эффект Дней петербургской философии, на мой взгляд, — возникновение новых ситуативных сообществ, знакомство с новыми идеями и людьми, активный обмен информацией. Для этого во всём мире и проводятся конференции. Это очень важный момент: философское сообщество, как и любое другое, тяготеет к расслоению на более или менее замкнутые касты, между которыми воздвигаются барьеры. На Днях петербургской философии эти барьеры рушатся. Это и есть их непосредственный эффект.

Но есть и более отдалённые последствия — политические, экономические, социальные и тому подобное. Дни петербургской философии — часть глобального процесса функционирования класса интеллектуалов, и без такой конференции этот процесс был бы существенно беднее. Петербургский университет всегда задавал очень высокую интеллектуальную планку, а Дни петербургской философии позволяют ее поддерживать и транслировать на другие регионы нашей страны.

— Имели ли какое-либо значение Дни петербургской философии в вашей жизни?

— Конечно, и весьма значительное. Помимо чисто эмоционального запала, который я здесь получаю, Дни петербургской философии позволяют мне сориентироваться в столь многообразной жизни современной философии. Кроме того, я всякий раз нахожу здесь новых друзей и сотратников.

— Философы собрались поговорить… Изменится ли что-нибудь завтра?

— Думаю, что-то изменится не только завтра, но уже сегодня. Что-то изменится в умах, а важнее этого нет ничего. Этот вопрос, насколько я понимаю, носит политический характер — в самом широком смысле. Конечно, философы собрались поговорить, но это не значит ни того, что они о чём-то договорятся, ни того, что сплетут какой-то заговор. Дни петербургской философии — один из регистров воспроизводства философского дискурса, но философия всегда стремится выйти за рамки своего собственного дискурса. Поэтому она обращается к социально-политическим проблемам. В противном случае она превратилась бы в пустое умствование.

Было бы наивно ожидать, что философы выработают какие-то программные документы, реализацией которых немедленно займётся всё российское общество. Времена такой «философии» прошли. Сегодня философия, как и вся наука, не в чести: либеральная рыночная экономика вообще ни о чём не задумывается, а действует спонтанно. Но, надеюсь, ситуация изменится: стране нужны более прочные основания, нежели неконтролируемая купля-продажа. Сегодня это уже многим понятно. И в выработке этих новых оснований философия будет играть пусть и не непосредственную, но, безусловно, существенную роль.

Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир — в человеке, но и мир так же сложен, как и человек.
П.А.Флоренский

— Как вы оцениваете значение работы вашей секции?

— Я принимал участие в работе двух секций — «Компаративное видение современной философии» и «Философская антропология». Обе секции работали на высоком уровне, собрав интереснейших исследователей и внимательную аудиторию. К сожалению, заседания секций шли одновременно, и мне не удалось поучаствовать в их работе в равной степени. На секции «Компаративное видение современной философии» (тема мне очень близка, поскольку я занимаюсь историей современной французской философии, а председателем секции был мой дорогой учитель — профессор А.С.Колесников), помимо выступлений замечательных философов из разных городов и стран, происходила презентация журнала «Хора», главным редактором которого я являюсь, и серии монографий российско-американского издательства «Северный крест», в редакционный совет которого я вхожу. Таким образом, мне трудно дать объективную оценку работы секции, но, по-моему, это было очень значимое событие. Секция всегда была интересной, но в этом году всё происходило особенно дружно и с высочайшей степенью интеллектуальной напряжённости. Анатолий Сергеевич, сам будучи выдающимся философом, обладает талантом собирать все лучшее, что есть в философской России.

— Какую роль философия имеет (или должна иметь) в современном мире, в университетском образовании?

— Роль философии, ее социальный статус и формы институализации непрестанно меняются. Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что сегодня философия утрачивает свой статус «науки наук» и идеологической платформы. В конце концов, это задачи для философии посторонние. Однако своей единственной социальной функции противостояния глупости (по словам Ницше) — философия отнюдь не утратила. Поэтому ее присутствие в реестре университетских дисциплин представляется мне по-прежнему необходимым. В настоящее время, к тому же, не существует другой дисциплины, способной взять на себя задачу выработки мета-методологии, так что и этим по-прежнему приходится заниматься философии. Однако в ближайшие десятилетия, как мне представляется, философия сможет освободиться от этих обязанностей и отдать все силы своим собственным вопросам.  

Вопросы задавала Лада Шиповалова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков