|
№17 (3784), 28 ноября 2008 года
|
|
|
актуальная философия
|
|
|
Мы живем
в эпоху перелома сознания
С докладом «Творчество как ответ на вызов современного общества» на Днях петербургской философии выступил академик РАЕН Сергей Петрович КАПИЦА, известный физик и популяризатор науки. Это событие привлекло на Факультет философии и политологии СПбГУ людей самых разных интересов. Как признался сам Сергей Петрович, он ожидал более узкоспециальной аудитории, поэтому ему пришлось даже немного изменить свое выступление.
|
|
С.П.Капица |
|
Для того чтобы показать взаимодействие и движение знаний между фундаментальной, прикладной науками и производством, академик С.П.Капица предложил диаграмму. Основные категории в ней — время, деньги и мотивы. Исследования в фундаментальных науках работают, условно, на 100 лет вперед, прикладной науке для разработок нужно 10 лет, а нормальное производство может освоить новые технологии за 1 год. Естественно, что при увеличении финансирования сокращается время выполнения поставленной задачи. Но самое важное — это мотивация: извлечение пользы и познание, мотивы которого в природе человека заложены очень глубоко.
Интеллектуальная собственность и экономика
— Диаграмма-цикл обязательно должна учитываться людьми, планирующими науку и образование, — считает С.П.Капица. Потоки информации от науки фундаментальной переходят в прикладную и лишь потом влияют на производство. Иными словами, фундаментальные исследования влияют на производство не прямо, а только через образование и прикладную науку. Сейчас, когда активно пытаются влиять на вышеуказанный цикл, вмешательство происходит без должных на то оснований.
Сегодня на научное изобретение (интеллектуальную собственность) принято смотреть как на категорию экономики — а эта наука строится на понятиях эквивалентного обмена, цены, обратимости. Распространение интеллектуальной собственности противоречит основным догмам экономики, и мощнейшим инструментом здесь является университет, который умножает знания для будущих поколений, и процесс этот необратим. Поэтому основные свойства товарно-денежных отношений неприменимы к интеллектуальной собственности. Цепляются они к этому понятию главным образом потому, что оно стало инструментом научной политики — как будто таким способом можно подчинить себе ту или иную информацию.
Получается как в «Алисе в стране чудес»: чтобы стоять на месте, нужно стремительно двигаться. Если вы захотите оградить доступ к своему знанию, то оно будет очень короткоживущим. Кроме того, ограждать изобретенное кем-то — значит тормозить последующее развитие. Наука развивается вспышками, взрывами — из-за сегодняшней стремительности возникают сложности в организации науки, в оценке ее успехов. В будущем, я думаю, для комплекса мировой науки вышеприведенная схема сохранится, потому что в ее основе — стремление человека к знаниям.
Мы живем в эпоху перелома сознания. И хоть при нынешнем уровне ресурсов человечество может жить и развиваться, однако в ближайшее время население не будет расти. По расчетам, только на уровне 10–12 млрд. человек развитие человечества переламывается, прекращается. В нашем случае этот перелом обязан в первую очередь развитию сознания, науки — главного двигателя развития. Сегодня 10–15% населения занято в производстве, 1% — в сельском хозяйстве, всё остальное занято в «мягком» секторе экономике, к которому относится и образование.
Через прошлое заглянуть в будущее
С этим докладом С.П.Капица очень хотел выступить именно в нашем Университете. Это связано с личными мотивами. Когда в 1945 году умер дед Сергея Капицы — известный математик и судостроитель академик Алексей Николаевич Крылов, живший во дворе Академии наук на Васильевском острове, в наследство девятнадцатилетнему внуку перешли несколько сот томов классиков естествознания.
— Читать эти книги сегодня довольно бессмысленно — кого, скажите, интересуют основы химии, физики или механики, заложенные 200 и 300 лет назад? Но во всех этих книгах очень интересные предисловия авторов, — рассказывает Сергей Петрович.
Недавно вышло переиздание вышедшей в 1973 году антологии С.П.Капицы «Жизнь науки». В ней систематизированы свыше ста наиболее ярких авторских вступлений или предисловий, относящихся к «чистой» или фундаментальной науке. «Книга книг», как с определенной долей иронии называет ее сам автор, охватывает временной период с XVI в. (тогда вместе со становлением современной науки оформился жанр научной монографии), с Коперника почти до наших дней. Она не включает ныне живущих ученых.
Именно во вступлениях, обращаясь к широкому кругу лиц, ученые объясняют цель, значение и методы своей работы. Как правило, самой «незамутненной общественным мнением» бывает первая редакция предисловия — обычно она написана одним движением души в момент наивысшего творческого подъема автора. В те времена к уже набранной и сверстанной книге пришивали 3-5 страниц предисловия и нумеровали их не арабскими, как основной текст, а римскими цифрами. В антологии введениям ученых предшествуют написанные С.П.Капицей их краткие биографии, действительно интересные и живые, а при отборе портретов использованы рисунки и гравюры, изображающие авторов в том возрасте, когда они писали приведенный в сборнике труд.
|
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
В.Г.Белинский
|
|
Одна особенность, влияющая на неполноту картины развития науки, отмечается автором:
— В основе естествознания лежит научный факт, открытие нового явления, опыт. Однако само оформление открытий редко происходит путем написания капитальных мемуаров или книги. Например, в физике наиболее яркие и потому неожиданные открытия часто обнародовались в виде краткого сообщения, и только впоследствии возникало все более глубокое осознание важности свершившегося. Так было при открытии Эрстедом связи электричества и магнетизма, при открытии лучей Рентгена и радиоактивности. Интуитивный склад ума экспериментатора, часто более свободный от каких-либо формализованных представлений и теорий, не способствует выражению методов и мотивов его работы.
Все фрагменты, приведенные С.П.Капицей в антологии, обладают замечательной цельностью лучших образцов научной прозы. Общедоступная летопись науки, ее автобиография должна показать современному читателю, как на протяжении всего нескольких веков трудами ученых разных стран и различных школ шаг за шагом создавалась система миропонимания, давшая человечеству современную власть над природой.
— Всякий опыт представления прошлого есть проекция минувшего. Прошлое многомерно, а проекция дает лишь один разрез существовавшего некогда многообразия событий, лиц, идей. Последние пять веков являют единую и последовательную цепочку событий в европейской и мировой культуре, оказавших в своей совокупности определяющее влияние на настоящее.
Желание узнать, как в будущем изменится развитие науки, в значительной степени объясняет тот повышенный интерес к истории науки, который ныне столь распространен. Интерес к прошлому обостряется в переходные моменты истории, тогда, когда особенно остро возникает желание через прошлое заглянуть в будущее. История науки стала интересовать всех, кому хочется понять, как возникла эта грандиозная и могущественная сила. Поучительна всякая попытка дать проекцию прошлого.
На основе этой книги автором читался спецкурс в Московском физико-техническом институте, где 35 лет С.П.Капица заведовал кафедрой общей физики. По словам автора, «Жизнь науки» многому его научила и явилась творческим толчком для развития.
— Содержание избранных сочинений давно уже стало достоянием не только науки, оно вошло в плоть и кровь нашей материальной и духовной культуры. Однако непреходящее значение имеют документальные свидетельства о мотивах и методах работы ученых минувших дней, — заключает инженер по образованию, ученый-физик, исследователь истории науки, проблем демографии и народонаселения и популяризатор науки Сергей Петрович Капица.
Ксения Капитоненко
Фото Сергея Ушакова
|