Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3783) 14 ноября 2008 года
событие

Универсалы

Выход в свет книги «Универсанты в мире искусства» — весьма важное событие не только для истории Санкт-Петербургского университета, но и для истории отечественной культуры в целом. До недавнего времени понятие «знаменитый универсант» ассоциировалось прежде всего с миром науки. А наличие университетского образования у деятеля искусства, свернувшего, а скорее, и не встававшего на научную стезю, не акцентировалось в работах историков искусства. Например, в некоторых монографиях о М.А.Врубеле вообще не упоминается тот факт, что будущий художник учился в Университете и получил диплом юриста в 1880 г.. Ряд авторов, пишущих об одном из лидеров объединения «Мир искусства» С.П.Дягилеве, полагают, что Университет не сыграл особой роли в формировании его личности и мировоззрения.

Знания об ученых и художниках словно существовали в разных плоскостях. Только относительно узкому кругу специалистов было известно, что в Университете учились многие выдающиеся российские художники. Так, в 1982 г., в IV томе «Очерков по истории Ленинградского университета», сотрудниками Музея истории ЛГУ был опубликован список «Универсанты — деятели культуры», насчитывающий более 300 имен, среди которых было немало крупнейших деятелей

отечественного и мирового изобразительного искусства. Но последние годы явно обозначили интерес к этому явлению отечественной художественной культуры. В 1999 г. во время празднования 275-летия Университета в музейном комплексе «Смольный собор» демонстрировалась выставка произведений из нескольких петербургских музеев, посвященная творчеству художников, имена которых связаны с Петербургским (Ленинградским) университетом. В трех томах сборника «Знаменитые универсанты», посвященных питомцам Санкт-Петербургского университета, очерки о выдающихся деятелях науки чередовались со статьями о художниках, составивших славу отечественного искусства — Николае Ге, Василии Поленове, Михаиле Врубеле, Александре Бенуа, Игоре Грабаре, Мстиславе Добужинском, Иване Билибине.

Книга «Универсанты в мире искусства» целиком посвящена деятелям мира искусства. Это позволяет более отчетливо и весомо представить значение Университета, университетского образования в жизни и творчестве многих художников. В книге сорок биографических статей. Они рассказывают как о знаменитых деятелях искусства — упомянутых нами героях «Знаменитых универсантов», так и о не вошедших в те выпуски — о графиках Юрии Анненкове и Николае Купреянове, скульпторе Евгении Лансере, а также и о более скромных художниках, известных скорее специалистам, нежели широкой публике, как, например, о Павле Брюллове, Всеволоде Воинове или Иване Ваулине, об ученых и писателях, которые, наряду со своей основной деятельностью, серьезно увлекались рисованием — Иване Тургеневе, Николае Миклухо-Маклае, Леониде Андрееве, Велемире Хлебникове и других. Не случайно открывает издание статья о знаковой фигуре в истории преобразованной Петром I России — первом отечественном энциклопедисте Михайле Ломоносове, чья жизнь и деятельность символизируют стремление пытливого ума и недюжинной энергии к самому разнообразному проявлению способностей.

Но все же большинство «университетских» художников связаны со знаменитым петербургским художественным объединением «Мир искусства», стоявшим у истоков формирования новой художественной эпохи в России — Серебряного века русской культуры. Именно для них университетское образование — «сам собой разумеющийся», незаметный, и в то же время необходимый фундамент, при всей случайности для каждого в отдельности, оказался закономерностью. Почти все они учились на Юридическом факультете университета.

Вообще в то время именно Юридический факультет пользовался большой популярностью, более половины студентов всего университета были юристами. «Золотая молодежь» выбирала Университет для «расширения кругозора» и престижного диплома, радикально настроенные разночинцы рассматривали пребывание в университетских стенах как «род подготовительного стажа для политической агитации прогрессивного, иначе говоря, революционного характера», и лишь единицы мечтали о карьере юриста и ответственно относились к занятиям. Но, при всей студенческой вольнице и манкировании лекциями, в мемуарах мирискусников — Бенуа, Добужинского, Рериха, Грабаря — сохранились яркие воспоминания об университетских преподавателях, прежде всего о декане юридического факультета, блестящем ученом и великолепном лекторе В.И.Сергеевиче, а также о Ф.Ф.Мартенсе, Н.Л.Дювернуа, И.Я.Фойницком, и Н.М.Коркунове (хотя именно его фигура вызывала наиболее полярные оценки — от негодования перед закоренелым монархистом, трепета перед «страшным» преподавателем и до восторга перед выдающимся ученым). Как отмечал Добужинский, «факультет был исключительно блестящ по составу профессоров». К этому можно добавить, что он давал широкое гуманитарное образование, применение которому можно было найти в самых различных областях.

Университетское образование во многом сформировало и определило тип художника Серебряного века — интеллектуала и эстета, «энциклопедиста» как в плане художественных специализаций, так и в общекультурном смысле. Именно в начале ХХ века, и прежде всего благодаря «Миру искусства», произошел переворот в общественном сознании, когда художник из достаточно однобокой, часто легковесной или маргинальной фигуры превратился во властителя дум, став интеллектуальным камертоном общества.

Книга «Универсанты в мире искусства» хорошо оформлена и проиллюстрирована. Она сочетает презентативность «роскошного» альбома, увлекательность текстов и серьезный научно-справочный аппарат. Огромная работа по поиску новых сведений о художниках и деятелях культуры, принадлежащих различным эпохам и художественным направлениям, проделана составителем книги и автором большинства статей — историком искусства, сотрудником Русского музея С.Н.Левандовским (два очерка написаны французскими исследователями Ренэ Герра и Ренатой Клавьен-Мусиной). Тем большее недоумение вызывает тот факт, что фамилию автора 37 из 40 очерков можно с трудом отыскать в самом конце книги, поскольку, в отличие от статей французских коллег, после написанных С.Н.Левандовским статей имя автора не фигурирует. Впрочем, скромность всегда была характерной приметой русских интеллигентов. Примета последнего времени — крупный шрифт на шмуцтитуле с именами спонсоров издания.

Без всякого сомнения, книга «Универсанты в мире искусства» — ценное во всех отношениях издание, настоящее событие в жизни Санкт-Петербургского университета, в культурной хронике Петербурга. А наличие зеркального текста на английском языке сделает это издание доступным и мировой общественности. Значение этой книги — не только в том, что это познавательная и увлекательная история былой российской культуры. Ее уроки в значительной степени актуальны сегодня. Именно в современной, быстро развивающейся и меняющейся России многие востребованные и публичные деятели, как правило, не ограничиваются рамками своей дипломной специальности. Люди искусства занимаются политической деятельностью. Герои спорта идут в политику и пишут книги. Политики пробуют себя на ниве искусства и литературы. Можно сказать иронично — «дилетанты», но можно и уважительно — «универсалы», тем более, что это однокоренное слово с «университетом». Герои книги «Универсанты в мире искусства» показывают нам пример блестящей реализации и синтеза научного, университетского образования и творческого потенциала.  

И.Л.Тихонов,
директор Музея истории СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков