Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№17 (3784), 28 ноября 2008 года
актуальная философия

Мы живем
в эпоху перелома сознания

С докладом «Творчество как ответ на вызов современного общества» на Днях петербургской философии выступил академик РАЕН Сергей Петрович КАПИЦА, известный физик и популяризатор науки. Это событие привлекло на Факультет философии и политологии СПбГУ людей самых разных интересов. Как признался сам Сергей Петрович, он ожидал более узкоспециальной аудитории, поэтому ему пришлось даже немного изменить свое выступление.

С.П.Капица

С.П.Капица

Для того чтобы показать взаимодействие и движение знаний между фундаментальной, прикладной науками и производством, академик С.П.Капица предложил диаграмму. Основные категории в ней — время, деньги и мотивы. Исследования в фундаментальных науках работают, условно, на 100 лет вперед, прикладной науке для разработок нужно 10 лет, а нормальное производство может освоить новые технологии за 1 год. Естественно, что при увеличении финансирования сокращается время выполнения поставленной задачи. Но самое важное — это мотивация: извлечение пользы и познание, мотивы которого в природе человека заложены очень глубоко.

Интеллектуальная собственность и экономика

— Диаграмма-цикл обязательно должна учитываться людьми, планирующими науку и образование, — считает С.П.Капица. Потоки информации от науки фундаментальной переходят в прикладную и лишь потом влияют на производство. Иными словами, фундаментальные исследования влияют на производство не прямо, а только через образование и прикладную науку. Сейчас, когда активно пытаются влиять на вышеуказанный цикл, вмешательство происходит без должных на то оснований.

Сегодня на научное изобретение (интеллектуальную собственность) принято смотреть как на категорию экономики — а эта наука строится на понятиях эквивалентного обмена, цены, обратимости. Распространение интеллектуальной собственности противоречит основным догмам экономики, и мощнейшим инструментом здесь является университет, который умножает знания для будущих поколений, и процесс этот необратим. Поэтому основные свойства товарно-денежных отношений неприменимы к интеллектуальной собственности. Цепляются они к этому понятию главным образом потому, что оно стало инструментом научной политики — как будто таким способом можно подчинить себе ту или иную информацию.

Получается как в «Алисе в стране чудес»: чтобы стоять на месте, нужно стремительно двигаться. Если вы захотите оградить доступ к своему знанию, то оно будет очень короткоживущим. Кроме того, ограждать изобретенное кем-то — значит тормозить последующее развитие. Наука развивается вспышками, взрывами — из-за сегодняшней стремительности возникают сложности в организации науки, в оценке ее успехов. В будущем, я думаю, для комплекса мировой науки вышеприведенная схема сохранится, потому что в ее основе — стремление человека к знаниям.

Мы живем в эпоху перелома сознания. И хоть при нынешнем уровне ресурсов человечество может жить и развиваться, однако в ближайшее время население не будет расти. По расчетам, только на уровне 10–12 млрд. человек развитие человечества переламывается, прекращается. В нашем случае этот перелом обязан в первую очередь развитию сознания, науки — главного двигателя развития. Сегодня 10–15% населения занято в производстве, 1% — в сельском хозяйстве, всё остальное занято в «мягком» секторе экономике, к которому относится и образование.

Через прошлое
заглянуть в будущее

С этим докладом С.П.Капица очень хотел выступить именно в нашем Университете. Это связано с личными мотивами. Когда в 1945 году умер дед Сергея Капицы — известный математик и судостроитель академик Алексей Николаевич Крылов, живший во дворе Академии наук на Васильевском острове, в наследство девятнадцатилетнему внуку перешли несколько сот томов классиков естествознания.

— Читать эти книги сегодня довольно бессмысленно — кого, скажите, интересуют основы химии, физики или механики, заложенные 200 и 300 лет назад? Но во всех этих книгах очень интересные предисловия авторов, — рассказывает Сергей Петрович.

Недавно вышло переиздание вышедшей в 1973 году антологии С.П.Капицы «Жизнь науки». В ней систематизированы свыше ста наиболее ярких авторских вступлений или предисловий, относящихся к «чистой» или фундаментальной науке. «Книга книг», как с определенной долей иронии называет ее сам автор, охватывает временной период с XVI в. (тогда вместе со становлением современной науки оформился жанр научной монографии), с Коперника почти до наших дней. Она не включает ныне живущих ученых.

Именно во вступлениях, обращаясь к широкому кругу лиц, ученые объясняют цель, значение и методы своей работы. Как правило, самой «незамутненной общественным мнением» бывает первая редакция предисловия — обычно она написана одним движением души в момент наивысшего творческого подъема автора. В те времена к уже набранной и сверстанной книге пришивали 3-5 страниц предисловия и нумеровали их не арабскими, как основной текст, а римскими цифрами. В антологии введениям ученых предшествуют написанные С.П.Капицей их краткие биографии, действительно интересные и живые, а при отборе портретов использованы рисунки и гравюры, изображающие авторов в том возрасте, когда они писали приведенный в сборнике труд.

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
В.Г.Белинский

Одна особенность, влияющая на неполноту картины развития науки, отмечается автором:

— В основе естествознания лежит научный факт, открытие нового явления, опыт. Однако само оформление открытий редко происходит путем написания капитальных мемуаров или книги. Например, в физике наиболее яркие и потому неожиданные открытия часто обнародовались в виде краткого сообщения, и только впоследствии возникало все более глубокое осознание важности свершившегося. Так было при открытии Эрстедом связи электричества и магнетизма, при открытии лучей Рентгена и радиоактивности. Интуитивный склад ума экспериментатора, часто более свободный от каких-либо формализованных представлений и теорий, не способствует выражению методов и мотивов его работы.

Все фрагменты, приведенные С.П.Капицей в антологии, обладают замечательной цельностью лучших образцов научной прозы. Общедоступная летопись науки, ее автобиография должна показать современному читателю, как на протяжении всего нескольких веков трудами ученых разных стран и различных школ шаг за шагом создавалась система миропонимания, давшая человечеству современную власть над природой.

— Всякий опыт представления прошлого есть проекция минувшего. Прошлое многомерно, а проекция дает лишь один разрез существовавшего некогда многообразия событий, лиц, идей. Последние пять веков являют единую и последовательную цепочку событий в европейской и мировой культуре, оказавших в своей совокупности определяющее влияние на настоящее.

Желание узнать, как в будущем изменится развитие науки, в значительной степени объясняет тот повышенный интерес к истории науки, который ныне столь распространен. Интерес к прошлому обостряется в переходные моменты истории, тогда, когда особенно остро возникает желание через прошлое заглянуть в будущее. История науки стала интересовать всех, кому хочется понять, как возникла эта грандиозная и могущественная сила. Поучительна всякая попытка дать проекцию прошлого.

На основе этой книги автором читался спецкурс в Московском физико-техническом институте, где 35 лет С.П.Капица заведовал кафедрой общей физики. По словам автора, «Жизнь науки» многому его научила и явилась творческим толчком для развития.

— Содержание избранных сочинений давно уже стало достоянием не только науки, оно вошло в плоть и кровь нашей материальной и духовной культуры. Однако непреходящее значение имеют документальные свидетельства о мотивах и методах работы ученых минувших дней, — заключает инженер по образованию, ученый-физик, исследователь истории науки, проблем демографии и народонаселения и популяризатор науки Сергей Петрович Капица.  

Ксения Капитоненко
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков