Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3783) 14 ноября 2008 года
уходящая натура

По Смоленке.
Между 7-й и 8-й линиями

Дорога уже приводила нас на набережную Смоленки (см. “СПбУ”, 2008, № 5). Это один из интереснейших уголков города, пространство с совершенно особым настроением, удивительными пейзажами. Издавна селились здесь мастера окрестных заводов, духовенство, не избегали этих мест и художники, среди которых упомянем Б.И.Анисфельда, известного театрального декоратора, связанного с «Миром искусства». Мастерская его сохранилась до наших дней в доме № 20, выстроенном в 1902–1904 гг. по проекту архитектора В.В.Гейне. Впечатляющий рассказ о местных послевоенных обитателях можно найти в замечательной книге Э.Кочергина «Ангелова кукла», каковую мы настоятельно рекомендуем прочесть всем интересующимся историей родного города, да и просто любителям хорошей прозы. Наше же повествование — о небольшом отрезке набережной Смоленки меж 8-й и 7-й линиями.

Доходный дом Н.А.Рейхеля. Вид со стороны Уральского моста Дом Шредера. Флигель Дом Шредера. Вид со двора.

Доходный дом Н.А.Рейхеля. Вид со стороны Уральского моста

Дом Шредера. Флигель

Дом Шредера. Вид со двора.

Открывает панораму 8-й линии от Уральского моста монументальное здание — доходный дом Н.А.Рейхеля (№ 12/85), возведенный в 1909–1910 гг. по проекту архитектора Василия Константиновича Вейса. Угол пятиэтажного сооружения эффектно декорирован высокой башней с изящно прорисованным куполом. Башня — не случайный мотив в творчестве Вейса, в качестве примера можно привести особняк П.М.Богомольца на Мытнинской улице, д. 13, выстроенный архитектором несколько ранее — там эркер, увенчанный массивным куполом, использован в иной градостроительной ситуации. До нашего времени дошли многочисленные фрагменты интерьеров дома Рейхеля — лестница с перилами лаконичного рисунка и характерною печью со скругленными углами на первом этаже. На фасаде со стороны 8-й линии — скульптурная декоративная маска. Дом Рейхеля, без сомнения, один из заметных памятников эпохи модерна в нашем городе.

Далее по набережной Смоленки расположены два здания, ныне расселенные и закрытые зеленым строительным тюлем. Одно из них выстроено в 1882 году архитектором Константином Трофимовичем Андрущенко, много работавшем на Васильевском острове.

Уже не раз за время наших путешествий мы сталкивались с тем поразительным обстоятельством, что посреди индустриальной, заводской застройки находятся удивительные комплексы XVIII века. Таков дом № 8/86, известный как дом Шредера, с оградою и великолепным миниатюрным флигелем, выходящим на набережную. Флигель этот, прилепившийся к брандмауэру соседнего дома, почти буквально отсылает нас к графике Мстислава Добужинского, к таким его работам, как «Сад» и «Человек в очках». Сам же дом № 8/86 первоначально был двухэтажным. В 1838 году архитектор Георг Рупрехт (по-русски Егор Тимофеевич) Цолликофер надстроил его третьим этажом. А на первом этаже и по сей день сохранились своды XVIII века, современные постройке здания. Сейчас там расположены несколько мастерских. Два же верхних этажа пустуют и затянуты строительной сеткой. Однако со стороны двора видны многочисленные трещины на фасаде памятника, требующего к себе самого пристального внимания. Опасения вызывает и тот факт, что соседний по 7-й линии дом, также постройки XVIII века, был снесен уже на нашей памяти, в конце 70-х годов XX столетия, и заменен страшноватым корпусом завода им. Козицкого. Впрочем… закончим цитатой из «Старого Петербурга» Лукомского: «… надо думать, что впредь подобные эксцессы, направленные против реликвий прошлого, не будут иметь места». Сказано, a propos, в 1917 году.  

Александр Гущин
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков