|
№ 16 (3783) 14 ноября 2008 года
|
|
|
уходящая натура
|
|
|
По Смоленке.
Между 7-й и 8-й линиями
Дорога уже приводила нас на набережную Смоленки (см. “СПбУ”, 2008, № 5). Это один из интереснейших уголков города, пространство с совершенно особым настроением, удивительными пейзажами. Издавна селились здесь мастера окрестных заводов, духовенство, не избегали этих мест и художники, среди которых упомянем Б.И.Анисфельда, известного театрального декоратора, связанного с «Миром искусства». Мастерская его сохранилась до наших дней в доме № 20, выстроенном в 1902–1904 гг. по проекту архитектора В.В.Гейне. Впечатляющий рассказ о местных послевоенных обитателях можно найти в замечательной книге Э.Кочергина «Ангелова кукла», каковую мы настоятельно рекомендуем прочесть всем интересующимся историей родного города, да и просто любителям хорошей прозы. Наше же повествование — о небольшом отрезке набережной Смоленки меж 8-й и 7-й линиями.
|
|
|
|
Доходный дом Н.А.Рейхеля. Вид со стороны Уральского моста |
Дом Шредера. Флигель |
Дом Шредера. Вид со двора. |
|
Открывает панораму 8-й линии от Уральского моста монументальное здание — доходный дом Н.А.Рейхеля (№ 12/85), возведенный в 1909–1910 гг. по проекту архитектора Василия Константиновича Вейса. Угол пятиэтажного сооружения эффектно декорирован высокой башней с изящно прорисованным куполом. Башня — не случайный мотив в творчестве Вейса, в качестве примера можно привести особняк П.М.Богомольца на Мытнинской улице, д. 13, выстроенный архитектором несколько ранее — там эркер, увенчанный массивным куполом, использован в иной градостроительной ситуации. До нашего времени дошли многочисленные фрагменты интерьеров дома Рейхеля — лестница с перилами лаконичного рисунка и характерною печью со скругленными углами на первом этаже. На фасаде со стороны 8-й линии — скульптурная декоративная маска. Дом Рейхеля, без сомнения, один из заметных памятников эпохи модерна в нашем городе.
Далее по набережной Смоленки расположены два здания, ныне расселенные и закрытые зеленым строительным тюлем. Одно из них выстроено в 1882 году архитектором Константином Трофимовичем Андрущенко, много работавшем на Васильевском острове.
Уже не раз за время наших путешествий мы сталкивались с тем поразительным обстоятельством, что посреди индустриальной, заводской застройки находятся удивительные комплексы XVIII века. Таков дом № 8/86, известный как дом Шредера, с оградою и великолепным миниатюрным флигелем, выходящим на набережную. Флигель этот, прилепившийся к брандмауэру соседнего дома, почти буквально отсылает нас к графике Мстислава Добужинского, к таким его работам, как «Сад» и «Человек в очках». Сам же дом № 8/86 первоначально был двухэтажным. В 1838 году архитектор Георг Рупрехт (по-русски Егор Тимофеевич) Цолликофер надстроил его третьим этажом. А на первом этаже и по сей день сохранились своды XVIII века, современные постройке здания. Сейчас там расположены несколько мастерских. Два же верхних этажа пустуют и затянуты строительной сеткой. Однако со стороны двора видны многочисленные трещины на фасаде памятника, требующего к себе самого пристального внимания. Опасения вызывает и тот факт, что соседний по 7-й линии дом, также постройки XVIII века, был снесен уже на нашей памяти, в конце 70-х годов XX столетия, и заменен страшноватым корпусом завода им. Козицкого. Впрочем… закончим цитатой из «Старого Петербурга» Лукомского: «… надо думать, что впредь подобные эксцессы, направленные против реликвий прошлого, не будут иметь места». Сказано, a propos, в 1917 году.
Александр Гущин
Фото автора
|